Известность рок-оперы «Jesus Christ Superstar» в первой половине 70-х годов сегодня трудно даже представить. Это был феномен, привлекший внимание разных слоёв общества, в особенности его интеллектуальных кругов. Даже клерикалы и те, казалось, были благосклонны, поскольку сама тематика давала им весомый аргумент к популяризации этого концептуального произведения. Тем более, что либретто, описывающего последнюю неделю жизни Иисуса Христа, было в значительной степени основано на Библии и книге Фултона Дж. Шина «Жизнь Христа». Оставаясь в рамках, предписанных Евангелиями, рок-опера оживляет историю и сцены Страстей Господних своим собственным свежим взглядом.
Двадцатипятилетний литератор Тим Райс и двадцатиоднолетний композитор Эндрю Ллойд Уэббер ранее уже добились относительного успеха с постановкой мюзикла на библейскую тему – «Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat» (Иосиф и его удивительный халат снов). После чего декан собора Святого Павла Мартин Салливан предложил им написать историю Иисуса. «Мы с Тимом сопротивлялись этому, – рассказывал Уэббер, – «но потом Тим предложил интересный подход. Что, если мы поведаем историю с точки зрения Иуды Искариота?». Сам Райс в интервью «Time» рассказывал:
«Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, а как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте. Наша задача – рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает. В жизни этого человека произошли события, которые превратили его в легенду, и то, что он был лишь человеком, ни в коей мере не принижает величие этой легенды. С другой стороны, время течёт, приближается XXI век и, думаю, всё больше людей воспринимают его не как Бога, но как символ добра, в самом общем смысле этого слова. Лично я не считаю Иисуса Богом. В опере его божественность не опровергается категорически и этот вопрос, полагаю, оставляется открытым».
Как бы то ни было, они сумели эффектно подать канонический сюжет, неординарными средствами охарактеризовав персонажей как словами, так и музыкой. «Jesus Christ Superstar» (Иисус Христос – Суперзвезда) задумывался как амбициозное сценическое произведение, но из-за нехватки средств на постановку соавторы вместо этого решили записать студийный альбом довольно радикального гибрида рока и театрального представления. Если его содержание казалось дерзким – и, возможно, провокационно кощунственным, – то мюзикл, перекликающийся с оперными традициями, по структуре и форме идеально подходил именно для альбома. Столь же примечательным, как и его тематика, был тот факт, что его выразительным языком была музыка в модном прогрессив-роковом ключе, пусть, порой, немного и облегчённая.
В то время в Штатах уже была с шумом поставлена популярная театральная пьеса «Hair» (Волосы), в которой использовались элементы рок-музыки. Но это не было таким цельным произведением, как творение Ллойда Уэббера и Райса, и она было построена не столько на роке, сколько на поп-музыке. Работа же Уэббера и Райса представляла собой нечто новое – гораздо более острый, жёсткий, смелый музыкальный стиль, и они здесь продвинулись гораздо дальше, чем кто-либо дерзал до них прежде. Даже рок-опера «Tommy» группы The Who, вышедшая годом ранее, на этом фоне представала местечковой историей с менее амбициозной и увлекательной подачей.
Вышедший на «Decca» 16 октября 1970 года в Америке и 27 октября в Великобритании, в виде красиво оформленного двойного альбома с иллюстрированным либретто, «Jesus Christ Superstar», казалось, продолжил то, на чём остановились «Tommy» и «Hair», и аудитория разных возрастов и культур радостно его приняла. Юному поколению, мало что знавшему об Иисусе, оперном искусстве или ораториях, понравился ритм, мелодизм, звуки хард-рока и пение, а их родители почувствовали, что пластинка даёт возможность уяснить некоторые аспекты молодежной культуры – в особенности её музыку. Наиболее дальновидные священнослужители увидели здесь возможности распространять информации об Иисусе в слоях общества, в каковых это раньше было невозможно.
Альбом возглавил американские чарты «Billboard Top LP» и «Billboard 200» в феврале и в мае 1971 года и занял первое место в годовом чарте, опередив хит Кэрол Кинг «Tapestry». Отдельные арии из него – выпущенные синглами «Superstar» и «I Don’t Know How to Love Him» – держались не одну неделю в «Billboard Hot 100». Он также послужил стартовой площадкой для многочисленных постановок на Бродвее. И такое признание в Штатах произошло всего через пять лет после того, как неосторожное замечание Джона Леннона об относительной популярности Иисуса и The Beatles, опубликованное в американских таблоидах, привело тогда к протестам и бойкоту американскими СМИ музыки группы в их мировом турне 1966 года.
Как ни странно, оригинальный двойной альбом почти не вызвал такого же ажиотажа в Англии, хотя в конечном итоге в январе 1972-го он оказался №6 в списке «UK Albums Chart» и привёл к британской театральной постановке, ставшей на тот момент самым продолжительным мюзиклом в лондонском Вест-Энде.
Этому неординарному музыкальному изображению последних семи дней Иисуса суждено было стать одним из самых обсуждаемых и провокационных альбомов на рок-сцене. А уж, в нашей родной стране – и подавно. Переписанная на сотни тысяч магнитофонных пленок, рок-опера «Иисус Христос – Суперзвезда» расползалась по Стране Советов со скоростью эпидемии, не смотря на то, что это произведение было запрещено, как содержащее религиозную пропаганду, и регулярно подвергалось остракизму в советской прессе. Признаться, я не встречал в ту пору ни одного серьёзно интересующегося музыкой человека, в чьей фонотеке не было бы заветного экземпляра.
В то время для многих эта рок-опера стала одним из первых упоминаний о Христе, хотя в большинстве своём мы были «ни бельмеса» в английском языке. Зато все отдавали должное, прежде всего, музыкальной составляющей. Какие-то продвинутые лабухи, не страшась последствий, играли выборочные куски в кабаках, а отдельные заезжие ВИА могли ввернуть что-то из рок-оперы во второе отделение концерта, в котором не возбранялось играть классику рока. Да что там, по самому что ни на есть центральному телевидению на Пасху 1976 года в прайм-тайм (!!!) выдали музыкальный фильм-пародию Евгения Гинзбурга «Волшебный фонарь», в котором в аранжировке Георгия Гараняна и Бориса Фрумкина наряду с другой западной поп-классикой обыграли и Ллойда нашего Уэббера.
Позже в своём легендарном мульфильме «Пиф-паф, ой-ой-ой!» Гарри Бардин и Виталий Песков не преминули позаимствовать самую узнаваемую тему из рок-оперы. Но это был, правда, уже 1980-й год.
Но нас интересует немного другое. Выступив в роли собственных продюсеров, два создателя объединили на сессиях звукозаписи, проводившихся в лондонской «Olympic Studio» с марта по июль 1970-го, более 60 певцов и музыкантов. Причём, среди них было немало тех, кто уже в то время был известен в различных коллективах или добился значительных успехов сам по себе, а для других это был стартовый этап. По-разному у всех сложилась их дальнейшая карьера. Для кого-то это был самый что ни на есть звёздный час, для других же основные их свершения были впереди.
Иэн Гиллан
Конечно же, все наперебой тут же отметят Иэна Гиллана, исполнявшего партии Иисуса Христа. Он к моменту сессий, поучаствовав 26 июля 1969-го в финальном концерте своей прежней малоизвестной группы Episode Six, уже влился в состав Deep Purple «Mark II». Вышел их первый сингл «Hallelujah», потерпевший, не смотря все усилия по продвижению, коммерческий провал, да ещё 24 сентября в «Royal Albert Hall» состоялся «Concerto for Group and Orchestra» – один из первых экспериментов в сочетании рок-музыки с полным симфоническим оркестром. Его запись вышла в декабре на виниле, и это был первый полноформатный альбом с Иэном Гилланом на вокале. Вряд ли кто счёл за достижение 26-е место в британских чартах и 149-е – в американских.
В двух словах, когда певец записывал партии Христа, он был, хотя и не «ноунеймом», но пока ещё «андердогом». Гиллану позвонил Тим Райс и попросил его исполнить партию Иисуса в оригинальной записи альбома «Jesus Christ Superstar», поскольку он был впечатлён его вокалом в песне «Child in Time», которую он услышал на одном из концертов Deep Purple. После нескольких репетиций Иэн записал все свои вокальные партии за три часа.
Параллельно с рок-оперой Иэн с «Пёплами» уже писал с октября 1969-го эпохальный альбом «Deep Purple In Rock», да ещё сингл «Black Night», ставший самым успешным в их истории и, по сути, презентовавшим новую хард-роковую ипостась группы, имевшей до того репутацию прогрессив-рокеров. Релиз песни состоится 10 июня, а альбома – пятью днями ранее, так что к моменту появления в продаже рок-оперы бывший одноклассник Пита Таунсенда предстанет уже тем самым сенсационным вокалистом из новомодных Deep Purple.
Впоследствии Гиллану предложили главную роль в экранизации 1973 года. Но Иэн потребовал не только заплатить 250 000 фунтов стерлингов гонорара, но и настаивал на компенсации Deep Purple, поскольку съёмки помешали бы запланированному гастрольному туру. Продюсеры отказались, вместо этого на роль Иисуса выбрали Теда Нили, и Гиллан со спокойным сердцем отправился в тур.
Любой мало-мальски сведущий «пёпловед» охотно продолжит послужной список коллективов суперзвезды: Ian Gillan Band, Gillan, Black Sabbath («Я и не собирался входить в состав Black Sabbath. Просто мы напились с Гизером и Тони, а на следующий день я узнал о своём согласии»), снова Deep Purple, Gillan’s Inn, The Javelins.
В 2011 году Гиллан совместно c гитаристом Black Sabbath Тони Айомми собрали благотворительную гастрольную группу Whocares, в которую помимо них входили: барабанщик Iron Maiden Нико Макбрэйн, клавишник Deep Purple Джон Лорд, гитарист HIM Микко Линдстрём и экс-басист Metallica Джейсон Ньюстед. А 19 июля этого года все мы ждём новый альбом Deep Purple с неувядающим вокалом Гиллана под названием «=1».
Мюррей Хэд
Исполнивший партии Иуды, актёр и певец, Хед начал писать песни ещё ребенком, и к середине 60-х у него был контракт со звукозаписывающей компанией в Лондоне. Он дебютировал в кино фильмом «The Family Way» 1966 года и ненадолго появлялся в качестве одного из ведущих бристольского телевизионного поп-шоу «Now!». Когда Райс и Уэббер попросили двадцатичетырёхлетнего вокалиста спеть Иуду Искариота, он как раз был занят в вест-эндской постановке мюзикла «Волосы».
После успеха «Jesus Christ Superstar» в 1971 году Хэд получил главную роль в номинированном на «Оскар» фильме «Воскресенье, проклятое воскресенье», с Питером Финчем и Глендой Джексон. Попутно он делал карьеру и как певец. В 1973 году Мюррей выпустил концептуальный альбом «Nigel Lived», повествующий историю Найджела, молодого певца, который приезжает в Лондон в поисках карьеры в музыкальном бизнесе. Его ранний оптимизм сменяется разочарованием, борьбой и, наконец, гepoинoвoй зависимостью.
Однако, успеха на музыкальной сцене он добился лишь с синглом «Say It Ain’t So, Joe» из одноимённого альбома в 1975 году.
В 1984 году Мюррей Хэд вновь оказался в центре внимания после выхода альбома «Chess» с саундтреком из одноимённого мюзикла. Сингл «One Night in Bangkok» в его исполнении стал международным хитом. Позже Хэд выпустил несколько пластинок на французском языке и стал популярным во Франции и Канаде. Но по большому счёту, именно рок-опера была его тем самым звёздным часом.
Ивонн Эллиман
Американская певица и актриса ирландско-японского происхождения первую известность получила в 19 лет как раз благодаря участию в оригинальной версии рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса, где спела арии Марии Магдалины. В дальнейшем она исполняла эту роль в течение четырёх лет в сценической бродвейской версии. За ту же роль в одноимённом фильме 1973 года она была номинирована на «Golden Globe Award». Она и Барри Деннен были единственными актерами, которые выступали на оригинальной пластинке, в оригинальной бродвейской постановке и в фильме.
Певческая карьера Эллиман началась в 1969 году в Лондоне с выступлений в барах и клубах. В то время ей не нравилось то, что она пела. «Тогда я ненавидела музыку», – вспоминала она в интервью 1973 года, добавляя: «Я делала это ради куска хлеба». Именно в одном из клубов на неё и обратили внимание авторы рок-оперы.
В 1971 году Эллиман переехала в Нью-Йорк, где она встретила своего первого мужа, Билла Оукса, который был президентом звукозаписывающей компании «RSO Records». Перед переездом она подписала контракт с «Purple Records» и спела на альбоме Джона Лорда «Gemini Suite» в 1971 году, а также выпустила пару сольных поп-роковых альбомов: в 1972 и в 1973 году.
Её попросили в 1974 году спеть бэк-вокал в кавер-версии Эрика Клэптона песни Боба Марли «I Shot the Sheriff». Затем она отправилась в турне в составе группы Клэптона и вскоре после этого получила собственный контракт на запись с «RSO Records», продолжая работать с Клэптоном по 1977 год. Её кавер-версия песни Барбары Льюис «Hello Stranger» четыре недели возглавлял чарт США «Easy Listening».
Своего наивысшего успеха в чартах (№1 в «Billboard Hot 100») Эллиман добилась в 1977 году с композицией The Bee Gees «If I Can’t Have You» из саундтрека фильма «Saturday Night Fever». Хотя музыканты группы написали для нее «How Deep Is Your Love», но продюсер настоял, чтобы они спели её самостоятельно.
В 80-е её карьера сошла на нет. Отдав десять лет музыкальной сцене, Эллиман взяла перерыв: дома её внимания требовали двое детей.
Виктор Брокс
Исполнивший роль первосвященника Каиафы, английский блюзовый музыкант Виктор Брокс был на момент записи хорошо известен в музыкальных кругах. Ему было 29 лет, он играл на различных музыкальных инструментах, включая валторну, клавишные и гитару, а также пел. Джими Хендрикс и Тина Тернер называли Брокса в числе своих любимых белых блюзовых исполнителей.
Виктор написали песню «Warning» для первого альбома Black Sabbath. За свою карьеру Брокс работал с Эриком Клэптоном, Джими Хендриксом, Ричи Блэкмором, Иэном Гилланом, Screaming Lord Sutch, Чарли Мингусом, Мемфисом Слимом, Dr. John, Эйнсли Данбаром, Грэмом Бондом, Алексисом Корнером, Джоном Мэйоллом, Country Joe McDonald, Питером Барденсом, Кейтом Муном и Дэйвом Вудом. До самой смерти в феврале 2023-го он выступал со своей группой Victor Brox Blues Train.
Барри Деннен
Он сыграл Понтия Пилата в оригинальной рок-опере, бродвейской постановке и в фильме 1973 года. Рождённый в Чикаго, Деннен в течение 15 лет жил в Лондоне, где в 1968 году получил главную роль в мюзикле «Кабаре» Хэла Принса. За эту роль он получил престижную премию «Evening Standard Award», так что его появление на пластинке не было случайностью. Мюррей Хэд, с которым они работали над сценарием фильма про рок-группу, в какой-то момент упомянул о том, что «парни, которые работают над рок-оперой, видели меня в «Кабаре» и хотели бы знать, не заинтересует ли меня возможность принять участие в записи. Вот так всё это началось».
Барри Деннен снялся во множестве эпизодических ролей в кино и на телевидении, включая оскароносный «Titanic» (молящийся). Его голос звучит во многих видеоиграх (Fatman в «Metal Gear Solid 2», шеф полиции Боген в «Grim Fandango», Мимир в «Too Human»). Деннен известен также как сценарист (эпизод «The Secret Cinema» для телесериала «Amazing Stories»; «Demonella» для «The Comic Strip» и др.).
В 2003-2004 годах с Карлом Андерсоном Деннен провел успешные гастроли по США в составе с «Jesus Christ Superstar Show», где ему впервые пришлось играть царя Ирода. В июне 2017 года Деннен получил черепно-мозговую травму после падения в своём доме. Он так и не оправился полностью и умер 26 сентября.
Брайан Кит
Бывший вокалист Plastic Penny Брайан Кит (О'Ши) исполнил партии первосвященника Анна. Другую главную партию в «This Jesus Must Die» – Каиафы – исполнил Виктор Брокс, а Пол Рэйвен и Тим Райс озвучивали голоса священников. Другая их значимая для сюжета вещь «Damned for All Time/Blood Money», здесь действующие лица: Иуда, Анна и Каиафа.
К моменту приглашения в рок-оперу Брайан пел уже в другом коллективе, а также играл на тромбоне и губной гармонике.
«Я выступал в группе с Виктором Броксом (Кайафой – прим.) под названием The Congregation, и он пришел ко мне и рассказал об этих двух парнях, которые написали рок-оперу об Иисусе. Я не думал, что это хорошая идея. Я подумал: «Эти ребята сумасшедшие, они пишут оперу об Иисусе!». Но я всё равно пошел в студию с Виктором, чтобы послушать музыку, и подумал: «Вау, это же здорово!»
Одна из вещей, которая произошла во время записи, заключалась в том, что у них закончились деньги ещё до того, как они закончили запись, так что они не могли позволить себе заплатить нам, поэтому начали предлагать процент от гонорара в качестве оплаты. Мы все отнеслись к этому скептически, потому что, если бы у нас ничего не вышло, мы остались бы без денег».
Самым большим хитом The Congregation стала кавер-версия песни «Softly Whispering I Love You», которая достигла 4-го места в британском чарте синглов в 1971 году, 29-го место в чарте «Billboard Hot 100» в США и 1-го места в Южной Африке. Позже Брайан Кит стал сессионным музыкантом, записывался с Блэкмором, Гилланом, Screaming Lord Sutch, Thin Lizzy.
Джон Густафсон
Двадцативосьмилетний ливерпудлианец Джон Густафсон к моменту участия в рок-опере в роли Симона Зелотса имел уже солидный послужной список в качестве бас-гитариста и вокалиста: Cass and the Cassanovas, The Big Three, The Seniors, Merseybeats, Episode Six.
Теперь же он делал прогрессив-рок в Quatermass.
Вряд ли участие в этом проекте способствовало прогрессу его карьеры: у него и так уже было устойчивое реноме. В 1973 году Густафсон и Гриффитс объединились с барабанщиком Элтона Джона Найджелом Олссоном и клавишником Quatermass Дж. Питером Робинсоном для записи альбома воссоединения The Big Three – «Resurrection».
Позже Густафсон засветился в Bullet, The Pirates, Roxy Music, Ian Gillan Band, Ablution и ещё в ряде проектах. Его не стало 12 сентября 2014 года.
Пол Дэвис
Исполнитель роли апостола Петра Пол «Сэнди» Дэвис играл на барабанах и пел в группе Gracious с 1964 года, когда они ещё назывались Satan’s Disciples. Когда состав в 1968-м пополнился барабанщиком Робертом Липсоном, он взял в руки двенадцатиструнку и вышел к микрофонной стойке. Группа стала уходить от трёхминутных поп-песен к более серьёзному материалу в стилистике раннего британского прогрессив-рока. Их продюсером стал Норри Парамор, он познакомил музыкантов с Тимом Райсом, который тогда работал в его компании «Paramor». Фактические продюсерские обязанности Парамором и были возложены на Тима Райса. В результате работы с ним в 1969 году на лейбле «Polydor Records» был выпущен сингл «Beautiful». А в начале 1970-го ребята записали прогрессив-роковый альбом «Gracious!».
Вот тогда-то Райс и позвал Пола Дэвиса в проект рок-оперы. Но когда первый альбом Gracious не попал в чарты, группе пришлось искать деньги. Они записали вторую пластинку и распались. Дэвис в середине 70-х выпустил два сольных альбома – «Inside Every Fat Man» (1974) и «Back on my Feet again» (1976). После он какое-то время играл в малоизвестных британских группах, а затем уехал в Германию. Дальнейшие его следы теряются.
Майк Д'Або
Английский певец и автор песен, наиболее известный как ведущий вокалист группы Manfred Mann с 1966 года до их распада в 1969 году. Именно Д’Або исполнил вокал в «Mighty Quinn» – кавер-версии песни Боба Дилана, которая в исполнении Manfred Mann достигла № 1 в «UK Singles Chart»и стала мировым хитом.
Параллельно с работой в группе Д’Або сотрудничал и с другими музыкантами и писал собственные песни. Например, песню «Handbags and Gladrags», которую исполнили Крис Фарлоу в 1967 году, а позднее перепел Род Стюарт на своём дебютном альбоме. Или «Build Me Up Buttercup», дошедшую в исполнении группы The Foundations до вершины американского чарта «Cash Box Top 100».
Интересно, что Майк намеревался, было, в Кембридже изучать теологию, чтобы стать потом священником, но, разочаровавшись, бросил и ушёл с головой в музыку. В 1970 году он написал и исполнил музыку к фильму Питера Селлерса «There's a Girl in My Soup». Позже выпустил ещё несколько сольных альбомов, а в 80-х вёл ряд программ на «BBC Radio 2». В этом году ему стукнуло 80 лет.
Среди других вокалистов рок-оперы отметился англичанин Пол Фрэнсис Гэдд, выступивший здесь под именем Пол Рейвен в роли одного из священников. Очень скоро он прославится под своим сценическим псевдонимом Гэри Глиттер в качестве одного из апологетов глэм-рока.
Состав бэк-вокалистов впечатлил: соул-певицы Мэдлин Белл и П. П. Арнольд, музыкант и композитор Брайан Беннетт, певица и композитор Лесли Дункан, Кей Гарнер, Барбара Кей, Нил Ланкастер, Алан М. О'Даффи, Терри Сондерс, Тим Райс, Питер Барнфезер, Тони Эштон. Отмечу последнего.
Тони Эштон
Мультиинструменталист, близкий друг Джона Лорда, уже к своим 15 годам он был довольно умелым пианистом. Участвовал в группе Remo Four в качестве органиста и вокалиста, а в 1968-м году помог Джорджу Харрисону записать альбом «Wonderwall Music». В конце 60-х Эштон сформировал новую группу с барабанщиком Remo Роем Дайком и басистом Кимом Гарднером. Они называли себя Ashton, Gardner and Dyke. Их музыка, написанная Эштоном, представляла собой смесь ритм-энд-блюза и джаза. Их сингл «Resurrection Shuffle» продержался в британском чарте 14 недель и достиг 3-го места. Песня дошла до 40-го места в американском списке «Billboard Hot 100».
Эштон также появился на первом сольном альбоме Лорда «Gemini Suite» в 1972-м. В том же году трио окончательно распалось, а Тони поиграл с Executives, Mastersounds, а также на сессиях с Джерри Ли Льюисом, Джорджем Харрисоном, Эриком Клэптоном и Полом Маккартни. Позже он ненадолго присоединился к группе Family и сыграл заметную роль на их последнем студийном альбоме «It's Only a Movie», разделив ведущие вокальные партии с Роджером Чепменом в заглавном треке, а также в «Sweet Desiree».
Эштон и Лорд записали студийный альбом «First of the Big Bands» в 1975-м, а через год вместе Пейсом создали недолговечное трио Paice, Ashton, Lord. После обширных прослушиваний они выбрали Берни Марсдена в качестве электрогитариста, и Пола Мартинеса в басисты группы, превратившись в квинтет. Они записали любопытный альбом «Malice In Wonderland» в 1977-м. Но вскоре после того, как Эштон сломал ногу, упав в темноте со сцены на лондонском концерте, группа распалась.
В 1984 году компания «EMI» выделила Тони Эштону очень небольшой бюджет на запись в Швейцарии. Результатом стал альбом «Live in the Studio», записанный менее, чем за три дня. После этого у него наступили тяжелые времена из-за плохого здоровья и отсутствия работы. В 2001-м в возрасте 55 лет его не стало.
Ещё в записи поучаствовал хор под управлением Джеффри Митчелл и детский хор Алана Доггетта. Не менее интересен состав инструменталистов.
Джон Питер Робинсон
Робинсон на протяжении 70-х годов сделал успешную карьеру сессионного клавишника, работая с такими артистами, как Фил Коллинз, Майк Резерфорд, Шон Филлипс, Дэвид Боуи, Brand X, Quatermass, Карли Саймон, Брайан Ферри, Stealers Wheel, The Hollies и другие. Как успешный поп-аранжировщик, в последующие годы Робинсон также сотрудничал с Эриком Клэптоном, Manhattan Transfer, Элом Джарро и другими.
Крис Мерсер
Не менее плодовит и принявший участие в записи тенор-саксофонист Крис Мерсер. Его часто можно встретить на многих альбомах британской блюз-рок-сцены, к которой он принадлежал: John Mayall & the Bluesbreakers, Gonzalez, Diary of a band, The The Misunderstood, Pete Wingfield Band, Chris Farlowe Band, Bryan Ferry Band, Pin & The Horn-Its. В 1977-м у него вышел сольный альбом «Anglo-sax man».
Помимо них Райс и Уэббер привлекли музыкантов из группы сопровождения Джо Кокера – The Grease Band: ритм-гитариста Нила Хаббарда, басиста Алана Спеннера, барабанщика Брюса Роуленда и соло-гитариста Генри Маккалоу.
Нил Хаббард
После помощи в записи Джо Коккеру одноимённого альбома в 1973 году гитарист присоединился к британской группе Kokomo, делавшей стильный соул и фанк. Они выпустили три альбома, а второй «Rise & Shine» был назван «лучшим британским фанк-альбомом 70-х».
В 1974 году Нил помог Элвину Ли записать альбом «In Flight», а во время записи альбома «Let's Stick Togethe» в 1976-м у Хаббарда завязалось многолетнее сотрудничество с Брайаном Ферри, результатом которого было его участие в восьми альбомах музыканта и ещё паре альбомов Roxy Music.
Его гитарную игру можно услышать на альбомах Dexys, Донована, Мэгги Рейли, Роберта Палмера, Пола Янга и Би Би Кинга.
Алан Спеннер
С группой Kokomo был связан и бас-гитарист Спеннер. Кроме того он выступал с Spooky Tooth, ABC, Дэвидом Ковердейлом, Дэвидом Соулом, Джо Кокером, Кенни Логгинсом, Линдой Картер, Питером Фрэмптоном, Тедом Ньюджентом, Миком Тейлором, группами China Crisis, и Roxy Music. Он поучаствовал в записи сольника Элвина Ли "In Flight".
Брюс Роуленд
Барабанщик Брюс Роуленд играл в фолк-рок-группе Fairport Convention. Он также был плодовитым сессионным музыкантом, играл на сессиях с Шоном Филлипсом, Энди Маккеем, Джеки Ломаксом, Рори Галлахером и другими.
Генри Маккалох
Признаться, испытываю большую симпатию к творчеству этого музыканта. Североирландский гитарист был наиболее известен как участник групп Spooky Tooth, Grease, Пола Маккартни и Wings. Он также выступал и записывался как сольный исполнитель и сессионщик. А впервые Генри приобрёл известность ещё подростком в начале 60-х как соло-гитарист из группе Skyrockets.
В девятнадцатилетнем возрасте он сформировал новую шоу-группу, которую назвали Gene and the Gents. В 1967 году Маккалох переехал в Белфаст, где присоединился в группе The People к Крису Стюарту (бас-гитара), Эрни Грэму (вокал) и Дэйву Латтону (ударные), чтобы играть психоделику. Позже в том же году группа переехала в Лондон и подписала контракт с менеджером Чесом Чандлером (бывший басист The Animals – прим.), который изменил название группы на Éire Apparent.
В мае 1968 года Маккалох присоединился к фолк-группе Sweeney's Men. А год спустя его пригласили поработать с Джо Кокером в качестве участника его бэк-группы – The Grease Band. С Кокером он совершил турне по США и выступил на фестивале в Вудстоке. Когда группу пригласили на инструментальное сопровождение в рок-оперу «Jesus Christ Superstar» Генри параллельно участвовал в качестве ведущего гитариста Spooky Tooth на записи их альбома "The Last Puff" вместе с бас-гитаристом Аланом Спеннером.
А в январе 1972 года Пол Маккартни по рекомендации Денни Лейна пригласил Маккалоха присоединиться к его новой группе Wings, чтобы начать турне по британским университетам. Он провел в группе больше года, сыграв на соло-гитаре в нескольких синглах, включая «Hi, Hi, Hi», «Live and Let Die» и «My Love», а также на альбоме «Red Rose Speedway». Однако из-за музыкальных и деловых разногласий с Маккартни Генри покинул группу накануне сессий «Band on the Run» в августе 1973 года.
Маккалох выступал в качестве сессионного музыканта с Роем Харпером, Фрэнки Миллером, Эриком Бёрдоном, Марианной Фейтфулл, Ронни Лейном, Джо Кокером, Донованом и ещё многими другими. В 1977 году он временно присоединился к Dr. Feelgood после ухода Уилко Джонсона. У него десяток сольных альбомов, включая и концертник. Вот блюз-роковая вещица из альбома 2008 года «Poor Man's Moon».
14 июня 2016 года вышло сообщение, что Генри Маккалох умер в своем доме в Балливиндленде, Баллимони, графство Антрим, после продолжительной болезни. Он так и не смог полностью оправиться от сердечного приступа, перенесенного в 2012 году.
Вот примерно то, что хотелось рассказать в связи с заявленной темой. Берегите себя и своих близких!
☑ Если вам понравился этот материал, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии! Репост приветствуется!
❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.
➤Другие подобные материалы: