Почта не дошла до адресата! Ровно 415 лет назад, 20 (30) апреля 1609 года, сторонники Лжедмитрия II перехватили стрельцов, которые пробирались из Ярославля с грамотами в Троице-Сергиев монастырь и в Москву – к царю Василию Шуйскому.
Сведения об этом сохранились в дневнике гетмана Яна Сапеги, который командовал польско-литовским контингентом на службе у Самозванца и уже семь месяцев осаждал святую обитель. Вот что говорит дневник:
«30 апреля поймали двух стрельцов, которые шли из Ярославля от изменников с грамотами в Троицу и в Москву к Шуйскому, сообщая ему о том, что «воров погромивши, мы Ярославль очистили и теперь идем к Троице выручать от людей воровских. Троицу очистивши, прямо к Москве пойдем к твоим пресветлым очам, Государь, праведное солнышко».
За день до этого люди гетмана так же перехватили казанского воеводу Ивана Пушкина, пробиравшегося с людьми из Коломны в Москву. Письма из Ярославля тоже были переданы Сапеге.
После смерти гетмана в 1611 году его архив был отправлен в Речь Посполиту и поделён между родственниками. Но в 1655-1660 годах уже Польша и Литва превратились в театр боевых действий, когда в страну вторглись шведские войска. И, похоже, одним из трофеев агрессивных скандинавов стал архив Сапеги. В 1890 году шведский граф Брагге передал часть хранящихся в его семье документов в Государственный архив в Стокгольме, в том числе и архив Сапеги. И если дневник гетмана русским исследователям удалось отыскать и перевести, то из всей перехваченной ярославской корреспонденции пока найдена только отписка каргопольского подьячего Ивана Озерецкого келарю Троице-Сергиева монастыря Авраамию Палицыну.
Историк Игорь Тюменцев пересказывает письмо Озерецкого в одной из своих статей. «Вскормленник», как каргополец называет себя в письме, сообщил влиятельному келарю сведения о его сородиче белозерском воеводе Ф. С. Палицыне и просил, как прежде, быть ходатаем перед царем о его нуждах. Проситель не удержался от того, чтобы сообщить покровителю, что земский воевода Никита Вышеславцев с товарищами возложили на него обязанности подьячего в Ярославле. И намекнул, что его усердная служба требует соответствующего вознаграждения. Судя по всему, Озерецкий был одним из участников ополчения северных и поморских городов, которое разбило отряд польского полковника Тышкевича в битве под Егорьевским и освободило Ярославль от тушинцев.