«Юмор — это всегда борьба со страхом»
Александр Цыпкин
Последние несколько лет имя Александра Цыпкина у всех на слуху. Начиная с 2015 года, после публикации его первой книги «Женщины непреклонного возраста и другие беспринцЫпные истории», читающая публика ведет горячие обсуждения творчества популярного автора. Жаркие споры по поводу феномена Цыпкина (творчество это или маркетинг) разгораются с новой силой после каждого нового выхода его очередной книги. Его популярность начиналась с Живого журнала, а теперь с ним делают передачи («Мой герой», «Культурная волна»), ведущие колонок берут у него интервью (журналы «Сноб», передачи РБК) тексты ставят в театрах и рассказы читают известные актеры (К. Хабенский), по его новеллам снимают кино (Анна Меликян, Людмила Снигирева).
Александр Цыпкин – медийная персона, неизменно вызывающая общественный резонанс. Кто-то считает его современным Довлатовым, а кому-то кажется, что своим успехом он обязан лишь PR-технологиям. И все-таки, Александр Цыпкин – явление литературы или пиара?
Не берусь судить о причине медийности А. Цыпкина, мне интересно проследить эволюцию русского юмора, трансформацию природы комического. А юмор востребован тогда, когда тебе нужно каждый день прожить максимально наполненно, и отложить куда-то, по возможности, страх будущего. Так было всегда, в русской литературе так понимали природу комического А.П. Чехов, Тэффи, С. Довлатов. Меняется только социальная канва жизни, природа человека остается прежней.
«Я пишу тексты для того, чтобы их читать со сцены в театре. Именно поэтому тексты написаны по определенным законам, чтобы удержать внимание человека в зале. Убраны все описания, все лишнее, что может отвлечь от двух главных вещей: поворотов сюжета и диалогов».
Популярность автора в современном мире во многом зависит от востребованности его в СМИ, в публичном пространстве. Цыпкин реанимирует жанр «чтения рассказов со сцены», который был так популярен в России, если вспомнить гениальные работы М.М. Жванецкого и М. Н. Задорнова. Появилась форма «Ералаш» для взрослых.
Это уже не только насмешливые скетчи о неловких ситуациях жителей современных мегаполисов, но и глубокие лиричные рассказы, которые заставляют публику в зале задуматься о вечном. Конечно, желающий увидеть в текстах А. Цыпкина пошлость – увидит, но ищущий философских глубин, раскрытых в юмористических формах тоже найдёт. Такие рассказы, как «Томатный сок» или «Кавычки» – это наш русских «смех сквозь слезы».
А вы заметили, что в последние десятилетия в русскоязычной литературе ярко проявился весьма любопытный феномен – произведения, созданные по типу сказа? Это какие-то житейские истории, наблюдения, размышления, бытовая философия и подобное. В такой сказовой манере пишут Евгений Гришковец, Олег Рой, да и не только они, литераторов, работающих в таком духе немало. Эта форма была очень популярна у писателей «серебряного века» (Дон Аминадо, Тэффи).
Вероятно, перед нами удачный пример адаптации вечных ценностей к современным реалиям. Как заставить читать современную аудиторию, привыкшую к коротким новостям в соцсетях? Предложить ей схожий формат, часто сдобренный порцией юмора и иронии, да ещё предоставить возможность давать обратную связь в соцсетях. При этом Александр Цыпкин пишет о том же, о чём писали классики, – о любви и верности, о тщеславии и мечтах, об отношениях между людьми. Просто его герои живут в наше время и вместо писем посылают голосовые сообщения, ездят с таксистом, а не с извозчиком, и летают на Мальдивы, а не едут на воды.
У меня всё через смех и слезы, такие качели, которые возникают неожиданно.
Читая такого рода произведения, появляется ощущение доверительности. Автор будто по душам разговаривает с читателем. И пусть чаще всего истории совершенно обыкновенные, нет в них ничего из ряда вон, ничего героического, но обаяние автора сквозит между строк, и оно подкупает публику. Читатель вступает в незримый диалог. А всё вроде бы так просто до банальности.
Узнаем ли мы в рассказах себя, своих знакомых, друзей, соседей? Безусловно. Читатели говорят, что в рассказах Цыпкина слышат запахи и ароматы свадебного стола, чувствуют дуновение ветра, слышат знакомые голоса. Увлекательное описание бытовых событий человеческой жизни, умноженное на талант автора и неудержимую фантазию дают читателю возможность сложить сюжетную картину бытия из множества ярких и противоречивых файлов. А ведь жизнь именно такова: противоречива и увлекательна.
С развитием соцсетей литературные критики перестали существовать как некий фактор правильного общественного мнения, зато ценителей-дилетантов появилось множество. Поэтому просматривая отзывы в интернете о творчестве А. Цыпкина очень много необоснованной злобы.
Журналисты часто задают Цыпкину вопрос: как справляться с хейтом и ненавистью?
«Вы поймите, нормальный человек в сети ничего критического не напишет, если он не профессиональный критик. Потому что — зачем?! Я за всю свою жизнь ни один фильм не ругал в сети. Я либо хвалю, либо ничего не говорю, потому что не понимаю, зачем писать негатив. Знаете, есть у Пелевина отличная фраза: «Вы все принимаете на свой счет, а на свой счет нужно принимать только кэш, остальное – спам».
Умение иронично относиться к жизни – это неоспоримый талант. Вот и А.П. Чехов это понимал как никто: «На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость – негодованием, на мерзость – отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью.
Советую нашим читателям познакомиться еще с одной формой постижения современной жизни, предложенной А. Цыпкиным – https://neprovincia.ru/
Тревел-шоу Проект #Непровинция – настоящая энциклопедия людей, которые в своих городах творят, создают и двигают нас вперед. Герои проекта – обычные люди: малые предприниматели, инженеры, художники, повара, портные и т. д. Они делают жизнь в своём регионе лучше и не рвутся в многомиллионную столицу. В рамках проекта Александр Цыпкин уже посетил более 25 городов.
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ