Найти тему

Математика для самых маленьких: от первых шагов до сложения

«Мама, я построил ракетную станцию, и она уже отправилась в космос! А ещё вместе с ней полетел мой самолёт!» – сообщил мне Саша, пока я варила на кухне борщ.

– А самолёт в космос улететь не может, у него энергии не хватит. – решила я подать сыну тему для обдумывания.
– На моей космической станции большой запас топлива! Целых тысяча тонн. Самой станции нужно 100 тонн топлива, а 900 тонн можно отдать самолёту!


Я уверена, что это случайное совпадение, и он не мог посчитать эти самые тонны, но на секундочку я, признаюсь, оторопела.

Сашу просто завораживают слова «тысяча», «сто тысяч», «миллион». Он запомнил, что больше, а что меньше. Особенно эти вопросы интересуют его при попытках сравнить размеры и массы животных. Почему-то это для него важно, кто длиннее, кто тяжелее. Часто, когда сынуля хочет выразить что-то ну уж совсем огромное, говорит: «Сто тысяч миллион пятьсот!» А потом шепотом спрашивает: «Мам, а это очень много?».

Сейчас Саша может считать до ста. Правда иногда трудность вызывает переход на новый десяток, забывается и весело декларирует: «Шестьдесят одиннадцать, шестьдесят двенадцать». Параллельно с повторением чисел мы осваиваем понятия «чётное» и «нечётное». Поначалу он путал с гласными и согласными, потому что раскрашивала я буквы и цифры чёрным и красным цветами. Ещё изучаем обратный счёт, пока в пределах 5-и получается считать, и поочерёдный счёт, от 1 до 10.

erid: 2VtzqwiURp8 Реклама, ЗАО "Лаки Чайлд" ИНН 7713693720 https://lucky-child.com
erid: 2VtzqwiURp8 Реклама, ЗАО "Лаки Чайлд" ИНН 7713693720 https://lucky-child.com

Смотреть весь каталог детской одежды Lucky Child

Есть у нас в копилке несколько игр, которые помогают в обучении математике:

  • считать;
  • соотносить цифры с количеством предметов и запоминать их графическое изображение;
  • понимать, что такое «номер по порядку»;
  • ориентироваться, что «больше» и «меньше»;
  • складывать и вычитать.

В плане последовательности занятий я опиралась на рекомендации, приведённые в книге «Поверь в своё дитя» Сесиль Лупан, а сами упражнения без особенных усилий вплетались в наши комплексные игры, или придумывались во время повседневных дел.

Учимся считать

Первые шаги в обучении счёту у нас наметились, когда Саше было примерно 1 год и 2-3 месяца, и получилось это как-то спонтанно. Сынуля заинтересовался камешками во дворе, взяв их обеими руками. И обратил внимание, что в одной ладошке «один камень» а в другой «много», много – это было «три». Тут я поняла, что где-то/когда-то уже успела проговориться про «один/много», и с того момента стала уже осознанно считать всё, что только можно: камешки, веточки, ступеньки, шаги, игрушки.

«Мама, я построил ракетную станцию, и она уже отправилась в космос! А ещё вместе с ней полетел мой самолёт!» – сообщил мне Саша, пока я варила на кухне борщ.-2

Впервые Саша посчитал самостоятельно до 10, когда раскладывал восковые мелки в большую коробку от ампул, на тот момент ему было 1 год и 6-7 месяцев. Безусловно, ребёнок делал ошибки, пропускал какие-то цифры, но в целом счёт стал нашей привычкой. Вскоре одного десятка оказалось мало, мы перешли ко второму десятку.

До этого момента я не нагружала его графическими изображениями цифр, мы только считали предметы. Я пыталась показывать Саше карточки с точками, для тренировки зрительного восприятия цифр и ассоциаций, но это совсем не заинтересовало сынулю, и я быстро сдалась.

А вот рисование вместо «кошек» точек (как советует Сесиль Лупан) Сашке понравилось, он быстро понял принцип, и мы время от времени так упражнялись.

Он довольно долго считал после 10 очень спутано, было «11-12-16-19» и «20». Потом всё сложилось до 16, но долго ещё менял местами «17» и «19», хотя уже после 20 до 30 уже всё получалось.

Запоминаем графическое изображение цифр

Чуть позже, к занятиям добавились игры с участием цифр во всей их красе.

  1. Мы читали стихи из серии «на что похожи цифры». Хитом у нас стало стихотворение Владимира Степанова «Галочка-считалочка»;
  2. Вместе рисовали циферкам глазки и улыбки;
  3. Играли в билетики на поезд (тем самым усваивали порядковый номер);
  4. Раскладывали гостям угощения по тарелочкам (с изображением цифр);
  5. Собирали пазл с изображением на одной части цифры и количеством, например, пингвинов на другом;
  6. Лепили цифры из теста и раскрашивали их пластилином, пока еще тёпленькие;
  7. Угадывали на ощупь, доставая их из волшебного мешочка;
  8. Играли с палочками Кюизенера. Здесь напрашивается отдельная тема для поста, хотя в интернете очень много вариантов игр с этим пособием, многие из которых мы испробовали.
«Мама, я построил ракетную станцию, и она уже отправилась в космос! А ещё вместе с ней полетел мой самолёт!» – сообщил мне Саша, пока я варила на кухне борщ.-3

Сейчас Саше 4 года, и он не всегда охотно показывает нужную цифру в отрыве от количества. Возможно потому, что я расслабилась и показываю цифры время от времени, не регулярно. Хотя в игровой форме, когда вопрос задает не мама, а, например, какой-то сказочный персонаж, Саша теряет бдительность и выдаёт знания. Он упорно не может запомнить «9», и только стоит напомнить, что девятка похожа на зверька, который задремал и свесил хвостик, он сразу ориентируется.

Чёрное и красное – чёт и нечет

После того как мой ребёнок освоил счёт в пределах 30-40, мы приступили к понятию «чётное/нечётное». Для этого мы делим всё, что можно поделить: горошинки, счётные палочки, конфетки, всякую мелкую всячину по тарелочкам, между игрушками, между мамой и папой.

Поочерёдный счёт у нас происходит частенько совместно с простой игрой в ладошки. Я кладу на колено Саши свою ладошку – это один, Саша сверху кладёт свою ручку – это два, и так далее. По очереди шлёпаем и считаем, высвобождая «нижнюю» руку.

Или играем в шашки в «Щелкунчика». Сашка громко и с азартом выкрикивает порядковый номер своего хода, и мы меняемся ролями, играя то в белые, то в чёрные. Но самостоятельно считать, пропуская четные или нечётные числа, Саша пока не научился.

Обратный счёт (как ступенька к вычитанию)

Пока Саше доступен обратный счёт в пределах 5, особенного интереса сам он не проявляет. Обратный счёт мы используем в играх с машинками, мячом и в космических полётах – отсчитываем время до старта, перед тем, как выключить или включить мультик, свет, воду.

И ещё, может это не педагогично, но для пользы дела, обратный счёт у нас используется, чтобы ускорить вялые движения сынули во время одевания/раздевания или в момент каких-то других просьб мамы или папы, когда Саша не торопится их выполнить.

«Мама, я построил ракетную станцию, и она уже отправилась в космос! А ещё вместе с ней полетел мой самолёт!» – сообщил мне Саша, пока я варила на кухне борщ.-4

Сложение и вычитание

К этим упражнениям мы только приступили, буквально пару месяцев назад. Успех занятий, скажу по моему опыту, зависит от того, насколько уверенно ребёнок ориентируется в понятиях «больше-меньше».

В нашем случае все игры со сложением и вычитанием начинались на пальчиках, счётных палочках и всяких предметах. Сначала это было в процессе тематических и сюжетно-ролевых игр, но сейчас всё больше и больше встраивается в повседневную жизнь. Всё-таки маме тоже нужно привыкнуть видеть очевидные простые задачки на сложение и вычитание. Главное на начальном этапе было объяснить, что сложить – это значит прибавить, увеличить. Мы начинали с единицы, прибавляли на 1 к 1, 2, 3 итак далее. Также с вычитанием. На данный момент Саша может в пределах 10 посчитать с помощью счётного материала, а в пределах 5 соображает в уме.

Елена Титова

А как обстоят дела с математикой у вашего ребёнка?