Знаменитая фотография Джанго Рейнхардта и Стефана Грапелли в стильных белых смокингах воплощает джазовый шик Парижа 1930-х. Грапелли держит скрипку под мышкой. Джанго небрежно опирается на гитару. Изуродованная пожаром рука покоится в кармане пиджака. Тёмные глаза загадочно смотрят в объектив. Щегольские усики придают выражению лица хулиганское выражение. Улыбка выдаёт беззаботного счастливчика и мудреца в одно и то же время...
Наперекор обстоятельствам
Джанго Рейнхардт родился 23 января 1910 года в коммуне Понт-а-Сель, что в бельгийской провинции Эно. Ему с рождения была уготована судьба вечного странника. Семья кочевала по всей Европе, музыкант-самоучка не ходил в школу. Он начал осваивать скрипку, потом перешел на банджо. Музыкант перенимал технику у товарищей по табору, играя на слух. Как писал его друг Шарль Делоне, для Джанго музыка была тем же, что вода — для рыбы и небо — для птицы.
Страшное происшествие чуть не привело его к трагической гибели. Вернувшись с выступления поздно ночью, 18-летний Джанго опрокинул в доме свечу. Его семья в то время промышляла производством искусственных цветов, вокруг было полно легковоспламеняющихся материалов. Соседи едва вытащили музыканта из огня. Более полвины тела Джанго покрывали ожоги, сильно обгорели пальцы. Врачи считали, что он никогда не сможет играть на гитаре. Но через полтора года Джанго покинул больницу. К удивлению многих, он не собирался забрасывать музыку!
Брат купил для Джанго новую гитару, чтобы занять его на больничной койке. Обгоревший цыган придумал новый способ играть: из-за частично парализованных пальцев он зажимал аккорды ранеными пальцами левой руки, а каскады арпеджио играл двумя пальцами правой. К этому времени Джанго полностью отказался от банджо в пользу гитары и всерьёз увлёкся джазом.
Вскоре Джанго Рейнхардт познакомился со Стефаном Грапелли, скрипачом итало-французского происхождения со схожими интересами, который играл в кабаре. Для обоих в Париже началась новая жизнь — музыкально-богемная.
В 1934 году Рейнхардт и Грапелли образовали группу под названием Quintette du Hot Club de France. В состав, помимо самих основателей, вошли Йозеф Рейнхардт (брат Джанго), контрабасист Луи Вола и гитарист Роже Шапу, который был вскоре заменён Пьером Ферре. Духовых инструментов, барабанов или иной перкуссии в ансамбле не водилось. В марте 1933 года Джанго Рейнхардт записал песни «Parce que je vous aime» и «Si, j'aime Suzy» с использованием трёх гитар, аккордеона, скрипки и контрабаса.
Цыган в оккупированном Париже
Главным источником влияния на Джанго была цыганская культура. Во время обеда у короля Бельгии знаменитый гитарист ел салат руками, но с таким достоинством, что инцидент не привлёк особого внимания! Всю жизнь Джанго боялся привидений, любил яркую одежду и слыл азартным картёжником. Он был без ума от джаза, обожал американские гангстерские фильмы и широкополые шляпы, а в качестве домашнего животного завёл себе обезьянку.
...Когда началась Вторая мировая война, квинтет был на гастролях в Англии. Рейнхардт без багажа и гитары вернулся в Париж, а Грапелли на всю войну остался по ту сторону Ла-Манша. Играя во французской столице американскую музыку, Джанго сильно рисковал, ведь оккупировавшие Европу нацисты увозили цыган в лагеря смерти, а ещё они официально запретили джаз. Тем не менее, гитарист пережил оккупацию — при тайной поддержке офицера люфтваффе Дитриха Шульца-Кона, который за свое пристрастие к «дегенеративной музыке» даже заслужил кличку «Доктор Джаз».
Когда летом 1944 года во Франции высадились американцы, Джанго Рейнхардт приветствовал их на Лазурном берегу, в Тулоне. Он вернулся в Париж и отыграл триумфальный концерт с оркестром транспортной авиации в декабре 1945 года, что ознаменовало конец эпохи нацистского террора. Джазовый гитарист, который был нарасхват в парижских клубах в мрачные времена оккупации, стал героем.
Новый старт
После войны Джанго Рейнхардт вновь воссоединился со старым другом Стефаном Грапелли. Осенью 1946 года он поехал в США в статусе приглашённого гостя в турне оркестра Дюка Эллингтона. Джанго был счастлив, несмотря на то, что ему отводилось лишь несколько мелодий в конце шоу. После лишений и страхов военного времени гитарист почувствовал себя звездой.
Но приспособиться к современной жизни Джанго уже не удалось. Порой он являлся на свои концерты без гитары, бесцельно блуждал по паркам и пляжам или вообще отказывался вылезать из постели ради выступления. В 1951 году Джанго перевёз жену Софи Зиглер и сына Бабика (впоследствии — джазового музыканта) в город Самуа-на-Сене к югу от Парижа, чтобы наслаждаться покоем.
В последние годы жизни Джанго играл в парижских клубах, слушал Чарли Паркера и Бетховена, осваивал электрогитару, к которой поначалу относился настороженно. Всё закончилось неожиданно. На пути от железнодорожного вокзала к своему дому после концерта 16 мая 1953 года Джанго вдруг рухнул на дорогу. Была суббота, врача пришлось ждать целый день. 43-летний Рейнхардт скончался от кровоизлияния в мозг по прибытии в больницу в Фонтенбло.
Долгая память
Джазмены всегда с уважением вспоминали Джанго. Пианист Джон Льюис сочинил в его честь знаменитую пьесу «Django», записанную в 1954 году группой The Modern Jazz Quartet.
Дань великому музыканту отдали гитаристы всех жанров, вплоть до Джимми Пейджа, Джеффа Бека, Эрика Клэптона. Все они слушали джаз. Гитарист Black Sabbath Тони Айомми во время работы на заводе в результате аварии на производстве лишился кончиков нескольких пальцев. Как и Джанго, он не отчаялся и продолжил заниматься на гитаре.
Придуманный Джанго Рейнхардтом цыганский свинг сегодня играется по всему миру, особенно во Франции. Кличка «Джанго» в переводе с цыганского языка означает «Я просыпаюсь». Он проснулся сам — и разбудил множество людей вокруг. Которые по сей день с удовольствием исполняют и слушают его изящные, неподвластные времени шедевры.
#музыка #джаз #история #культура #искусство