Как компьютерный чип ценой 46 центов может спровоцировать ядерную войну

5,1K прочитали

3 июня 1980 года около 3-х часов ночи советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский был разбужен звонком Уильяма Одома, своего военного помощника, который сообщил, что около 250 советских ракет было запущено по Соединенным Штатам.

Это, насколько я понял, его более поздний снимок:

3 июня 1980 года около 3-х часов ночи советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский был разбужен звонком Уильяма Одома, своего военного помощника, который сообщил, что около

При всей ненависти Бжезинского к СССР и России вообще, умом и чувством ответственности он не был обделён и потому ответил помощнику, что будет ждать повторного подтверждения о запуске советских ракет и о их целях на территории США , прежде чем позвонить президенту об атаке.

И подтверждение пришло. Одом отзвонился повторно и доложил, что запущено уже 2200 ракет. Это была тотальная атака. За минуту до того, как Бжезинский намеревался позвонить президенту, Одом позвонил в третий раз и сообщил, что были задействованы другие системы предупреждения о ракетном нападении и они не подтвердили данные о пуске советских ракет. Сидя один посреди ночи, Бжезинский не стал будить свою жену, предполагая, что через полчаса (запомните этот срок) - все они умрут.

Причина ложной тревоги? Как потом выяснилось - отказ чипа стоимостью 46 центов на компьютере в оперативном центре Шайенн-Маунтин тогдашнего Североамериканского канадско-американского командования противовоздушной обороны (НОРАД).

Надо понимать, что подобные сообщения получает не только помощник советника президента. Параллельно они пришли в SAC (Стратегическое авиационное командование) и NMCC (Национальный военный командный центр).

В САК командиры приказали экипажам бомбардировщиков занять свои посты и запустить двигатели бомбардировщиков и самолётов-заправщиков. Воздушный командный пункт Тихоокеанского командования NEACP («Голубой орел») в рамках штатного плана действий в чрезвычайных ситуациях вырулил на взлётную полосу на базе ВВС Эндрюс, но взлёт так и не состоялся, в отличие от ноября 1979-го

3 июня 1980 года около 3-х часов ночи советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский был разбужен звонком Уильяма Одома, своего военного помощника, который сообщил, что около-2

Никаких перехватчиков NORAD не было запущено, так как из ноябрьского эпизода были сделаны определённые выводы...

А что там было в ноябре?

9 ноября 1979 года экраны предупреждений о ракетном нападении НОРАД ложно указали на атаку 1400 советских межконтинентальных баллистических ракет, и эта информация одновременно появилась на консолях предупреждения в Пентагоне, Стратегическом авиационном командовании и в других местах. Это привело к принятию мер предосторожности, включая приведение в боевую готовность сил НОРАД и взлёт дюжины перехватчиков. Более того, NEACP, который принял сообщение о ракетной атаке на свои компьютерные дисплеи, поднялся в воздух с базы ВВС Эндрюс со всем положенным персоналом .

По сообщениям прессы, основанном на брифингах Пентагона, сотрудник НОРАД вызвал весь этот переполох, ошибочно загрузив в компьютер запись тренировок/упражнений для системы оповещения, с целью учебной отработки предписанных действий. Естественно, что об этом никто не был заранее оповещён. Разобрались достаточно быстро, но поскольку скандал стал достоянием прессы,14 ноября советский лидер Леонид Брежнев направил послание через посла Анатолия Добырнина, в котором выразил обеспокоенность инцидентом, который «чреват огромной опасностью». Что особенно обеспокоило Брежнева, так это сообщения прессы о том, что высшее руководство США в тот момент не было проинформировано о предупреждении.

Ну, т.е. как и в случае с Бжезинским, звонить наверх никто не стал. Оно, может, и к лучшему - что остаётся президенту, оповещённому высшим руководством воздушно-космической обороны о нападении тысяч баллистических ракет понятно с какой начинкой, как не привести в действие "ядерный чемоданчик"?

А вот Ельцину пришлось таки один раз за него браться. Вообще, аналогичных случаев на нашей стороне наиболее известны два.

Первый - это когда 26 сентября 1983 года оперативный дежурный на командном пункте Серпухов-15 подполковник Станислав Петров получил сообщение от компьютера о пуске баллистических ракет с территории США

3 июня 1980 года около 3-х часов ночи советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский был разбужен звонком Уильяма Одома, своего военного помощника, который сообщил, что около-3

Тут давайте немного отвлечёмся, чтобы те, кто не в теме, поняли принцип работы всех этих систем в самом упрощённом варианте.

Обычно за среднее время полёта баллистических ракет через Северный полюс между нашими странами принимается около 30 минут.

К началу 1960-х годов у Пентагона была система раннего предупреждения о баллистических ракетах (BMEW), которая могла обеспечить предупреждение за 15 минут. Потом появились так называемые загоризонтные радиолокаторы, они могли засечь страт ракет через 5-7 минут, что увеличивало время реагирования.

Правда, со временем наши атомные ракетные лодки могли ощутимо приблизиться к берегам США, что сильно сокращало это время. А вскоре на орбиты стали выводиться спутники, способные обнаруживать баллистические ракеты практически сразу после старта за счёт инфракрасных датчиков, засекающих факелы раскалённых газов при взлёте. Вот именно эта их способность на тот момент и подвела. Спутник принял за эти факелы отражения солнца от облаков именно в месте расположения американской ракетной базы.

Позже эти недостатки были устранены, но на тот момент на КП завыли сирены. На экране напротив рабочего места Петрова внезапно появилось слово "старт". Там же можно было увидеть карту Северной Америки и маленький квадрат возле военной базы на Западном побережье — именно оттуда, согласно данным системы, летели ракеты.

Однако офицера насторожило то, что речь шла всего о нескольких ракетах, такого при первом обезоруживающем ударе не может быть в принципе - в полёт отправятся многие сотни, если не тысячи.

"Руководству я позвонил через две минуты и сказал в трубку, что тревога ложная, компьютер дал сбой. Т.е. всю ответственность взял на себя. Теперь оставалось лишь ждать, пока ракеты, если они действительно были запущены, вторгнутся в наше воздушное пространство и их засекут радары. Произойти это должно было через 18 минут, но не произошло".
Если бы он ошибся, то удар был бы сокрушительным, хотя и не смертельным, учитывая, что ракет было всего ничего.

В итоге третья мировая война не началась, но Петров после разбирательств был уволен уже в следующем году. А вдруг бы он ошибся?

Второй же случай был 5 января 1995 года. Известен, как "паника Black Brant". Вкратце, с полигона в Норвегии была запущена четырёхступенчатая ракета под таким названием, предназначенная для изучения процессов Северного сияния.

Неясно, случайно ли так получилось или намеренно, чтобы выяснить, как будет реагировать система нашей воздушно-космической обороны, но ракета пошла по коридору, по которому из США полетят к нам их "Минитмены". Когда она набрала высоту, то была засечена Оленегорской РЛС раннего предупреждения.

Операторам радаров ракета показалась схожей по скорости и схеме полета с ракетой "Трайдент" ВМС США, выпущенной с подводной лодки где-то в Баренцевом море. То, что ракета была одиночной, могло означать, что она может быть предназначена для создания мощного элетромагнитного импульса для ослепления наших радаров и вывода из строя электронного оборудования перед основной атакой.

Отслеживание траектории заняло 8 минут из 10, отведенных на процесс принятия решения о нанесении ядерного ответа на готовящееся нападение. Полная боевая готовность была передана по всей военной цепочке вплоть до президента Ельцина , который был уведомлен, и « ядерный чемоданчик », использующийся для санкционирования ядерного запуска, был активирован.

Но тут траектория ракеты была окончательно установлена и стало ясно, что она не представляет угрозы для нашей страны.

Европейское командование США EUCOM прокомментировало это так: "Норвежские и американские ученые уведомили тридцать стран, включая Россию, о своем намерении провести высотный научный эксперимент с помощью ракеты; однако информация не была передана специалистам по радиолокации. О запуске было заблаговременно уведомлено Министерство иностранных дел России. Однако из-за ошибки МИД России уведомление так и не было передано ни российскому Генштабу, ни каким-либо подразделениям российских вооруженных сил... После инцидента протоколы уведомления и раскрытия информации были пересмотрены и переработаны".

*****

А это статья, как всё шло к ядерной войне в 1962 году:

........................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала: