Дюк Эллингтон по заслугам занимает место в ряду самых именитых композиторов XX века. Из-под пера Эллингтона вышло более 1500 произведений. Его усилиями джаз вышел из детского возраста развлекательного жанра и превратился во всемирно признанную форму искусства, способную выражать любые эмоции и духовные прозрения.
При этом в юности Эллингтон собирался стать художником и даже выигрывал конкурс на лучшую рекламную афишу в родном Вашингтоне!
Элегантность манер музыкант усвоил ещё в детстве, которое у Эдварда Кеннеди Эллингтона, родившегося 29 апреля 1899 года, было счастливым и сытым. Его отец работал дворецким в Белом доме. Мама души не чаяла в сыне, водила его в школу и в церковь, а в перерывах давала уроки живописи и музыки.
Эллингтон всегда был одет с иголочки и с юных лет потрясающе играл на фортепиано. В 18 лет он бросил школу, а через год начал профессионально заниматься музыкой. За некоторое высокомерие и щегольство он получил прозвище Герцог.
...Гарлем был покорен оркестром The Washingtonians, которым руководил обходительный молодой человек по имени Дюк Эллингтон. С 1927 по 1931 годы музыка Эллингтона разнеслась по Америке через ночные радиотрансляции прямо из гарлемского клуба «Cotton».
Оркестранты не отличались дисциплинированностью. Кто-то мог попасть в полицию за пьяный дебош, кто-то задерживался у любовницы. Дюк не делал выговоров: он обращал проблемы в свою пользу. Например, если музыканты опаздывали, он начинал концерт малым составом. Две вещи были запрещены раз и навсегда: одеваться в жёлтое и есть арахис в присутствии худрука.
В оркестре Дюка Эллингтона переиграли десятки первоклассных музыкантов. С помощью искусных аранжировок руководитель помогал каждому продемонстрировать себя с лучшей стороны. Некоторые пьесы и инструментальные части в партитурах писались под конкретного солиста. Каждый привносил в общее звучание свой стиль: например, трубач-пуэрториканец Хуан Тизол, автор знаменитой пьесы «Caravan», добавил музыке латиноамериканского колорита.
К началу 1930-х годов оркестр Дюка Эллингтона пользовался колоссальным спросом. Лидер писал или участвовал в написании большинства пьес. Даже его собственные музыканты были поражены скоростью, с которой Дюк сочинял музыку. О своей классической вещи «Mood Indigo» он сказал: «Я написал ее за 15 минут, в ожидании, пока мама приготовит обед!»
Уже в 1930-е годы Дюк Эллингтон пошёл гораздо дальше танцевальных хитов. Оркестр появлялся в фильмах и на серьёзной сцене, играл перед принцем Уэльским. Дюк Эллингтон писал всё более сложную музыку и продолжал поиски новых форм, за что пользовался уважением со стороны композиторов масштаба Игоря Стравинского.
В 1935 году умерла любимая мама Дюка. Трагическое известие застало его в турне. Сидя в купе поезда (Эллингтон смертельно боялся перелётов на самолёте), он написал посвящённую Дейзи Эллингтон пьесу «Reminiscing In Tempo». Его слёзы капали прямо на нотные листы.
Проработанная до последней ноты композиция длилась почти тринадцать минут и не помещалась на стандартную пластинку в 78 оборотов в минуту, её пришлось выпустить на четырёх сторонах двух пластинок. На тот момент ни один джазовый композитор не замахивался на такой объём.
В 1938 году Дюк встретил аптекаря из Питтсбурга Билли Стрейхорна, в свободное время сочинявшего музыку. Эта встреча определила его творчество на десятилетия вперед. Увидев, как талантливый автор аранжировал «Take The 'A' Train», Эллингтон сразу сказал: «Ты будешь со мной всю жизнь». Так и случилось: многие годы до смерти Стрейхорна в 1967 году от рака дружеский тандем определял звучание оркестра.
Билли Стрейхорн не выходил на сцену и не ездил на гастроли, но оставался главным соавтором Дюка. Порой Эллингтон общался с ним по телефону через сотни километров, чтобы обсудить детали аранжировки.
В январе 1943 года в Карнеги-холле Эллингтон представил 44-минутный концерт «Black, Brown And Beige» на темы афроамериканской истории. Критики разнесли его в пух и прах, но все собранные от концерта средства пошли в помощь Красной Армии, воюющей с Гитлером.
Война перевернула всё с ног на голову. Свинг сошёл с широкой сцены, большинство биг-бэндов были распущены. Дюк Эллингтон продолжал идти своим курсом, изо всех сил сохраняя свой оркестр. Выступления выдавались все реже, отсутствие концертных гонораров Дюк компенсировал отчислениями от своих композиторских работ. Но и это не спасло оркестр, из которого один за другим стали уходить ключевые музыканты.
Летом 1956 года списанный со счетов оркестр Дюка Эллингтона поднял на ноги толпу под самый занавес джазового фестиваля в Ньюпорте. Дюк Эллингтона вновь стал звездой: попал на обложку журнала «Time», обзавёлся контрактом с Columbia Records и очередным бестселлером — альбомом «Ellington At Newport».
Теперь он мог спокойно писать крупные вещи, включая цикл из трёх «Духовных концертов», который он считал своим самым важным произведением. Всю жизнь Эллингтон был религиозным человеком. Эти его произведения были призваны исполняться в церкви.
До конца жизни Дюк пользовался всемирной славой и катался по миру с гастролями в роли посланца джаза и американской культуры. В 1971 году побывал он и в Советском Союзе. Концерты в Москве, Ленинграде, Минске, Киеве и Ростове-на-Дону длились по несколько часов, оркестр по десять-двенадцать раз вызывали на бис. Эллингтон был приятно удивлён тёплым приемом, ходил в Эрмитаж и в Большой театр и даже дирижировал джаз-оркестром московского радио.
Весной 1972 года Эллингтону был поставлен диагноз — рак лёгких. Он решил сохранить болезнь в тайне, полностью уйдя в работу. Будучи в Лондоне, Дюк узнал, что его друг, доктор Артур Логан умер от рака. Новость потрясла его. В телефонном разговоре с женой доктора он сказал: «Я не протяну и полугода».
Эдвард Кеннеди «Дюк» Эллингтон ушёл из жизни через пять с половиной месяцев, 24 мая 1974 года. Президент США Ричард Никсон, когда-то чествовавший великого композитора на приёме в Белом доме, сделал заявление: «Тонкость, глубина, изящество и вкус, вложенные Эллингтоном в его музыку, сделали его в глазах миллионов людей у нас и за рубежом виднейшим композитором Америки».
Спасибо за внимание!