Найти в Дзене
Old school dude

Катастрофические деяния в истории рок-музыки

Как глубокомысленно заметил ещё Еврипид, человеку свойственно ошибаться, есть даже соответствующее крылатое латинское выражение – "Errare humanum est". По недомыслию ли, незнанию или излишней самоуверенности – суть не важно. Потому что на планете не существует людей, которые бы ни разу в жизни не совершили неверные действия, приводящие к нежелательным для них последствиям. По счастью, ошибки большинства из нас, обычных обывателей, не являются фатальными и не наносят непоправимого вреда нам самим и нашим близким. Кто, например, не оставлял ключи от дома на работе, не забывал поздравить знакомых с каким-нибудь праздником или не делал столь же незначимых оплошностей. Да, было какое-то время неловко и некомфортно , но потом всё успокаивалось и входило в привычное русло. Конечно, порой с кое-кем из нас случались и гораздо более неприятные происшествия, но статистическая вероятность таких вещей, к счастью, пока ещё довольно низка. Но это мы, обычные представители рода человеческого. Другое д
Оглавление

Как глубокомысленно заметил ещё Еврипид, человеку свойственно ошибаться, есть даже соответствующее крылатое латинское выражение – "Errare humanum est". По недомыслию ли, незнанию или излишней самоуверенности – суть не важно. Потому что на планете не существует людей, которые бы ни разу в жизни не совершили неверные действия, приводящие к нежелательным для них последствиям. По счастью, ошибки большинства из нас, обычных обывателей, не являются фатальными и не наносят непоправимого вреда нам самим и нашим близким. Кто, например, не оставлял ключи от дома на работе, не забывал поздравить знакомых с каким-нибудь праздником или не делал столь же незначимых оплошностей. Да, было какое-то время неловко и некомфортно , но потом всё успокаивалось и входило в привычное русло.

Конечно, порой с кое-кем из нас случались и гораздо более неприятные происшествия, но статистическая вероятность таких вещей, к счастью, пока ещё довольно низка. Но это мы, обычные представители рода человеческого. Другое дело известные персонажи. Когда ошибаются рок-звезды, они делают это эпическими, зрелищными способами и с последствиями для своей карьеры, которые часто бывают катастрофическими. Ужасные деловые ходы, художественные промахи, сомнительные моральные суждения, высказанные в прессе, – вот неполный перечень эпизодов, круто менявших карьеру исполнителя.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Они могут привести к десятилетиям горьких вопросов, типа: "Что, если бы я не заявил в том интервью? Не отчебучил тогда на том вокзале? Если бы только мог переснять тот дурацкий клип?" Но фарш нельзя прокрутить назад, и в жизни нет возврата. И даже кумиры, как и все мы, должны жить с последствиями своих действий. В ряду пострадавших были самые заметные на рок-арене персонажи – от The Beatles, The Rolling Stones и The Beach Boys, до Metallica, Guns N’ Roses и U2.

Приведу ряд таких оплошностей, причём, порой, это даже были не ошибки самих музыкантов, а неправильные действия в отношении них самих. И ограничим всё в основном неверными профессиональными решениями, без всяких там драк, пьянок и злоупотреблений психостимуляторами. Итак, поехали:

Ребята из Creedence Clearwater Revival в 1972 году захотели сами, без Джона Фогерти писать песни

Большинство рок-групп были бы рады видеть Джона Фогерти в качестве своего участника. Он был не только звёздным вокалистом и блестящим гитаристом, но и уникальным автором песен, чьи классические хиты 60-х и 70-х, такие, как "Proud Mary", "Fortunate Son", "Bad Moon Rising", "Who’ll Stop the Rain" и другие, составляют золотой фонд рок-музыки. Но его товарищи по группе Дуг Клиффорд, Стью Кук и Том Фогерти были возмущены вниманием, которое он привлекал к своей персоне, и тем, что большинство людей видели в них только музыкантов его группы поддержки.

Напряжение в коллективе заставило в 1971 году Тома Фогерти уйти из группы, а в следующем году Джон согласился на демократичный альбом, на котором Клиффорду и Куку было бы дозволено не только писать, но и петь свои собственные песни, а также стать сопродюсерами пластинки. Сам Фогерти подготовил для альбома лишь три своих композиции. Результатом стал провальный "Mardi Gras", который называли "худшим альбомом, который когда-либо выпускала великая группа". Это доказывает, что демократия не всегда может быть лучшей формой правления для музыкальных групп. 16 октября 1972 года по окончании "Mardi Gras Spring Tour" Creedence Clearwater Revival официально распались.

The Rolling Stones наняли "Ангелов Ада" в качестве охранников на рок-фестиваль в 1969 году

The Rolling Stones на "Альтамонте". Фото из открытых источников
The Rolling Stones на "Альтамонте". Фото из открытых источников

The Rolling Stones попали в целый водоворот ошибок, когда решили завершить свой американский тур в 1969 году в Калифорнии массовым бесплатным концертом. Ещё до начала некоторые окрестили это событие "Западным Вудстоком", ведь среди его участников ещё предполагались Айк и Тина Тёрнеры, Santana, The Flying Burrito Brothers, Jefferson Airplane, Crosby, Stills, Nash & Young, а сами "Роллинги" наряду с Grateful Dead должны были стать его хедлайнерами. Сначала организаторы опрометчиво попытались забронировать место в парке "Золотые Ворота", однако, не имея достаточно для этого времени и рабочей силы, вынуждено перенесли всё в последнюю минуту на гоночную трассу "Альтамонт". При этом напортачили, не обеспечив достаточного количества туалетов и точек питания для почти 300 тысяч зрителей и построив сцену всего в метре от земли.

Последний недочёт потребовал нанять охрану, чтобы окружить сцену, и это привело к самой большой ошибке из всех – привлечению для обеспечения безопасности байкеров "Hells Angels" (Ангелов Ада). В этом решении обвиняли Grateful Dead или Jefferson Airplane, но Stones согласились, что это был их "косяк". Это привело к смерти 18-летнего чернокожего фаната Мередита Хантера от рук "Ангелов", а также ещё три случайные смерти. Кроме того, в связи с ростом насилия многие посетители получили ранения и серьёзный материальный ущерб.

Grateful Dead, наблюдая всё это, вовсе отказались играть. Как резюмировали в прессе: "6 декабря – самый худший день в истории рок-н-ролла – день, когда всё прошло настолько плохо, насколько это было возможно". Этот инцидент ознаменовал конец мечты 60-х. Братья Мэйслсы сняли об "Альтамонте" документальны фильм "Gimme Shelter". Если "Вудсток" проповедовал "Лето любви", то "Альтамонт" окончательно стёр любые его следы, войдя в историю как самый жестокий и скандальный массовый рок-концерт.

Организаторы отметили в 1999 году "30-летие Вудстока" ужасающими беспорядками

Кстати, о "Вудстоке". Поскольку празднование в 1994 году 25-летия легендарного фестиваля имело огромный успех, рассчитывали, что и 30-летие мероприятия будет столь же триумфальным. Почему бы не собрать самые известные группы на планете и не устроить трехдневную вечеринку? Оказывается, успех фестиваля – это гораздо больше, чем заказ групп и продажа билетов. Вам нужны туалеты. Вам нужен способ доставить воду без продажи бутылок за 4 доллара за штуку. Вам нужны обученные охранники. Вам нужны места, где люди могут найти укрытие или даже просто тень, если очень жарко. Вам нужно найти место получше, чем старая мрачная заброшенная база ВВС в северной части штата Нью-Йорк.

В Вудстоке 1999 года ничего из этого не было. Неудивительно, что все закончилось беспорядками, пожарами и ужасающими историями о сексуальном насилии. Организаторы в 2019 году пытались ещё организовать мероприятие, посвященное 50-летию "Вудстока", но оно провалилось после того, как они с большой помпой объявили состав на пресс-конференции в Нью-Йорке. Карма?

Компания "Decca Records" отказалась от подписания контракта с The Beatles в 1962 году

О решении "Decca Records" отказаться от контракта с The Beatles после их прослушивания 1 января 1962 года я уже подробно писал. Сейчас, по прошествии шести десятков с лишним лет трудно отделить миф от фактов, ведь основное изложение событий исходило от менеджера группы Брайана Эпстайна. Его версия гласит, что Дик Роу, директор отдела "Артисты и репертуар" компании "Decca", ознакомившись с пробной записью "Битлз", заявил ему, что "гитарные группы уходят", но Роу настаивал, что это полная выдумка.

The Beatles, прослушивание в "Decca". Что об этом они рассказывали сами
Old school dude1 мая 2021

Что известно наверняка, так это то, что The Beatles записали утром 1 января 1962 года на пленку 15 песен для "Decca" и что компания отвергла молодую группу, предпочтя им The Tremeloes. Очевидно, это была огромная ошибка, которая стоила "Decca" бесчисленных миллионов неполученных доходов, но давайте будем справедливы: для The Beatles, к нашему счастью, это было удачным событием. Ведь оно в конечном итоге привело их к Джорджу Мартину и всей той музыке, которую они вместе создавали.

The Beatles, заявление Джона Леннона в 1966 году: "Мы больше, чем Иисус"

The Beatles в 1966-м. Фото из открытых источников
The Beatles в 1966-м. Фото из открытых источников

В начале 1966 года Джон Леннон разговаривал с Морин Клив, репортером лондонской газеты "The Evening Standard", когда он вдруг начал разглагольствовать о религии:

"Христианство уйдет. Оно исчезнет и усохнет. Не нужно спорить; я прав, и будущее это докажет. Сейчас мы более популярны, чем Иисус; я не знаю, что исчезнет раньше – рок-н-ролл или христианство. Иисус был парнем что надо, но его последователи тупы и заурядны. И именно их извращение губит христианство во мне".

Первоначально мартовская публикация в газете не вызвала никакой общественной реакции. Однако, когда американский подростковый журнал "Datebook" процитировал Леннона пять месяцев спустя, на юге США вспыхнули массовые протесты среди местных христианских общин.

Фото той поры. Из открытых источников
Фото той поры. Из открытых источников

Некоторые радиостанции перестали ставить в эфир песни The Beatles, люди публично сжигали пластинки группы, а самим музыкантам начали поступать угрозы, в том числе и от "Ку-клус-клана". Это накладывалось на американские гастроли ансамбля в августе 1966 года, и ряд выступлений в ходе них пришлось в спешном порядке отменять, а самому Леннону публично извиняться и пояснять сказанное им Морин Клив:

"Если бы я сказал, что телевидение более популярно, чем Иисус, никто бы не обратил внимания. Я не сравнивал себя с Христом. Если вы хотите, чтобы я извинился, если это сделает вас счастливыми, тогда ладно, мне жаль..."

Это было ужасное время для всей группы, и в конечном итоге они больше никогда не гастролировали.

The Beach Boys пропустили в 1967 году поп-фестиваль в Монтерее

Фестиваль поп-музыки в Монтерее был разработан таким образом, чтобы продемонстрировать новые интересные группы, такие как The Who, The Jimi Hendrix Experience, Grateful Dead, Mamas & the Papas и Big Brother and the Holding Company. Брайан Уилсон входил в состав правления фестиваля, и The Beach Boys были приглашены хэдлайнерами на второй вечер. Казалось, это могло бы стать квинтэссенцией успеха калифорнийской группы, ведь их альбом "Pet Sounds" пресса усиленно возносила, а песня "Good Vibrations", вышедшая несколько месяцев назад, занимала 1-е место в США, Великобритании и ещё ряде стран.

Но они переживали очень трудное время из-за ухудшения психического состояния Брайана, в результате чего так и не удалось в начале года завершить свой амбициозный проект "Smile", который в то время называли "самым ожидаемым и обсуждаемым альбомом в музыкальной индустрии". Работа над "Smile" проходила с лета 1966 года по весну 1967-го, но так и не была окончена в 20-м веке, неоднократно откладываясь, в то время как The Beach Boys подвергались значительной шумихе в средствах массовой информации, которые провозглашали Уилсона "гением". К этому добавлялись битвы Карла Уилсона с правительством США из-за призыва на войну во Вьетнаме.

На протяжении многих лет The Beach Boys придумывали множество оправданий тому, почему они в последнюю минуту ушли из проекта "Monterey Pop". Но опасения, что они будут выглядеть неубедительно на фоне новых групп, безусловно, сыграли большую в этом роль. Оглядываясь назад, можно сказать, что это решение стало важным поворотным моментом в их карьере. Они продолжали и далее делать много неплохой музыки, но больше никогда уже не были частью рок-мейнстрима.

Группа Mountain не захотела светиться в фильме о "Вудстоке" 1969 года

Ещё раз о "Вудстоке". Неоспоримо, что это был самый грандиозный и известный фестиваль в истории рока, и такие исполнители, как The Who, Santana, Crosby, Stills, Nash & Young и Джо Кокер, извлекли огромную пользу из своего в нём участия. Все эти ребята подписали позже контракт на участие в фильме "Woodstock", который посмотрела гораздо более широкая аудитория, чем хиппи, свалившиеся тогда в августе 1969-го в местечко Бетел-Вудс.

Однако рокеры Mountain не согласились фигурировать в фильме, несмотря на свой убойный сет между Canned Heat и Grateful Dead во второй день фестиваля. "Я не знаю, что случилось с нашим менеджером в то время, он, вероятно, не получил достаточно денег. Кто знает?", – сокрушался спустя годы фронтмен Mountain Лесли Уэст. И кто знает, что могло бы случиться с Mountain в 70-х и позже, если бы они были в том самом фильме.

Blood, Sweat & Tears в 1970 году в разгар войны во Вьетнаме отправились в тур, спонсируемый правительством США

На заре 70-х Blood, Sweat & Tears были одной из самых успешных групп в Америке. Такие хиты, как "You’ve Made Me So Very Happy" и "Spinning Wheel", были в "Топ-5" чартов, они участвовали в "Вудстоке" и получили премию "Грэмми" в номинации "Альбом года". И вот на самом пике своего триумфа они приняли необъяснимое решение отправиться в спонсируемое Госдепартаментом США турне по Польше, Румынии и Югославии.

Идея заключалась в том, чтобы принести американскую культуру в контролируемый Советским Союзом Восточный блок. Но из-за войны во Вьетнаме недоверие к правительству США было на рекордно высоком уровне, и Blood, Sweat & Tears ни могли не выглядеть пешками правительственной пропаганды – чем они, по сути, в этом случае и были. Благодаря этому группа так и не смогла позже восстановить свою репутацию. Пять десятилетий спустя они даже согласились участвовать в документальном фильме "What the Hell Happened to Blood, Sweat & Tears?", где рассуждения на эту тему уходят в сагу.

Sex Pistols в 1977 году уволили талантливого басиста Глена Мэтлока, заменив его Сидом Вишесом

Глен Мэтлок был не только басистом Sex Pistols, но и одним из ключевых авторов песен. Несмотря на это, причиной его ухода из группы стало ухудшение и без того напряжённых отношений с недолюбливавшим его вокалистом Джонни Роттеном. Группа могла бы выжить и, возможно, даже процветать, если бы они нашли компетентную замену, способную сыграть его роль и внести свой вклад в будущие записи песен.

Вместо этого они взяли ему на замену героинового наркомана, который понятия не имел, как играть на басу или писать что-то похожее на песню. Сид Вишес может быть иконой и харизматиком, но он мало что сделал в группе, кроме того, что вызвал хаос и ускорил процесс их неизбежного распада. В студии его партии записывал гитарист Стив Джонс. Как Джонс позже вспоминал в своих мемуарах:

"Возможно, химия поддержала бы нас, чтобы записать еще один альбом, если бы только Мэтлок остался. Но нам не суждено было иметь прогрессивную фазу, когда мы записали альбом и отправились в турне с Barclay James Harvest. Sex Pistols были рождены, чтобы крушить и гореть, и это именно то, что мы сделали".

Bee Gees и Питер Фрэмптон в 1979 году сняли фильм "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band"

В 1978 году в мире популярной музыки два исполнителя были на самом гребне успеха, приковав к себе самое пристальное внимание своими последними работами, – Bee Gees и Питер Фрэмптон. Альбомы с саундтреком к фильму "Лихорадка субботнего вечера" первых и "Frampton Comes Alive!" второго были проданы в совокупности около 10 миллионов копий, что сделало их суперзвездами глобального уровня. И тут они совместно решили посягнуть на рок-классику, поучаствовав в съёмках музыкального фильма "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band" и записав саундтрек к нему с каверами тех самых битловских песен.

Режиссер Майкл Шульц решил взять музыку "Битлз" и превратить её в психоделический калейдоскоп, похожий на телевизионные развлекательные шоу тех лет. Продюсированием музыки занимался Джордж Мартин. В проекте ещё поучаствовали комедийные актёры Стив Мартин, Дональд Плезенс и Джордж Бернс, а также Сэнди Фарина, Элис Купер, Билли Престон, Aerosmith и Earth, Wind & Fire. Робин Гибб самонадеянно анонсировал предстоящую премьеру такими словами:

"Сегодняшние дети не знают битловского "Sgt. Pepper’s". Когда выйдет наш, это будет выглядеть, по сути, так, как-будто его никогда и не существовало".

На самом деле, это обернулось одним из самых больших провалов в истории кино того времени, а саундтрек, выпущенный в виде двойной пластинки, называли не иначе, как "полной пародией" и "самым худшим альбомом из когда-либо выходивших в этой вселенной". Не смотря на то, что в "Billboard 200" он сразу же добрался аж до 5-го места (спасибо Битлз!), в течении пяти недель он с треском вылетел из "Топ-100", а поставки в торговую сеть не достигли даже нижней отметки от предпродажных планов. Вполне понятно, что репутация Bee Gees и Фрэмптона от подобной авантюры серьёзно пострадала.

Kiss в 1981 году пытались сделать серьезный концептуальный альбом

К началу 80-х Kiss устали от того, что их воспринимают как группу для подростков и недоразвитых взрослых. В последние годы они имели огромный успех со своей диско-песней "I Was Made For Lovin' You", но были и эпические провалы, такие как телефильм "Kiss Meets the Phantom of the Park" и сольные альбомы всех участников группы, которые они выпустили одновременно. Только что Боб Эзрин, продюсер их самых любимых альбомов, помог Pink Floyd создать эпическое полотно "The Wall", и они решили вернуть его в свои ряды, чтобы создать что-то не менее амбициозное. Как заявлял Пол Стэнли:

"Мы сделали много песен в духе "Бабахни меня", и подумали, что нам нужно пойти немного в другом направлении".

Результатом стала "Music From the Elder" – бессвязная, запутанная, концептуальная прогрессив-роковая пластинка, на которой к звучанию "Киссов" с предсказуемо ужасными последствиями добавляется хор и оркестр. Сюжет включает в себя персонажа, известного как "Мальчик", который объединяет усилия с мудрым гуру по имени "Морфеус" (не отсюда ли идея для "Матрицы"?), чтобы сразиться в какой-то неопределенный момент будущего с группой злодеев. Это было настолько поразительно плохо, что группа даже не отправилась в поддерживающее пластинку турне, и они отказались от всех планов выпустить ещё одну подобную работу. Как сказал Джин Симмонс много лет спустя:

"Я бы сказал, что это был единственный раз, когда Kiss уступили. Мы хотели успеха у критиков. И мы потеряли рассудок... Как записи Kiss, я бы поставил ей ноль. Как плохой записи Genesis, я бы поставил ей двойку".

Билли Сквайер в 1984 году уничтожил свою карьеру одним дурацким видеоклипом

Первые дни телеканала "MTV" были опасным временем. Исполнители в основном имели ограниченный бюджет, они снимали видео за нескольких часов, не осознавая, что создают себе неизгладимые образы, которые запечатлят их в определённом виде навсегда. Отличное видео, такое как "Rio" Duran Duran, может возвысить группу и сделать их вечно крутыми, но есть еще случай с клипом "Rock Me Tonite" Билли Сквайера. На видео, снятом хореографом Кенни Ортегой, Сквайер скачет по спальне в пастельных тонах в коротенькой маечке. Особенно резко это контрастировало с вполне рокерским текстом: "Я – рок-н-ролл, я перемещаюсь по воздуху. Ищу себе неприятности – приму свою долю". Как он вспоминал:

"Когда я увидел это видео, у меня отвисла челюсть. Это было дьявольски. Я посмотрел на это и подумал: "Что это за хрень?" Все это до боли неловко, и это оттолкнуло молодых фанатов по всей стране".

Это практически разрушило его карьеру и было очень болезненной темой в течение нескольких лет, пока он, наконец, не смирился с этим:

"Раны зажили, и шрамы не такие, уж, и глубокие, потому что моя жизнь сложилась в хорошую сторону. Я ушел из музыкального бизнеса, когда мне было сорок три года. Мне не нужно работать. Посмотрите, кто сейчас улыбается! Это видео – плохая часть хорошей жизни".

Стив Ван Зандт в 1984 году покинул группу E Street Band, аккомпанирующую Брюсу Спрингстину, незадолго до тура "Born in the USA"

Дружба гитариста Стивена Ван Зандта с Брюсом Спрингстином восходит к их подростковому возрасту в середине 60-х, когда они вместе играли во многих группах тех лет. Ван Зандт присоединился к E Street Band вскоре после того, как в 1975 году был записан альбом "Born to Run", и последующие годы были отмечены большим количеством гастролей, но скудными гонорарами.

Настоящие деньги не давались до тех пор, пока пластинка "Born in the USA", наконец не принесли группе успех, после которого они смогли подняться до стадионов. Но вот только Ван Зандт, полноценно поучаствовавший в её записи, ушёл до того, как она появилась в продаже, чтобы полностью посвятить себя сольной карьере. Как он позже сокрушался:

"Это решающий момент в моей жизни. Это была ошибка, от которой я так и не оправился. В финансовом отношении это было апокалипсисом. Тем не менее, мы сократили жизнь южноафриканского правительства на несколько лет (Ван Зандт в 1985 году создал организацию Artists United Against Apartheid).
Но стоит ли это того, чтобы потерять всех моих друзей, всю мою власть, весь мой "сок" – весь мой значительный капитал, чтобы спасти несколько жизней? И надо сказать: "Да, конечно". Но я оглядываюсь назад и думаю: "Боже, если бы я только мог тогда остаться и сделать и это тоже". У меня была бы идеальная жизнь".

Guns N’ Roses в 1994 году начинают работу над альбомом "Chinese Democracy"

Когда Эксл Роуз разогнал всех участников Guns N’ Roses в середине 90-х, у него было короткое время, чтобы доказать, что группа все ещё может двигаться вперед как творческая единица, а не просто перетасованная старая группа. Если бы они выпустили еще один альбом хотя бы равный по качеству "Appetite for Destruction" или даже "Use Your Illusion II", хэйтеры бы "заткнулись", и "Ганзы" могли бы спокойно продолжать. Вместо этого Эксл и постоянно меняющаяся команда новых музыкантов потратили почти 15 лет на работу над "Chinese Democracy", потратив при этом миллионы долларов и долгие угасающие тщетные надежды фанатов.

Лейбл группы "Geffen" даже предложил Роузу премию в миллион долларов, чтобы он закончил всё к 1999 году, однако он сорвал срок на девять лет. Когда, наконец, альбом вышел в 2008 году, мало кто из фанатов это событие заметил. Много терпения – это одно, почти 15 лет – другое.

Van Halen в 1996 году наняли парня из Extreme в качестве нового вокалиста

В октябре 1996 года место вокалиста Van Halen после мучительных поисков занял Гэри Чероун – бывший участник бостонской группы Extreme. После того как их предыдущий альбом 1995 года "Balance" разочаровал в коммерческом плане, а "MTV" практически заморозило клипы группы, лучшим выходом на тот момент было либо воссоединиться с Дэвидом Ли Ротом для тура, либо отправиться в студию с Сэмми Хагаром и записать еще один убойный альбом.

Но Van Halen неожиданно выбрали третий вариант, позвав Чероуна для записи разочаровывающего альбома "Van Halen III" и последующих гастролей. Отзывы критиков на этот опус были в основном негативными. Работа над следующим альбомом с Чероуном началась в 1999 году, но никогда не продвигалась дальше записи нескольких демо. Химия группы в этом составе не сложилась. Как они позже признавались:

"Это было неудачное время для этого шага. Это была самая большая ошибка, которую когда-либо совершала группа".

Metallica в 2000 году воевала с собственными фанатами из-за сервиса файлообменной сети "Napster"

Metallica не ошиблась, увидев в "Napster" экзистенциальную угрозу звукозаписывающей индустрии, какой она существовала до того момента. Они пришли в негодование от того, что их песня 2000 года "I Disappear" просочилась на платформу обмена файлами до того, как они были готовы её официально выпустить. Разочаровывающим открытием было то, что фанаты бесплатно делились всем своим каталогом. 13 апреля 2000 года Metallica подала в окружной суд США Северного округа Калифорнии иск против "Napster", в котором обвинила сервис в нарушении авторских прав.

Но в ходе этого дела в глазах многих фанатов они перешли огромную красную черту. Нанятая группой компания "NetPD" выявила id 335 тысяч пользователей "Napsterа", которые раздавали песни группы, нарушая закон об авторском праве. Metallica потребовала, чтобы все их песни были изъяты из общего доступа, а все пользователи, раздававшие их, были забанены. В итоге, в марте 2001-го федеральным окружным судом было вынесено решение в пользу Metallica – "Napster" обязали удалить все песни группы в течение 72 часов, и файлообменнику пришлось запретить доступ для более чем 300 тысяч пользователей.

Негативная реакция на это была почти всеобщей и её последствия преследовали "Метлу" годами. Несколько лет спустя барабанщик Ларс Ульрих заявил:

"Возможно, это не самый умный пиар-ход всех времен, но, по крайней мере, мы выиграли спор. Слушайте, как говорится, за четверть я сяду в автобус, но в то время это казалось действительно хорошей идеей".

U2 в 2014 году бесплатно раздали свой новый альбом в "iTunes"

Всего за несколько лет, масштабно развернувшись, U2 перешли от аудитории клубов к аренам и стадионам. Их ментальность неплохо служила им на протяжении 80-х, 90-х и начала 2000-х годов, но они зашли слишком далеко в 2014 году, когда заключили сделку с корпорацией "Apple", по которой их альбом "Songs of Innocence" был бесплатно доступен каждому, имевшему гаджет от "Apple". Конечно, это была незначительная часть населения планеты, и быстро выяснилось, что не все, у кого был "iPhone" или "iPad", по определению были поклонниками U2. Я сам был в немалой степени удивлён, когда после очередного обновления операционной системы на телефоне вдруг обнаружил этот альбом в разделе "Музыка".

Реакция остальных пользователей была быстрой и жестокой, тем более, что с точки зрения качества музыки "Songs of Innocence" не был очередным "Joshua Tree" или "Achtung Baby". Вскоре корпорация "Apple" была вынуждена создать инструмент, который позволял пользователям удалять записи одним щелчком мыши. Они даже создали веб-сайт поддержки, чтобы помогать пользователям в этом процессе. Как Боно печально сокрушался позже о тщетности замысла:

"Я полагал, что если бы мы могли просто сделать нашу музыку доступной для людей, они бы захотели потянуться к ней...Не совсем".

Я хотел было ещё добавить в этот список известный скандал с Дэвидом Боуи в середине 70-х, но, поразмыслив, не стал этого делать: Дзен бы из-за этого забанил всю статью. Если вы вспомните какие-то события, испортившие карьеру других музыкантов – напишите в комментариях.

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!

➤Другие статьи подобного рода: