Найти в Дзене

Айхал. Крайний Север. 80 годы прошлого века. Знакомство с БелАЗ–549

Оглавление
Фото читателя "Юрий Стрелец".  "Мне очень жаль, Билли, что твоя гнедая сломала ногу..." Или Джонни? ("Юрий Стрелец")
      Задний, наружный скат, тоже на ладан дышит!
Фото читателя "Юрий Стрелец". "Мне очень жаль, Билли, что твоя гнедая сломала ногу..." Или Джонни? ("Юрий Стрелец") Задний, наружный скат, тоже на ладан дышит!

БелАЗ–549 продолжали поступать в автобазу. Приходили по мере укомплектования экипажей из окончивших курсы и стажировку водителей.
Постепенно БелАЗ–549 забрали вскрышные работы на себя, освобождая от этих работ БелАЗ–548. Сорока тоники перешли на транспортировку руды.
Но, все вскрышные работы 549 закрыть пока не могли. Слишком часто гигантские самосвалы выходили из строя. Закрывали освободившуюся нишу 540 и 548. Все рабочие вопросы, решал оператор карьера. Спорить было без полезно.
Автор этих строк слышал об этих гигантах, но не видел. Сейчас появилась возможность познакомиться с такой машиной.
БелАЗ–549 отличается от 548 всего на одну единицу. Логически это должна быть усовершенствованная модель 548. На самом деле всё оказалось не так. БелАЗ–549 мало был похож на машину. Быстрее всего это была передвижная электростанция. На колёсах с кабиной для водителя. Кабина автору понравилась. Это была двух местная кабина, больше и удобней чем у БелАЗ–540, 548. (Кабины этих машин были однотипными и ни чем не отличались) Понравилось отопление кабины 549. Здесь кабина обогревалась от электричества вырабатываемого генератором. Кроме кабины похвастать 549 было не чем.
Странно работал дизель этой огромной машины. Первое впечатление было что дизель неисправен. Огромный дизель издавал такой звонкий стук, что хотелось быстрее остановить его работу. Как говорили в то время водители:
– Застучал, скоро покажет братскую руку! Как сказал новоиспечённый водитель этой огромной машины, отвечая на вопрос автора:
– Это нормальная работа дизеля этой марки!
На что автору пришлось возразить, указав на лужи масла и других жидких веществ под машиной. На что водитель 549 ответил:
– Всё в порядке допустимого. Если это всё допустимо, то за самосвалом должен следом ехать маслозаправщик с бочкой воды. Так только подумал автор, но ни чего не сказал. Работать на такой машине он пока не собирался. Приходилось учитывать тот момент, что 549 были не новыми, уже успевшие поработать в карьере трубки "Удачная".
Там они показали себя, по сравнению с импортными машинами не лучшим образом. Водители отказывались на них работать переходя на импортные самосвалы. Таким образом дорогостоящая техника оказалась на консервации.
В итоге получили прозвище "Крокодил" и с этой маркой попали в Айхальскую автобазу №1.

Уважаемые читатели!
Не судите автора строго. Здесь он описывает своё личное мнение при первом осмотре этой машины под названием БелАЗ–549.
Поработав на 548 и 540 мысленно сравнивал эти машины исходя из небольшого нажитого опыта работы на самосвалах марки БелАЗ.
Фото читателя "Юрий Стрелец". Карьер работает круглосуточно. Ночная погрузка.
Фото читателя "Юрий Стрелец". Карьер работает круглосуточно. Ночная погрузка.

После визуального знакомства с БелАЗ–549, работать на такой машине желания не возникло. Свой БелАЗ–540 был родней и ближе.
БелАЗ–549 это самосвал приводимый в движение электрическим током. Мощный дизель вращал генератор, который вырабатывал ток, подавая его на мотор колёса. Устройство машины чем-то напоминало автору устройство бульдозера ДЭТ–250.
Всем электрооборудованием автомобиля занимались специально обученные наладчики.
Вникать в систему электрооборудования водителям строго запрещалось.
К наладке 549 допускались люди с нужным допуском. Остановиться машина, сиди в кабине, читай книгу, жди наладчика, который вернёт машине движение. Существовало даже такое выражение: – Схема не собралась!
Учитывая способность автора совать свой нос куда не следует, к этой машине ему лучше не подходить.
Все эти мысли автор наученный жизненным опытом держал при себе, озвучивать их он не собирался. Мало ли чего могло произойти в дальнейшей работе экипажа. Вдруг экипаж решит попробовать свои силы на этих машинах. Уходить из экипажа автор ни куда не собирался. Парни опытные, знают что делают. Автору оставалось только у них учиться как правильно настроить рабочий процесс. Экипаж как ни в чём не бывало продолжал работу на БелАЗ–540. Машина работала хорошо, что ещё нужно для полного счастья. На ТО становились согласно графика. Главная болезнь карьерного самосвала это кузов. На транспортировке руды кузов изнашивался мало, сварочные работы почти не требовались.
Чёрные тучи стали сгущаться над этими самыми маленькими автомобилями линейки БелАЗ. Запах "дождя" витал в небе. Подтверждаемый всё усиливающимися слухами. Слухи ходили разные. Самый плохой слух, был что двадцати семи тоники уберут из автобазы. Оставят только машины с более высокой грузоподъёмностью.
Самый хороший слух, который грел душу, это слух что начальника автобазы уберут, и всё вернётся в круги своя.
Не зря в народе говорят:
– Если хочешь сделать человеку хорошо, то сделай ему плохо, затем всё верни на место, как было раньше!
– И будет ему счастье!
Автор не верил этим слухам, он просто работал выполняя сменное задание.

Фото автора. 10.05.2024. Плантация клубники в огороде у соседа, через огород заросший сорняком.
Фото автора. 10.05.2024. Плантация клубники в огороде у соседа, через огород заросший сорняком.
Фото автора. 10.05.2024. Плантация клубники. Спелых ягод пока мало, основного наплыва ягод ждать осталось не долго.
Фото автора. 10.05.2024. Плантация клубники. Спелых ягод пока мало, основного наплыва ягод ждать осталось не долго.

Лучше выращивать клубнику в огороде, чем сорную растительность! Все зависит от хозяина.
Благодарю, за внимание!