Найти тему
Экономика России

1 мая ФРС США в шестой раз подряд не решилась что-то делать с базовой ставкой, оставив её в коридоре 5,25%-5,5%

Глава регулятора Джером Пауэлл высказал своё личное мнение о малой вероятности повышения процентного уровня в этом году. Фьючерсы на ставку, которые торгуются на чикагской бирже CME Group, показывают: трейдеры рассчитывают лишь на одно ослабление базовой ставки — в ноябре, и уже после завершения голосования на американских президентских выборах.

На самом деле, это — ложная надежда. Инфляция в США вышла из-под контроля, и об этом говорят миллионы американцев в социальных сетях. За последние три года средний чек в супермаркете для потребителя вырос на 75%. С 2020 года бензин подорожал в два раза, и за это же время базовая ставка ФРС США также удвоилась.

Инфляция раскручивается даже при высокой ставке ФРС США. Почему? Регулятор вынужден всё больше выкупать долговые бумаги американского Минфина, закачивая тем самым в экономику всё больший объём долларов. Но сторонний спрос на облигации Минфина США падает сильнее, чем растёт спрос на них со стороны ФРС США.

Как итог, процентные ставки по облигациям остаются высокими, а обслуживание госдолга становится всё более затратным для американского бюджета. Траты только на проценты движутся к тому, чтобы сравняться с объёмом расходов на всё социальное обеспечение американцев.

По-хорошему, ФРС США должна была бы поднять базовую ставку, чтобы сделать облигации Минфина США более привлекательными. Но не может пойти на это, так как это усугубит общую долговую ситуацию. Ведь сейчас доходность по 10-летним бондам США — 4,6%. По оценке JP Morgan Chase, лишь при доходности от 8% эти бумаги могут реально заинтересовать других инвесторов, кроме ФРС США.

Всё это ещё более показывает глубину трагедии США. Американский доллар долгое время вытягивал экономику, давая беспрецедентное преимущество для США перед всеми другими странами. Так и сейчас, когда сыпятся на Уолл-стрит рынки акций, облигаций, обваливается биткоин и большинство криптовалют, глобальные инвесторы бегут в доллар США.

Долларовый индекс DXY вырос с начала года на 4,34%. Американская валюта укрепляется, но инфляция внутри США раскручивается — парадокс, который больно ударяет по Вашингтону.

Аномально сильный доллар уничтожает промышленность США. Она и так составляет лишь 11% ВВП США, а будет ещё больше уменьшаться. Для сравнения, в мире эта доля составляет 16%, а в КНР — вообще 28%.

ВВП США становится всё более зависимым от уровня потребления американцев, а он сокращается, учитывая неуправляемую инфляцию. Что делать? Ослабить доллар не удаётся — для этого нужно вводить меры валютного контроля, а это значит Вашингтону нужно отказаться от статуса доллара как глобальной резервной денежной единицы. Был бы слабым доллар, стала бы более конкурентной продукция, произведенная в США. Но это невозможно.

Крепкий доллар мог бы увеличить потребление американцев, но для этого нужны более дешёвые кредиты. Но снизить ставку — это значит усугубить долговой кризис, так как глобальные инвесторы ещё больше потеряют аппетит к бондам от Джанет Йеллен.

В США умирает консьюмеризм, как его знали многие годы. Но это хоронит и американскую экономику. С высокой инфляцией, с растущим рекордным темпом госдолгом, с хронически дефицитным бюджетом и отрицательным сальдо внешней торговли, но с сильным долларом, дорогими кредитами и падающим потреблением — этот сумасшедший микс, от которого американцы не избавятся уже никогда.