Найти тему

Христос в Гефсиманском саду в русской живописи

Молитва Христа в Гефсиманском саду – наиболее драматичный момент евангельской истории. Христос, обладая божественным провидением грядущих событий, по-человечески не хочет ни мучений, ни смерти.

Смерть страшит Его.

И в Гефсиманский сад перед предательством Иуды Он берет с собой учеников, чтобы не оставаться одному. Но ученики, утомленные событиями прошедшего дня, засыпают, оставляя своего учителя бодрствовать в одиночестве.

И Христос молится, повторяя по свидетельству апостола Луки слова: «Да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты».

И кровавые капли пота выступают у Него на лбу.

Моление о чаше в русской живописи

Существует сложившийся канон православной иконы моления о чаше, здесь Христос воздевает руки к небу и видит перед собой ангела.

Православная икона 19 века. Моление о чаше.
Православная икона 19 века. Моление о чаше.

Икона хоть и содержат элементы драматизма, но в целом для нее свойственно спокойствие, передающее связь Бога-Сына и Бога-Отца.

Православная икона. Моление о чаше
Православная икона. Моление о чаше

Иначе рассказывают об этих событиях русские живописцы.

Фёдор Бруни «Моление о чаше» (1834–1836)

Эту картину художник создавал в Риме в течение 2 лет, тщательно выделяя все детали.

В манере академизма Бруни сдержанно, но эмоционально пытается передать внутренне смятение Христа, Его готовность принять Волю Божию (образ чаши) и его душевные муки перед лицом неизбежных страданий.

Золотистый свет окутывает фигуры Спасителя мягкой дымкой, указывая и на терновый венец за ним – знак будущей крестной смерти, и на молодой плющ, который обвивает камень, у Его ног, - знак будущего Воскрешения.

Фёдор Бруни «Моление о чаше»  (1834–1836)
Фёдор Бруни «Моление о чаше» (1834–1836)

Василий Перов «Христос в Гефсиманском саду» (1878)

Эта картина русского живописца трагична. Мы видим Христа, лежащего ниц на земле, переживающего состояние душевной скорби.

Где-то там вдали светятся окошки Иерусалима, но здесь Христос оставлен всеми. Рядом с ним только Бог и Его молитва.

Рядом на камне художник изображает терновый венец как знак будущих страданий Спасителя.

Чувствуется, что для художника – это не рядовая картина, это плод его долгих и трудных размышлений о судьбе христианства и самой идеи спасения. Ведь когда-то он нарисовал обличающую религиозное невежество картину «Сельский ход на Пасху», но сейчас пришел к постижению подвига Христа.

Василий Перов «Христос в Гефсиманском саду» (1878)
Василий Перов «Христос в Гефсиманском саду» (1878)

Вильгельм Котарбинский «Моление о чаше»

На этой картине художника польского происхождения Вильгельма Котарбинского мы видим замершего в молитве Спасителя, обращенного к своим переживаниям. Лицо его обращено к небу, руки молитвенно сложены, Христос полон смирение перед волей Создателя.

Вильгельм Котарбинский «Моление о чаше»
Вильгельм Котарбинский «Моление о чаше»

Во Владимирском соборе в Киеве есть фреска на этот сюжет, выполненная Вильгельмом Котарбинским вместе с Павлом Сведомским, которая отчасти повторяет живописный образ Котарбинского.

Котарбинский Вильгельм Александрович и Сведомский Павел Александрович - Моление о чаше Фреска Владимирского собора в Киеве
Котарбинский Вильгельм Александрович и Сведомский Павел Александрович - Моление о чаше Фреска Владимирского собора в Киеве

Архип Куинджи «Христос в Гефсиманском саду»

На этой картине, созданной в 1901 году, автор подчеркивает одиночество Христа и его боль. Известный мастер пейзажа он тонко выписывает лучи лунного света, падающие на Бога, и тьму, которая объяла Гефсиманский сад ночью.

Это производит сильное впечатление на зрителей.

Христос в Гефсиманском саду (картина Архипа Куинджи, 1901)
Христос в Гефсиманском саду (картина Архипа Куинджи, 1901)

Иван Айвазовский «Моление о чаше» (1897)

На этой картине прославленный художник-маринист рисует Христа в тот момент, когда позади Него уже показались фигуры стражников, а рядом спят апостолы.

Лик Христа освящен светом, Господь, замерший в коленопреклоненной молитве, кажется спокойным и сосредоточенным.

Иван Айвазовский «Моление о чаше» (1897)
Иван Айвазовский «Моление о чаше» (1897)

Василий Верещагин «Моление о чаше» (1875-1880)

Это изображение молитвы Христа в Гефсиманском саду художник-баталист Василий Верещагин выполнил для Храма Христа Спасителя, поэтому здесь Христос изображен в классической манере, повторяющий православное иконное изображение.

На него смотрит Ангел, с болью преподносящий Ему чашу страданий.

К слову сказать, это полотно было сохранено, оно избежало гибели во время разрушения храма и вместе с другими полотнами Верещагина на евангельские сюжеты находится сейчас в новом Храме Христа Спасителя.

Василий Верещагин «Моление о чаше» (1875-1880)
Василий Верещагин «Моление о чаше» (1875-1880)

Семен Живаго «Моление о чаше»

Изображение молящегося в Гефсиманском саду Христа есть и в важнейшем соборе Петербурга. Это Исаакиевский собор. В нем на третьем ярусе главного иконостаса можно увидеть эту фреску.

Здесь свет идет от Ангела, который беседуют с Христом. Весь остальной сад укрыла своей темнотой ночь.

Семен Живаго «Моление о чаше»
Семен Живаго «Моление о чаше»

Николай Шаховской «Моление о чаше»

Похожее изображение Христа рядом с Ангелом можно увидеть на эскизе мозаики храма Спаса-на-крови в Петербурге. Здесь около молящегося Христа стоит Ангел, который утешает Спасителя.

Николай Шаховской «Моление о чаше»
Николай Шаховской «Моление о чаше»

А вот так эта мозаика выглядит в храме.

Худ. Н. П. Шаховской. Мозаика храма Воскресения Христова
Худ. Н. П. Шаховской. Мозаика храма Воскресения Христова

Михаил Нестеров «Моление о чаше»

По особенному светлым в характерной для себя манере изображает Христа Михаил Нестеров. Образ Спасителя, обращенного к светящейся чаше, кроток и полон любви к людям. Христос принимает свои будущие муки, потому что понимает, что должен принести себя в жертву.

Михаил Нестеров «Моление о чаше»
Михаил Нестеров «Моление о чаше»

Василий Поленов «Христос в Гефсиманском саду»

Особенным предстоит образ Христа в картинах художника Поленова, который создал целый цикл произведений на библейские сюжеты.

Его Христос в Гефсиманском саду, молящийся на коленях, мало похож на сложившийся канонический образ. Ему ближе человеческие переживания и страхи. Но тем самым Он становится ближе людям.

Василий Поленов «Христос в Гефсиманском саду»
Василий Поленов «Христос в Гефсиманском саду»

Николай Ге «В Гефсиманском саду» (1869–1880)

Наверное, одним из самых трагических стало изображение Христа в Гефсиманском саду в работах художника Ге.

В его картинах «Гефсиманского цикла» (а их несколько, есть разные варианты одного и того же сюжета) показан весь беспробудный ужас состояния Христа. Его отчаянье и боль. Ведь Бог не создавал смерти, поэтому пройти через ее горнило Сыну Божьему непросто.

Потому ночная мгла и передает это внутреннее состояние Иисуса.

Вот первое полотно Ге, где он изображает только путь в Гефсиманский сад. Христос поднимает глаза к небу, но не обретает там утешение.

Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад. Н. Н. Ге. 1889 гг
Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад. Н. Н. Ге. 1889 гг

А это сама молитва в Гефсиманском саду, здесь очень много боли и одиночества.

Ге Николай Николаевич - В Гефсиманском саду - 1869-1880
Ге Николай Николаевич - В Гефсиманском саду - 1869-1880

Продолжают евангельскую тему Гефсиманиии и современные нам художники.

Вадим Филимонов «Христос в Гефсиманском саду» (1978)

Эта картина разрывает привычные каноны: в ней есть Христос, окруженный нимбом, крест, взмывающий в небо, и крылья ангела, пронизывающие красным светом высоту.

И несмотря на свое модернистское прочтение, эта картина понятна. Потому что в ней тоже изображены евангельские события. Те, которые произошли 2000 лет назад, но близки нам и сегодня.

Вадим Филимонов «Христос в Гефсиманском саду» (1978)
Вадим Филимонов «Христос в Гефсиманском саду» (1978)

Илья Глазунов «Христос в Гефсиманском саду» (1992)

На картине Ильи Глазунова Христос полностью погружен в переживание будущей смерти. Но помимо скорби на его лице отразился отпечаток божественной любви к людям и понимания того, что за смертью будет и Воскресенье.

Вадим Филимонов «Христос в Гефсиманском саду» (1978)
Вадим Филимонов «Христос в Гефсиманском саду» (1978)

А вам, мои уважаемые читатели, какое изображение кажется наиболее точным?