Елена Третьякова просматривает старые семейные фотоальбомы и рассказывает "по картинкам" историю семьи.
...И кавалькада извозчиков следом
Родной дядя моего прадеда, Александр Алексеевич Пантелеев, купец 1-й гильдии. Интересный был человек. Занимался строительством памятника Александру III, напротив Храма Христа Спасителя.
Установить в Москве памятник Александру III было решено вскоре после его смерти, в октябре 1894 года. Объявили конкурс на лучший проект, на сбор средств открыли подписку, по итогам которой было собрано около 2,5 миллиона рублей. Строительство продолжалось 12 лет. Открыт памятник работы скульпторов Александра Опекушина и Александра Обера, был на Пречистенской набережной только в 1912 году. (Демонтирован в 1918-м).
Как рассказывала моя бабушка, когда памятник был готов, Александр Алексеевич, подойдя к памятнику, постучал ему по голове и сказал: "Хорошая голова, но пустая". За что был подвергнут домашнему аресту.
Александр Алексеевич любил погулять, забавлялся тем, что от ресторана "Славянский базар" брал извозчиков, сам шёл пешком до своего дома в Олсуфьевском переулке, а кавалькада извозчиков ехала за ним.
Детей от жены у него не случилось, прижил дочь от горничной и воспитывал её.
Прадед называл прабабушку "сорокой"
Это мои прабабушка и прадедушка, Анна Михайловна и Василий Васильевич, сразу после венчания - в 1908 году:
Прабабушка была очень красивой, из многодетной семьи - пять сестёр и четыре брата.
На фото ниже (в центре) она запечатлена еще до её замужества, с младшими сестрами: Марией, Ольгой, Елизаветой и Ираидой. Она всегда была модницей и франтихой, обожала украшения, прадед за это называл её сорокой.
Замуж Анна вышла по расчёту, мужа своего не любила, хоть и сочетались в нем такие прекрасные качества, как красота, порядочность и происхождение из очень обеспеченной семьи.
Свёкор пообещал ей, что спустя 10 лет он отойдёт от дел и всё оставит им. Но спустя 10 лет был 1918 год.
Анна Михайловна люто ненавидела советскую власть. Когда на экраны вышел фильм "Тени исчезают в полдень" моя мама, её внучка, смеясь, называла её Пистимеей.
Василий Васильевич умер в тюрьме в 1933 году. Репрессии только начинались. Удивительно, но тело его семье отдали. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.
Анну Михайловну застала и я. Хорошо ее помню: боялась я прабабушку жутко. Она была суровая, всегда в чёрном.
Могла огреть по спине деревянным метром, чтобы не сутулилась. Из всех своих внуков (трое от моей бабушки и внучка от сына) больше всех любила мою маму, среднюю внучку. И меня, старшую правнучку.
Я помню как мы ездили к ней убираться. Она сидела в кресле и палкой показывала, где надо тщательнее мыть пол.
***
На этом фото - бывшее имение в селе Борисовском Суздальского района Владимирской области. В доме Пантелеевых сейчас почта.
Когда я была там несколько лет назад, глава сельского поселения предлагала мне даже вступить в права наследия, но, увы, нам это не по средствам.
Другие семейные истории: