Карфаген и Рим имели множество общих черт. Рим, согласно официальной версии, берет свое начало в VIII веке до н. э. и был основан потомками Энея, выходца из Малой Азии, родиной которого была Троя, город, захваченный и разрушенный ахейцами. Карфаген же был основан в IX веке до н. э. Дидоной и ее спутниками, прибывшими из Малой Азии, родиной которых был Тир, город, захваченный ассирийцами. Оба государства были монархиями, а затем перешли к республиканской форме правления.
Управление Римом находилось в руках сената, первоначально состоявшего из 100 патрициев, позднее их число было увеличено. Карфаген же напротив управлялся "советом судей", состоявшим из 104 олигархов. Исполнительная власть в Риме, начиная с конца VI века до н. э., принадлежала двум ежегодно избираемым консулам, а в Карфагене, начиная с V века до н. э., - двум ежегодно избираемым суффетам. В обеих республиках высшая власть принадлежала народному собранию, а суффеты и консулы брали на себя роль главнокомандующих во время конфликтов. А значительная часть населения и экономической мощи обоих государств была сосредоточена именно в их столицах, где происходила вся политическая деятельность.
Главные святилища Рима располагались на Капитолийском холме, а основной храм был посвящен Юпитеру, изображенному в виде величественной бородатой фигуры. Карфагенские храмы украшали холм Одеон, главным из которых был храм Ваала, изображавшегося в виде грозного бородатого старца.
Во времена опасности, например в 310 году до н. э., карфагеняне прибегали к человеческим жертвоприношениям, чтобы умиротворить богов, о чем свидетельствуют обнаруженные археологами массовые захоронения детей, которые считались приемлемыми подношениями божествам в то время.
Риме же напротив, известный историк мировых религий Фрейзер, рассказывает о традиции, согласно которой за 30 дней до праздника по жребию выбирали молодого и красивого мужчину, который должен был подражать Сатурну и облачаться в царственные одежды. Ему предоставлялась неограниченная свобода предаваться "плотским утехам" и всевозможному разврату, кульминацией которого становилось его жертвоприношение в канун праздника Сатурна на алтаре бога.
В 97 году до н. э., через пятьдесят лет после разрушения Карфагена, римский сенат официально объявил человеческие жертвоприношения вне закона. Однако этот запрет не распространялся на гладиаторские бои, которые изначально задумывались как умилостивительный обряд, совершаемый во время похорон выдающихся людей. Постановление сената коснулось в первую очередь самого Рима, в то время как в провинциях жертвоприношения Сатурну продолжались. Интересный случай произошел в 303 году нашей эры в римском лагере Дуросторум (современная Силистра, Болгария), где солдат-христианин по имени Дасий, выбранный по жребию в качестве представителя языческого божества, отказался и был впоследствии обезглавлен по приказу своего командира Басса.
Однако между Римом и Карфагеном сохранялось фундаментальное различие. Истоки Рима лежали в бродягах и беженцах, в то время как основатели Карфагена, также беженцы из Тира, были зажиточными и происходили из царского рода. Карфаген развивался как морской центр, сохраняя статус центра торговой империи на протяжении всего своего существования. А также в отличие от карфагенян, которые предпочитали переговоры конфликтам и привлекали наемников и союзников, Рим последовательно стремился к экспансии путем завоеваний.
Термин "легион" в ранней римской истории обозначал гражданское ополчение.
До Пунических войн превосходство Рима заключалось прежде всего в его сухопутных войсках, в то время как Карфаген процветал за счет морской торговли, используя свой грозный флот как в военных, так и в коммерческих целях. Финикийцы, славившиеся своей мореходной хваткой, составляли основу морской мощи Карфагена. Сама суть карфагенского существования базировалась вокруг его морского порта.
Кроме того, их отношение к союзникам существенно различалось. Карфаген подчинял их себе с помощью принуждения, превращая целые регионы в колонии, обязанные платить дань и служить карфагенским интересам. А Рим напротив, применяя схожую стратегию, предоставлял союзникам ограниченное (а в императорские времена - полное) римское гражданство и многочисленные привилегии.
Карфаген стремился к экономической экспансии, а Рим - к территориальному расширению. По сути, Рим олицетворял собой земледельцев и воинов, а Карфаген - морских торговцев.
Если понравилась статья, поддержите канал лайком и подпиской, а также делитесь своим мнением в комментариях.