Послесловие к событию. Сугубо личное мнение
Текст: Галина Мумрикова
Три выставки, которые начались в последних числах марта и продолжились в апреле, в чем-то повторяли друг друга, в чем-то расходились, но сути это не меняло. Art-Russia, Catalog, Art-Moscow. Устроители всех трех решали свои задачи, хотели казаться оригинальными и неповторимыми.
Для художников и галеристов успех выставки – это чаще всего продажи. Для зрителей успех заключается в чем-то другом – в масштабе, например, количестве участников, их значимости, всяких там перформансах и т.д.
В юбилейной Art Russia, которая проходила в Гостином дворе (проект корпорации Синергия) приняла участие 31 галерея, представляя более двухсот художников. На церемонии открытия побывать не удалось, но судя по отзывам, было оно весьма зажигательным, а потом все, кто мог, с упоением перечисляли, кто же из известных знаковых личностей посетил мероприятие. Хотя это совсем неинтересно. Гораздо интереснее сами художники, «экипировка» которых с каждым годом становится всё круче и богаче: календари, футболки, постеры, блокноты, открытки, ручки, магниты, визитки, платочки, буклеты – покупай не хочу. Пришлось пройти мимо галерей и художников, про которых уже писала, а сюжеты практически повторялись: Gromova gallery, галереи Ханхалаев, мимо работ Евгении Инфелициной, Анастасии Кустовой, Марины Буртовой (сколько можно нас кормить одной и той же банкой сгущенки?), Екатерины Комбаровой, скульптур Александра Дедова и многого другого.
Стоп! Алишер Кушаков. Вынуждена была остановиться. Уроженец маленького городка из Узбекистана, рисовать научился в местной художественной школе, затем окончил Саратовское художественное училище им. А.П. Боголюбова. Обучался в Британской Высшей Школе Дизайна (БВШД) на курсе «Визуальные коммуникации». Критики писали про его быстроту реакций, про какие-то высокие скорости, про какое-то свечение изнутри. Все может быть. Его зеленого цвета женское тело как своеобразный привет-поклон «Танцу» Матисса (по-другому сфотографировать не удалось, увы) мне очень даже понравился.
Смешанная техника выпускницы МАРХИ Елены Тарутиной – это, оказывается акрил, самые разные бумаги, лак, ткани, коллаж и даже шпаклевка. Так получилась серия «Тайный сад». А ведь он и вправду тайный.
У Олега Цыба любимый художник – Рубенс. Это, конечно же, чувствуется в его работах независимо от темы изложения, мифология ли это, или сама современность. Он выучился на врача, так что в художествах анатомию постигать ему было не нужно. «Мои герои рассказывают нам о любви, страсти и смерти, они вдохновляют меня» — говорит Олег. Свой творческий путь он начал всего пять лет назад, и вскоре Музейный фонд современного искусства из испанской Гранады приобрел для постоянной экспозиции три его работы. Удачное начало!
Сашу Аросева-Каширина заочно знаю давно. Он тоже, как и Олег Цыба, по специальности врач, но будучи родом из актерской семьи, тяга к рисованию пересилила, и вот уже 10 лет как он рисует. В его графике много пафосной театральности (ну еще бы, родители – актеры, а тетя – легендарная Ольга Аросева). У него в арсенале Золотая медаль им. Владимира Татлина за неординарность помыслов и их воплощение, а также золотая медаль им. Кузьмы Петрова-Водкина за философичность и неординарные композиционные решения.
Вот уж не ожидала, что питерский художник белорусского происхождения Дмитрий Кустанович оказывается изобрел в живописи новый метод, который называется «пространственный реализм». Я-то по неразумности думала, что автор этого метода, появившегося в 1916 году, Михаил Матюшин. Жаль, конечно, что Матюшин уже не может предъявить свои авторские права. Ну да ладно. На стенде, представляющей галерею, сидели скучающие молодые люди, не имеющие к искусству никакого отношения. Но пафоса, пафоса – на миллион! Одни только «перлы» искусствоведа М.Штольца чего стоят: «…Связь с традицией на содержательном уровне и создание той формы, в которой она может существовать в условиях современной действительности, являются особенностями авторского метода художника и составляют сущностную новизну его стиля и одну из главных его особенностей». Конечно, мне так никогда не написать – потому и цитирую.
Порадовали жаккардовые гобелены братьев Виталия и Валерия Либа, художников из Севастополя. Почти 20 лет назад Виталий окончил Институт графики и искусства книги имени Ф.А.Фаворского, много лет занимался исследованием природы гобеленов, побывал в Стамбуле, где общался с лучшими мастерами.
Что творилось на стенде Петра Фролова! Невозможно было прорваться, чтобы хоть что-нибудь нормально сфотографировать – его буквально рвали на части желающие купить постеры. Он с пяти лет занимался в студии детского творчества в Эрмитаже, потом его отчислили за неуспеваемость из лицея при академии им.И.Е.Репина, Поучился он и в академии Штиглица, жил и работал в Париже, в США. Его графические серии «Азбука», «Отрывной календарь», «Английский алфавит», «Несерьезный гороскоп» и многие другие полны юмора и мастерства. Сейчас у него свои – виртуальная галерея, издательство и мастерская. А календарь он выпускает каждый год.
Вообще на выставке было много кукол-неваляшек – почти на каждом третьем стенде. Картинки – и тут же неваляшки. Спрашиваешь, зачем. Отвечали про концепции какие-то, воспоминания детства, аллегории, еще что-то несусветное несли. Игрушки одевали, раскрашивали, придавали им вид героев мультфильмов.
Не впечатлило меня «Впечатление» Лилия Ковалевской. Не поняла я также и почему явное и слабое подражание Пикассо Валерии Сальниковой называют уникальной авторской манерой. С какое стати? На стенде Тавриды Арт каким-то непостижимым образом вообще «выросли» березки, за которыми ничего не было видно. А, впрочем, может, это и к лучшему.
Аллегорий было, как всегда, много. На камушках, в скульптурах, в головах. На картинах и картинках. В скрытых и явных метафорах, в потеках краски, на тканях и т.д. Вот уж позволю сама себя процитировать (докатилась, называется). Это кусочек текста о прошлогодней выставке: «…Я отнюдь не против потеков акрила и масла, не против аппликации как таковой. Сейчас многие «привинчивают» к своему маслу или пастелькам цветочки, ленточки, шарики, камушки – главное, чтобы было оригинально, чтоб было не так, как у всех». Да уж, не так как у всех – этого здесь оказалось полно.
Но все же хочется закончить на мажорной ноте. После полуоторванных голов, березок, разрисованных дощечек и железяк, неваляшек и картонок, а также прочего арт-хулиганства вдруг неожиданно наткнулась на Ангела с яблоком Ирины Чечётко. Ирина Чечётко – член Творческого Союза Художников России, участник международных выставок во многих странах, лауреат международного конкурса «PANDORA PLATINUM». Ах, какой ангел!
Такого Ангела может сделать только добрый человек. А также профессионал. Побольше бы нам доброты. Ну, заодно и профессионалов.
#искусство#изобразительное искусство#скульптура#выставки#Art Russia-2024#Гостиный двор#корпорация Синергия