«Николай Палкин» - с лёгкой руки демократа и публициста Герцена это прозвище «приклеилось» к императору Николаю Первому. Придумано оно было неспроста, и суть тут крылась вовсе не с созвучием отчества государя – Павлович. Несмотря на попытки Николая проявить себя либеральным и гуманным человеком, подданные его не любили.
Все его патриотические порывы оставались незамеченными, а вот скверные дела Николая сразу же «шли в народ», порой превращаясь или в анекдоты, или в истории, сдобренные домыслами. Но почему же в России Николая прозвали «Палкиным»? Чем он вызывал недовольство и осуждение народа?
«Неподготовленный» император
Как описывали императора современники, Николай Павлович был красивым обаятельным мужчиной, человеком, стремившимся к знаниям и соблюдению законов во всех сферах деятельности. Внимательный семьянин, блюститель порядка, он, казалось бы, должен был вызывать восторг своих подданных.
Но на деле всё было иначе – дворяне относились к Николаю Первому с презрением, поэты высмеивали его в своих произведениях, а в народе его называли не иначе как «Николаем Палкиным».
Как и его отец, Николай очень любил порядок и дисциплину. Идеальным вариантом взаимодействия он считал армейские порядки, где всё было подчинено строгому уставу. Разумеется, в светском обществе такие принципы едва ли могли бы оказаться эффективными. К слову, сам Николай Павлович не готовился стать императором. Его родные полагали, что младший брат императора Александра сделает блестящую военную карьеру – большего от великого князя не требовалось.
Но так вышло, что волею судеб Николай оказался на престоле, который был ему не по «размеру». Но какую роковую ошибку совершил царь в самом начале своего правления?
Начинаем с виселиц
Уже в юные годы Николай был известен как человек, привыкший к казарменным порядкам и жёсткой дисциплине. Начало его правления ознаменовалось восстанием декабристов, которое было жестоко подавлено. Уже один только этот факт говорил против Николая-императора. Часть мятежников была отправлена в ссылку, часть – осуждена на смертную казнь.
И вот в последнем царь и допустил самую большую ошибку. Во-первых, начинать своё правление с казней точно не стоило бы. Во-вторых, вид расправы выбирал лично император, и по его предпочтению было решено применять повешение. Надо признать, такой вариант казни для дворян был позором.
Прилюдная расправа над бунтовщиками шокировала народ. В России таких казней не происходило со времён Елизаветы Петровны, и неудивительно, что подданные Николая негодовали.
Кроме того, во время казни у трёх декабристов порвались верёвки, и они упали на землю, оставшись живыми. По традиции, существовавшей уже не один век в России, преступников в этом случае следовало помиловать (дескать, сам Бог против смертоубийства), но Николай приказал всё повторить, и на этот раз несчастные всё-таки были повешены.
Уже одна только казнь декабристов вызвала у народа презрительное отношение к царю и негодование по поводу несправедливости, учинённой Николаем. Верно ли поступил Император сумев жестко подавить смуту в самом начале своего правления? Не дав разгореться большому пожару, возможно. Однако прозвища «Палкин» он удостоился и за иные «заслуги».
«Палка» для страны
Солдат, которые приняли участие в восстании на Сенатской площади, приговорили к ссылке на Кавказ или к прохождению через строй. Последнему виду наказания подвергали провинившихся военнослужащих, причём человек после испытанных мучений нередко умирал.
Приговорённый шёл между двумя шеренгами солдат, каждый из которых держал в руках длинную палку и наносил удар по виновнику. Как говорили, однажды император приказал дать провинившемуся двенадцать тысяч ударов палками – разумеется, после такого человек едва ли мог выжить.
Доставалось от «Николая Палкина» не только военным или бунтовщикам. Строгая дисциплина царила в школах и больницах. Семинаристов сурово наказывали даже за плохо застёгнутую верхнюю пуговицу. В стране преследовалась всякая идеология, отличная от взглядов императора.
Как вспоминала фрейлина Тютчева, царь был строг даже по отношению к собственной супруге, которую нежно любил. При этом назвать его неким диктатором можно было с трудом – в нём сочетались черты жестокого тирана и вдохновлённого Дон Кихота, который мечтал построить мир по собственному «шаблону».
Но не стоит думать, что Николай был жесток, он просто считал порядок должен быть во всём. К примеру, именно император принял первый закон о защите рабочих, в частности, ограничил применение труда малолетних детей на заводах.
Как видите, народу было за что не любить Николая Первого. Император не считался с интересами подданных и стремился во всём установить железную дисциплину и порядок. Когда он сталкивался с противодействием, следовало наказание – для того, кто осмелился пойти против царской воли. Хотя стоит заметить, что в тоже время за границей с недовольными расправлялись ещё более радикально.
Прозвище «Палкин», прочно укрепившееся в народе, и правда подходило Николаю Первому, который верил, что той самой «палкой» можно заставить приобрести народные любовь и уважение.