Предлагаю вашему вниманию короткий отрывок из художественного рассказа о жизни дрезденского гарнизона:
«Каждый уважающий себя гарнизон ГСВГ должен был иметь свой ПАХ (Полевой армейский хлебозавод). В Дрездене хлебозавод дислоцировался на Königsbrücker Strasse недалеко от главного вокзала…
В полевых условиях или во время войны хлебозавод должен был на специальном технически мобильном оборудовании в виде автоколонны прибыть в район фронта, развернуться, произвести выпечку хлеба и обеспечить свежим продуктом боевые воинские части.
Также, если что, в условиях боя, мог держать оборону и отражать нападения противника. Отдельная воинская часть могла выехать по приказу в любой момент. В мирное время мобильное полевое оборудование хлебозавода находилось в боксах в полной боевой готовности. Для обеспечения войск хлеб обычно выпекали в бывших немецких печных цехах и на частично нашем стационарном оборудовании.
Советский хлебозавод в Дрездене можно было легко вычислить по двум высоким трубам печей у вокзала и готическому шпилю немецкой гарнизонной церкви Святого Мартина (Garnisonkirche St.Martin), прямо напротив окон казарм воинской части.
Конечно, служба на ПАХе была легче чем, например, в пехоте или у танкистов, но были и свои особенности. Солдатам, особенно молодым, приходилось постоянно днём и ночью (преимущественно по ночам) разгружать вагоны с мукой и брикетом для печей.
Причем отгружать и разгружать мешки по семьдесят килограмм приходилось почти без перерывов. Иначе не получалось, простой вагона оплачивала финчасть.
Когда после разгрузки вагона с мукой белые с головы до ног русские солдаты перекатывали его на другую ветку, а рядом с проходящего поезда немцы чего-то кричали, смеялись и махали руками, то и бойцы им в ответ весело кричали что-то своё на родном и могучем.
Как белые люди! Или, очень чёрные от угольного брикета. Контрастная была служба у солдат армейского хлебозавода ГСВГ. Со временем в части сформировался спаянный коллектив из семерых старослужащих бойцов.
Возглавил «дедовское» движение младший сержант Павел Корчагин, родом из города-героя Ленинграда и логично получившим имя в честь революционного героя Павки Корчагина. Фамилия досталась от предков…
Павел успел проучиться два курса в Ленинградском технологическом институте, был отчислен за драку на студенческой дискотеке и сразу пополнил славные ряды Вооружённых сил.
Вот так бывший студент-химик и оказался на ПАХе, где пригодились первоначальные технологические познания в пищевой промышленности и опыт отца по изготовлению браги на семейной даче в Вырице.
Армейские Деды по доброй старой традиции воинской части перед «сотней» (100 дней до приказа) приняли стандартное решение изготовить брагу для личного употребления, благо воды, сахара и дрожжей в части всегда оставалось в избытке.
В этот раз решили не мелочиться и изготовить благородный напиток в большой дёже, в той, что на хлебозаводах тесто заготавливают. Дёжа – это такая посудина наподобие большого чана, только на колёсах.
Но перед глобальной заготовкой «старики» под руководством младшего сержанта Корчагина провели ряд экспериментов на гораздо меньшей посуде. Павел хорошо разбирался в пропорциях и ингредиентах, подошёл к делу творчески и через своего земляка-почтальона прикупил несколько немецких ягодных наполнителей для домашнего изготовления ликёров.
После тщательной дегустации и различных проб старослужащие остановились на крепком напитке, по цвету и вкусу больше напоминавшем тёмный квас с лёгким ягодным привкусом и загадочным послевкусием…»
P.S. Полностью рассказ подписываемся и читаем на втором блоге «Издательство Камрад»: https://dzen.ru/a/Zj2p6miqvjmcoE3O