Найти тему
@uspeh_rebenka

Как "хорошие мальчики и девочки" превращаются в бунтующих подростков и полных оторв?

Каждый из нас находится в состоянии ежедневного выбора – ограничить или нет, разрешить или дать больше свободы. Вмешаться сейчас, когда вы видите неминуемую проблему, или остановить себя. А дальше обсудить результат или даже провал, который сын или дочь запомнит на всю жизнь. Особенно остро стоит вопрос экранного времени. Да и с другими проявлениями деструктивного поведения, с которыми может столкнуться каждый.

Мы уже обсудили этот путь, как от полного контроля за действиями и выбором своего ребенка год от года смещаться к независимости, где маяком является абсолютная автономия и личная ответственность.

Главным механизмом этого движения является собственное сознание и личный опыт. Процесс можно сравнить с навигатором, который строит оптимальный маршрут движения, зная конечную цель. Вот тут обычно возникают конфликты и отсутствие мотивации. Потому что вы прицепили своего ребенка к себе, и просто пытаетесь его тащить. Это вам понятно, что нужно учиться. Это вы знаете, что нужно прилагать усилия, чтобы получать результаты. Но он этого не понимает – надо объяснять в режиме бесед и непрекращающейся коммуникации.

Чаще всего его маршрут движения состоит из совершенно других точек и желаемого пути. Как бы быстрее дорваться до телефона, как бы зависнуть там на пару дней, а может и лет. Как бы отгородиться от требований взрослых, аргументируя это словами: «Отвалите, я уже взрослый, что хочу, то и буду делать!»

Самое важное, что стиль родительской коммуникации и формирует этот маршрут. От семьи зависит – будет ли сформирован интерес реализовываться в реальном мире, действовать по собственной воле, а не потому, что требуют. Или все обрушится, как только чувство взрослости станет доминировать над страхом отвержения семьи.

Специалисты заметили, что самые оторвы, то есть активно бунтующие подростки – это в прошлом «очень хорошие мальчики и девочки». Которые вынуждены были всю свою сознательную жизнь подчиняться установленным правилам поведения. И жили в этих четких рамках.

В так называемом формате абсолютизирования воли.

Учиться выбирать маршрут движения, анализировать условия среды, в том числе критерии, которые могут повлиять на результат, - зачем? Делай так, как сказано и все будет отлично!

Мама кричит из окна гуляющему ребенку и командует идти домой. А тот ей отвечает: «Я хочу есть или замерз?». То есть полное отсутствие саморегуляции. Волевой центр смещен к опекающему родителю. До поры до времени.

А дальше происходит психологическое отделение. Мы привыкли считать, что до тех пор, пока дети живут с нами, они еще пока не отделились. Но по факту вот это поглощение проявляется в самых деструктивных проявлениях. Так или иначе это проявляется, дети ищут пути выделится, стать собой. Через процесс самоопределения, становление идентичности, освоения социальных ролей. Но именно в семьях с «хорошими девочками и мальчиками», этот разрыв часто проявляется в виде серьезного бунта. Так, папина радость и отличница одевает короткую юбку, делает пирсинг и красит волосы в термоядерный цвет.

Самый большой страх, мой в том числе, – татуировки. Главный мотив этого поведения – стремление доказать окружающим, что я уже не ребенок. И я хочу решать за себя сам(а).

Вот в эти моменты стратегически важно изменить воспитательную систему. Что в конечном итоге будет оказывать влияние на поведение.

У сына или дочери будет развиваться способность строить свой маршрут, двигаться к своим целям. Посмотрите, вы перестаете быть паровозом, потому что ваш ребенок сам все понимает и ориентируется в пространстве. Это называется процесс психологического взросления. Многие люди, уже давно не являясь детьми, буквально застревают в этом состоянии подростковой неопределенности. Когда я не знаю кто я такой и к чему стремлюсь. Потому что всю жизнь есть взрослый, который все решит, а ты как бы ни за что и не отвечаешь. При этом единственных способ приспособления к среде – паразитический. Зависимость от государства, пенсии мамы, или другого человека, который о тебе заботится.

Начинать проворачивать механизмы взросления лучше задолго до наступления переходного возраста. С семи лет, не зря это время начала обучения, то есть возраста, когда мозг достаточно развит и пластичен, произошла смена ведущей деятельности с игры на обучение.

Вот он, двигатель взросления – принцип реальности, закон деятельности и закон деятельности и закон зоны ближайшего развития. Освойте их, и вы больше не столкнетесь с проблемой кого-то заставлять.

При этом очень важна позиция старших. Когда, чувствуя возложенную на себя роль родителя и собственную «воспитательную миссию» родитель просто сваливается в морализм. При этом важно не то, что мы говорим, а что сами каждый день делаем, как рассуждаем и как справляемся с вызовами, которые подбрасывает жизнь. Сидящий годами на диване родитель с собственной давно атрофированной волей ничего представителя цифрового поколения не научит. Скорее всего такой взрослый давно перестал быть тем, кого воспринимают всерьез.

Ваш подросток может давно двигаться сам. И очень важно, он не готовиться ко взрослой жизни, он живет уже сейчас. А в вас видит просто человека, который находится рядом.

Грамотная позиция взрослого исключает:

- постоянные нотации и назидания;

- одергивания и оценивания;

- вера в собственную непогрешимость.

Дети нащупывают черты своей личности при взаимодействии с родными. Перенимают наши ориентиры, а самое важное – правила этого мира и способы взаимодействия с ним.

Так, постепенно, вы подталкиваете к собственным критериям оценки своих поступков. Это очень крутой педагогический уровень, но ничего сложного в нем нет. Дело практики.

Уважаемые родители!

Черновик новой книги "Интернет зависимости.net. 26 воспитательных ошибок, которые толкают в цифровое болото. Часть 2" доступен для чтения на ЛитРес.

Многие уже знакомы с этой системой, когда вы платите минимальную цену, и получаете новые главы на почту.

«Интернет зависимости.net. 26 воспитательных ошибок, которые толкают в цифровое болото. Часть 2» – Марина Николаевна Алексеева | ЛитРес