Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?
Предыдущие главы:
ЕЛЕНИНСКАЯ УЛИЦА
Как пропавшая буква вернулась на место
Еленинская улица – старейшая в городе! Она появилась в конце 18 века, когда Екатерина 2 провозгласила Ораниенбаум уездным городом и задумала в новоявленном городе преобразования! И с тех пор улица, выходящая из парка усадьбы, стала одной из главных городских улиц, оставляя всё же первенство за Дворцовым проспектом.
Она протянулась через весь город почти на километр (900 м). Но, если Дворцовый проспект лежит у подножия горы, Литоринового уступа, Еленинская проходит по самому его краю, уже в нагорной части. А потому и названа была поначалу просто Нагорной. Застраиваться Нагорная начала ещё при Екатерине, но расцвет улицы пришёлся на 19 век, когда в Ораниенбаумской усадьбе уже хозяйничала великая княгиня Елена Павловна. При ней город становится морским курортом, и петербуржцы едут сюда летом отдыхать на взморье. Начинается дачный бум, и Ораниенбаум застраивается чудесными дачными домиками затейливой архитектуры. И самыми популярными становятся места с видом на море вдоль Нагорной улицы.
В 1869 году в честь хозяйки Ораниенбаума улицу переименовали в Еленинскую. Но наступил новый век, а с ним и новые времена! Говорят, после Октябрьской революции 1917 революционно настроенная молодежь стихийно переименовала улицу в честь вождя пролетариата! Для этого нужно было стереть лишь первую букву в названии, и Еленинская превратилась в Ленинскую! Таковой и оставалась до конца 20 столетия. Но в 1998 году улице вернули дореволюционное название. Теперь она вновь носит имя Елены Павловны, бывшей хозяйки Ораниенбаума, и мы непременно должны помнить об этой великой женщине, вложившей в наш город частицу своей души!
Исчезнувшие домики
Деревянные дома на Елененской возвышались над каменными постройками Дворцового и доминировали в ландшафте! А потому они должны были привлекать к себе внимание! И, не сомневаюсь, у них получалось! Они имели затейливые фасады, пристройки, мезонины, веранды, башенки и террасы. Все это украшалось ажурной резьбой и разнообразными по форме и размерам окнами. А в этих окнах сверкали и переливались в лучах летнего солнца разноцветные стекла, сложенные в замысловатые орнаменты!
Я любила ходить по Ленинской – словно книжку с картинками перелистывала! Только детству свойственна эта непосредственность разглядывания! И я с любопытством рассматривала домики, не догадываясь ещё, что любуюсь их архитектурной красотой! Как же мне хочется вернуть их на место, хотя бы на часок, чтобы вновь рассмотреть их в деталях, чтобы восстановить в памяти ту красоту, которая пленяла маленькую девочку!
Но домики явно доживали свой век! Это было очевидно! И мы, дети, это чувствовали! Покосившиеся и почерневшие, вросшие в землю, они уже не блистали былой красотой, а вызывали жалость и скрытую неприязнь, которую нередко испытывает юность к старости. Со свойственным детям максимализмом мы были уверены, что недолго осталось жить в нашем городе этим домам. Они уйдут, а их место займут новые современные постройки. Мы знали, что это неизбежно случится, и ждали, когда домики снесут, а мы наберем на развалинах цветных стеклышек! Думаю, девочки-ровесницы догадались зачем! В моем детстве модно было делать «секретики».
«Секретик» – это маленький девчоночий тайничок, спрятанный клад с милыми штучками! В тайник шли бусинки, фантики-золотинки, веточки, цветочки! Все это красиво выкладывалось в небольшой ямке, выкопанной в земле, и накрывалось стеклышком! Затем тайник засыпался землей, и она утрамбовывалась. Если потом потереть землю, постепенно открывалась прекрасная картинка под стеклом! Полюбуешься творением, и вновь спрячешь! Казалось, потом, когда-нибудь, придешь, отыщешь свой «секретик» и порадуешься! Но об этом тут же забывалось, а очередное найденное стеклышко становилось поводом собирать новый тайничок! Интересно, сколько таких «секретиков» перекопали, когда создавали парк «300 летия Ломоносова»? Ведь именно на этой бросовой земле мы прятали свои секреты!
Но из «секретиков» мы выросли, а домики все еще стояли! И уже появился к ним другой интерес! Они стали такими родными и привычными, что, казалось, они будут всегда! И именно тогда они исчезли! А освободившееся после сноса деревянных домов пространство постепенно застроили новыми домами. И хоть они в большинстве не нарушили картину былой провинциальности, всё же восполнить утрату не смогли. Тем более бесценны те немногие фрагменты деревянного зодчества Ораниенбаума, что сохранились на этой улице. Их буквально можно пересчитать по пальцам. Некоторые домики растеряли свою историю, другие бережно хранят память о славных событиях и своих легендарных владельцах. Я перечитаю их все и расскажу о каждом! И коль вышла я к Еленинской улице, двигаясь от бывшей Офицерской стрелковой школы по улице Ломоносова. Отсюда и начну.
ДОМ КУПЦА ВОЛКОВА
(Еленинская, 26)
Стоя на пересечении Еленинской улицы с улицей Ломоносова, деревянный дом, расположенный на самом краю возвышенности, у спуска к Дому культуры, привлекает внимание не меньше чем его сосед-особняк с Краеведческим музеем! Особенно этот дом нравится любителям заброшенной старины! Он, в самом деле, выглядит несколько таинственно, возможно, из-за забитых окон, которые делают его безликим! Но, скорее, из-за очаровательной угловой башенки! И, конечно, этот дом с историей!
Правда, история весьма затуманенная, как, впрочем, и у других исторических домов Ломоносова! Ни год постройки, ни архитектор не выявлены. Известно, что последним его владельцем до революции был купец Михаил Васильевич Волков. Он перебрался в Ораниенбаум из Кронштадта, когда решил открыть здесь лесопильный заводик. К 1901 году на базе этого завода была учреждена компания «Ораниенбаумское Товарищество лесопильных заводов» – крупное российское предприятие, объединившее несколько деревообрабатывающих заводов и лесных бирж, хорошо известное не только в России, но и за рубежом. В частности, Товарищество вело активную торговлю лесом с Великобританией.
Волков приобретает в Ораниенбауме уже готовый дом на горе, недалеко от Городских ворот, покупает его у прежнего владельца Алексея Леонтьевича Кекина, известного петербуржского предпринимателя. Здесь Волков проживает с семьей до самой революции, став одним из главных городских деятелей. Он вместе со своей супругой Ириной Никтополиновной (официальной владелицей этого дома) сразу активно включается в городскую жизнь. Вскоре Волков становится гласным городской думы – членом городского собрания с правом голоса, а значит входит в число лиц, вершивших судьбы Ораниенбаума на рубеже веков. Он избирается председателем Ораниенбаумского церковно-приходского попечительства, а потом становится председателем строительного комитета по сооружению каменного храма Михаила Архангела. Как и подобало успешным купцам, Волков вместе с супругой занимается благотворительностью. Они состоят членами общественных городских организаций, занимающихся защитой прав горожан, материнства и детства и др.
Дом Волкова, построенный, вероятно, ещё во второй половине 19 века, один из немногих уцелевших деревянных домов Еленинской улицы. Когда-то он конкурировал с другими домами, протянувшимися вдоль возвышенности над Дворцовым проспектом. Пожалуй, он дольше других деревянных домов служил людям. Расселили его сравнительно недавно, в 2013! И не думаю, что жители его коммуналок сильно умилялись! Как бы не приятно было осознавать свою причастность к истории, наверное, хотелось в цивилизацию!
Но вот дом опустел! К этому моменту он уже признанный памятник – объект культурного наследия! Повезло дотянуть до этого почётного звания! Значит, не снесут! Однако может просто исчезнуть сам, если в него не вдохнуть новую жизнь! Вопрос, что делать с этим наследием, остается пока без ответа!
После расселения в доме случился пожар (в 2014). Удивительно, сколько деревянных домов в Ломоносове «случайно» были уничтожены пожаром в 90-х! Ещё более удивительно, что пожары продолжаются и в 21 веке! И уже почти не остаётся сомнений в их не случайности! После пожара дом «законсервировали» и выставили на торги. Несколько лет назад в СМИ появилась новость: дом Волкова выкупил новый владелец! Но радовались рано – что-то пошло не так, и покупатель не смог вступить в права собственника. А это значит, жизнь одного из последних представителей ораниенбаумского деревянного зодчества, по-прежнему остается под угрозой! Зато следующему деревянном дому на Еленинской повезло! В 90-х он вытянул счастливый билет!
Продолжение здесь:
А начало книги здесь, переходите по ссылкам, читайте всю книгу!
От автора.Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!