Молитва Христа в Гефсиманском саду – наиболее драматичный момент евангельской истории. Христос, обладая божественным провидением грядущих событий, по-человечески не хочет ни мучений, ни смерти.
Смерть страшит Его.
И в Гефсиманский сад перед предательством Иуды Он берет с собой учеников, чтобы не оставаться одному. Но ученики, утомленные событиями прошедшего дня, засыпают, оставляя своего учителя бодрствовать в одиночестве.
И Христос молится, повторяя по свидетельству апостола Луки слова: «Да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты».
И кровавые капли пота выступают у Него на лбу.
Моление о чаше в русской живописи
Существует сложившийся канон православной иконы моления о чаше, здесь Христос воздевает руки к небу и видит перед собой ангела.
Икона хоть и содержат элементы драматизма, но в целом для нее свойственно спокойствие, передающее связь Бога-Сына и Бога-Отца.
Иначе рассказывают об этих событиях русские живописцы.
Фёдор Бруни «Моление о чаше» (1834–1836)
Эту картину художник создавал в Риме в течение 2 лет, тщательно выделяя все детали.
В манере академизма Бруни сдержанно, но эмоционально пытается передать внутренне смятение Христа, Его готовность принять Волю Божию (образ чаши) и его душевные муки перед лицом неизбежных страданий.
Золотистый свет окутывает фигуры Спасителя мягкой дымкой, указывая и на терновый венец за ним – знак будущей крестной смерти, и на молодой плющ, который обвивает камень, у Его ног, - знак будущего Воскрешения.
Василий Перов «Христос в Гефсиманском саду» (1878)
Эта картина русского живописца трагична. Мы видим Христа, лежащего ниц на земле, переживающего состояние душевной скорби.
Где-то там вдали светятся окошки Иерусалима, но здесь Христос оставлен всеми. Рядом с ним только Бог и Его молитва.
Рядом на камне художник изображает терновый венец как знак будущих страданий Спасителя.
Чувствуется, что для художника – это не рядовая картина, это плод его долгих и трудных размышлений о судьбе христианства и самой идеи спасения. Ведь когда-то он нарисовал обличающую религиозное невежество картину «Сельский ход на Пасху», но сейчас пришел к постижению подвига Христа.
Вильгельм Котарбинский «Моление о чаше»
На этой картине художника польского происхождения Вильгельма Котарбинского мы видим замершего в молитве Спасителя, обращенного к своим переживаниям. Лицо его обращено к небу, руки молитвенно сложены, Христос полон смирение перед волей Создателя.
Во Владимирском соборе в Киеве есть фреска на этот сюжет, выполненная Вильгельмом Котарбинским вместе с Павлом Сведомским, которая отчасти повторяет живописный образ Котарбинского.
Архип Куинджи «Христос в Гефсиманском саду»
На этой картине, созданной в 1901 году, автор подчеркивает одиночество Христа и его боль. Известный мастер пейзажа он тонко выписывает лучи лунного света, падающие на Бога, и тьму, которая объяла Гефсиманский сад ночью.
Это производит сильное впечатление на зрителей.
Иван Айвазовский «Моление о чаше» (1897)
На этой картине прославленный художник-маринист рисует Христа в тот момент, когда позади Него уже показались фигуры стражников, а рядом спят апостолы.
Лик Христа освящен светом, Господь, замерший в коленопреклоненной молитве, кажется спокойным и сосредоточенным.
Василий Верещагин «Моление о чаше» (1875-1880)
Это изображение молитвы Христа в Гефсиманском саду художник-баталист Василий Верещагин выполнил для Храма Христа Спасителя, поэтому здесь Христос изображен в классической манере, повторяющий православное иконное изображение.
На него смотрит Ангел, с болью преподносящий Ему чашу страданий.
К слову сказать, это полотно было сохранено, оно избежало гибели во время разрушения храма и вместе с другими полотнами Верещагина на евангельские сюжеты находится сейчас в новом Храме Христа Спасителя.
Семен Живаго «Моление о чаше»
Изображение молящегося в Гефсиманском саду Христа есть и в важнейшем соборе Петербурга. Это Исаакиевский собор. В нем на третьем ярусе главного иконостаса можно увидеть эту фреску.
Здесь свет идет от Ангела, который беседуют с Христом. Весь остальной сад укрыла своей темнотой ночь.
Николай Шаховской «Моление о чаше»
Похожее изображение Христа рядом с Ангелом можно увидеть на эскизе мозаики храма Спаса-на-крови в Петербурге. Здесь около молящегося Христа стоит Ангел, который утешает Спасителя.
А вот так эта мозаика выглядит в храме.
Михаил Нестеров «Моление о чаше»
По особенному светлым в характерной для себя манере изображает Христа Михаил Нестеров. Образ Спасителя, обращенного к светящейся чаше, кроток и полон любви к людям. Христос принимает свои будущие муки, потому что понимает, что должен принести себя в жертву.
Василий Поленов «Христос в Гефсиманском саду»
Особенным предстоит образ Христа в картинах художника Поленова, который создал целый цикл произведений на библейские сюжеты.
Его Христос в Гефсиманском саду, молящийся на коленях, мало похож на сложившийся канонический образ. Ему ближе человеческие переживания и страхи. Но тем самым Он становится ближе людям.
Николай Ге «В Гефсиманском саду» (1869–1880)
Наверное, одним из самых трагических стало изображение Христа в Гефсиманском саду в работах художника Ге.
В его картинах «Гефсиманского цикла» (а их несколько, есть разные варианты одного и того же сюжета) показан весь беспробудный ужас состояния Христа. Его отчаянье и боль. Ведь Бог не создавал смерти, поэтому пройти через ее горнило Сыну Божьему непросто.
Потому ночная мгла и передает это внутреннее состояние Иисуса.
Вот первое полотно Ге, где он изображает только путь в Гефсиманский сад. Христос поднимает глаза к небу, но не обретает там утешение.
А это сама молитва в Гефсиманском саду, здесь очень много боли и одиночества.
Продолжают евангельскую тему Гефсиманиии и современные нам художники.
Вадим Филимонов «Христос в Гефсиманском саду» (1978)
Эта картина разрывает привычные каноны: в ней есть Христос, окруженный нимбом, крест, взмывающий в небо, и крылья ангела, пронизывающие красным светом высоту.
И несмотря на свое модернистское прочтение, эта картина понятна. Потому что в ней тоже изображены евангельские события. Те, которые произошли 2000 лет назад, но близки нам и сегодня.
Илья Глазунов «Христос в Гефсиманском саду» (1992)
На картине Ильи Глазунова Христос полностью погружен в переживание будущей смерти. Но помимо скорби на его лице отразился отпечаток божественной любви к людям и понимания того, что за смертью будет и Воскресенье.
А вам, мои уважаемые читатели, какое изображение кажется наиболее точным?