Найти тему

«Джаз не умер, он просто забавно пахнет!» Отмечаем Международный день джаза

Оглавление

В 2012 году Генеральная конференция ЮНЕСКО учредила Международный день джаза в качестве посвящения музыке, которая «способствует миру, единству, диалогу и расширению контактов между людьми». Насчёт мира и единства они, конечно, погорячились. Но джаз и правда способен сделать нашу жизнь богаче и интереснее.

Точной даты зарождения джаза, разумеется, не существует. Джаз избегает определений и застывших форм. Он текуч, летуч и многообразен. Можно поставить пару записей джазовых музыкантов разных поколений — и ужаснуться разнице. И то, и другое — джаз? Определённо.

Джаз может служить предметом интереса для снобов, но вполне способен увлечь того, кто слышит его в первый раз. Это живая и человечная музыка, которая всегда боролась за свободу и доверительный разговор. Джазовый коллектив, в котором каждый музыкант самовыражается и слушает других, можно даже представить утопической моделью идеального общества.

Истоки: традиционный джаз и принцип импровизации

За минувшее столетие джаз претерпел множество превращений. Он был зачат в США ещё в 1860-е годы, когда потомок рабов мог найти среди хлама и мусора на полях сражений гражданской войны дырявые и мятые, но вполне настоящие барабаны, трубы и кларнеты.

Рабочие хлопковых плантаций придали инструментам, звавшим в бой, новые интонации. Научили их и романтично петь, и глухо стонать о тяжкой судьбе. В этой музыке, которая не знала нот, была важна импровизация. Ощущения, которые рождаются здесь и сейчас.

Сначала эта импровизация была коллективной, когда каждый играл одновременно и кто во что горазд. Спустя время выделилась индивидуальная фигура импровизатора. Саму идею импровизационной музыки популяризировал трубач Луи Армстронг в серии записей, которую он сделал в Чикаго в 1925-1928 годах.

Уже с тех пор вопрос «что такое джаз?» стоит ребром. Пианист Фэтс Уоллер говорил: «Если ты спрашиваешь, что такое джаз, то ты никогда этого и не узнаешь».

1930-е. Свингующая Америка

В 1930-е свинг вошёл в права. Лидер оркестра Бенни Гудмен купил у своего темнокожего коллеги Флетчера Хендерсона аранжировки, и вся Америка сошла с ума по новой музыке — волнующей, смелой и ломающей барьеры.

Звуки оркестра Дюка Эллингтона транслировались по радио прямо из клуба «Коттон», тысячи танцоров в гарлемском «Савое» присутствовали при музыкальной дуэли оркестров Бенни Гудмена и Чика Уэбба.

Как-то ночью искатель талантов Джон Хэммонд услышал по радио ребячливый свинг из Канзас-Сити, где музыканты почитали саксофон и играли ночами напролёт без всяких партитур. Скоро мир узнал о Каунте Бейси. До рождения рок-н-ролла джаз служил главной музыкой для танцев, любовных приключений и молодёжных бунтарских проявлений.

1940-е. Бибоп, кул, хард-боп

Саксофонист и джазовый революционер Чарли Паркер по кличке Птица (прозванный так за неумеренное пристрастие к жареной курице, хотя так же неумеренно он потреблял алкоголь и тяжёлые наркотики) называл бибоп нелюбимым ребёнком джаза. И в самом деле, сначала буйство импровизаций под скорострельный изломанный ритм вызвало недоумение у адептов старой джазовой школы. Луи Армстронг называл бибоп «китайской музыкой».

Боперы вели себя вызывающе: носили бородки, береты и очки в толстых оправах, а случайного новичка проверяли на сцене немыслимым ритмом и неожиданными сменами аккордов. Доступ в круги бибопа был явно не для всех.

Всё началось во время Второй мировой войны. Лихорадка танцевальных оркестров пошла на спад, музыкантам надоело каждый вечер играть шлягеры, облачившись в одинаковые костюмы. Самые неугомонные собирались ночью в нью-йоркском клубе «Минтонс Плейхаус» и маленькими группами гоняли по кругу безумные мелодии. Это была новая точка отсчёта.

В этот мир стремился молодой трубач из Сент-Луиса Майлз Дэвис, который мечтал играть с Чарли Паркером. Скоро он не только станет постоянным партнёром кумира, но и задаст старт новым джазовым направлениям. С подачи Дэвиса возник и развился мягкий и элегантный кул-джаз.

1950-е. От модального джаза через фьюжн к современности

Джаз повзрослел. Сначала суровый хрипун Майлз Дэвис произвёл революцию, начав играть атмосферный, свободный и пластичный модальный джаз. Потом всецело преданный саксофону Джон Колтрейн довёл свою музыку до духовных высот, ввёл в нее индийские элементы и даже снискал славу одержимого духами святого.

В начале 1960-х на свет вышел рок-н-ролл, казалось, будущее принадлежит исключительно белым парням с гитарами. Тем не менее, в удаленных от хит-парадов недрах джаза происходили невероятно интересные события. Мрачную и прекрасную музыку творил басист Чарльз Мингус. Путём саксофониста Орнетта Коулмана двинулись политически подкованные темнокожие авангардисты.

Непрошибаемый Майлз Дэвис сумел скрестить рок с джазом (он даже планировал записаться с Джими Хендриксом!) Настал черёд электрических инструментов, синтезаторов, продолжительных импровизаций.

Но подоспели ветераны. Из Европы вернулся саксофонист Декстер Гордон и неожиданно вернул всеобщий интерес к проверенному временем акустическому бопу. Лицо джазовых 1980-х формировало уже новое поколение в лице уважающих традиции «Молодых львов»: грамотного трубача Уинтона Марсалиса, саксофониста Джошуа Редмана.

Европа искала собственный джазовый язык. Если вы послушаете волшебные по качеству исполнения записи пластинки мюнхенского лейбла ECM Манфреда Эйхера, то поймете, почему эту музыку называют «самым красивым звуком после тишины».

Что дальше?

Что бы ни происходило, джаз и сегодня дарит нам оптимистичный взгляд на мир, веру в силу творчества и подлинную страсть. Каким бы он ни был: дико авангардным, смачно фанковым или традиционным оркестровым. Фрэнк Заппа врать не будет: «Джаз не умер, он просто забавно пахнет».

Эта музыка прошла огромный путь, объединив различные музыкальные традиции и людей из разных уголков мира. Мутировала от развлечения к искусству, от танцев к внимательному прослушиванию, образу мышления, особой эстетике и философии.

Джаз приобрел такое количество форм, что наиболее близким его природе будет только самое общее определение: джаз — музыка, которую играют джазовые музыканты.

Это люди разных судеб и мировоззрений. Кто-то прожил долгую, полную свершений жизнь, кто-то — блеснул на миг и ушел в небытие. Но все они — подвижники и остроумные виртуозы, чья жизнь — сама по себе головокружительная импровизация.

  • Предлагаю почитать о них подробнее. Надеюсь, эти материалы помогут вам открыть для себя мир джаза и доставят немало приятных минут!

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!