Это продолжение истории о семье, в которой трагическим образом переплелись судьбы: нацисты и их жертвы.
Две стороны одной медали.
В 1951 году Герхарда Рихтера приняли в Академию в Дрездене. В школе, где он изучал настенную живопись с 1953 года, Герхард познакомился Марианной (Эмой). В 1958 году Герхард Рихтер и Марианна (Эма) Эйфингер поженились, но вскоре жизнь пары круто изменилась.
В марте 1961 года Рихтер и его жена эмигрировали. Художник сначала отправился в Советский Союз в качестве туриста; он взял с собой часть багажа, который по возвращении оставил на вокзале в Западном Берлине. Затем он вернулся в Дрезден, чтобы увидеться с женой, продал свой Трабант, и на следующий день друг помог им добраться до Берлина. Здесь они поехали на городской железной дороге в Западный Берлин. Берлинская стена была построена всего два месяца спустя. Пара поселилась в Дюссельдорфе.
Семейные тайны. Тесть
В 65-м году Ритхтер нарисовал своих дядю и тётю. Ту самую тётю, с которой которой он был так близок в детстве, и которую фашисты отправили в лечебницу, где проводили проводили принудительную стерилизацию и эвтаназию душевнобольных.
За год до создания портрета своих родных художник нарисовал другую картину, даже не подозревая, что этим откроет ящик Пандоры. Художник позаимствовал сюжет из семейного фотоальбома своей жены. На снимке — маленькая Эма с родителями и братом на пляже в конце 1930-х годов. Тогда Рихтер ещё не знал, кем на самом деле был его тесть.
Человек с тёмным прошлым
Генрих Эйфингер был не просто врачом-гинекологом. Он состоял на службе СС, разрабатывал расовую политику Третьего рейха и отвечал за принудительную стерилизацию в Дрездене.
После войны Эйфингер провёл три года в лагере для военнопленных в советской оккупационной зоне. Однако ему удалось выйти на свободу — он спас жизнь жене командира лагеря, что обеспечило ему возвращение к медицинской практике. Позже он даже возглавил гинекологическую клинику в Ольденбурге и дожил до 94 лет.
Лишь в 2004 году журналисты Berliner Tagesspiegel выяснили, что Эйфингер был причастен к стерилизации и смерти тёти самого Герхарда Рихтера. Можно лишь представить, что чувствовал художник, когда осознал это.
Вина господина Хейде
В то же время Рихтер работал над ещё одной картиной — "Господин Хейде". Её основой стала газетная фотография профессора Вернера Хейде — главного организатора нацистской программы эвтаназии Т-4. После войны он был заключен в тюрьму, но сумел бежать, а затем жил вымышленным под именем Фриц Саваде и даже и работал врачом в больнице во Фленсбурге. Удача долго сопутствовала ему, но в конце концов его истинная личность раскрыли. Хейде покончил с собой за пять дней до начала суда.
Рихтер никогда не сомневался в виновности профессора Хейде. Но история его собственного тестя, преступника, связанного с его семьёй, потрясла его куда сильнее. Преступник и его жертва встречаются на выставках, они как-то уже принадлежат друг другу, неразлучны, не имея возможности ничего с этим поделать.
Жизнь после раскрытия правды
В 1982 году Рихтер развёлся с Эмой (у них есть общая дочь). Позже он был женат ещё дважды: сначала на скульпторе Изе Генцкен, затем на художнице Сабине Мориц, с которой у него трое детей.
С 1983 года он жил в Кельне и продолжал творить, но в сентябре 2020 года, в возрасте 88 лет, объявил, что завершает карьеру. Его последней работой стали витражи в бенедиктинском аббатстве Толей в Сааре.
*********
Самое дорогое изображение офицера Вермахта. Начало
Операция "Антропоид" - как был уничтожен один из палачей Гитлера.