Найти тему
Звук и мысль

Три Основы - истины творчества. Путь к счастью через развитие воображения

Сфинкс. Археологический музей, Дельфы. Фото автора
Сфинкс. Археологический музей, Дельфы. Фото автора

"Слух же душевный сильней напрягай и душевное зренье" – строки из великого стихотворения Алексея Толстого, упоминаемого в предыдущем материале – о воображении, о необходимости развивать воображение, возвышать его стремлением к Красоте.

Воображение необходимо каждому человеку, без этой способности человек не только не может достигать качества во всём, но и просто быть счастливым. Да, именно недостаток воображения огромному числу людей не позволяет ощущать радость от красоты бытия; множества людей в современно мире в поиске тех или иных благ не знают о том, что чаще всего простой недостаток воображения и чувства красоты делает неуловимой пресловутую "птицу счастья".

Что же касается людей искусства, то здесь вся удача, все творческие вдохновения полностью зависят от способности возвышенно мыслить, возвышенно чувствовать, воображать – призывая из глубин своей души и из высших областей Бытия прекрасные основы будущих творения. Именно, как в великих строках А. Толстого: "слух душевный сильней напрягай"

Это стихотворение А. Толстого следовало бы сделать основой изучения творческих процессов, относясь к нему не просто как к прекрасной поэтической метафоре, а именно как к поэтическому выражению научных основ творческого процесса.

Есть множество трудов, в том числе великих, как, например, Учение Платона о Красоте, Учение Плотина, продолжавшего идейную линию Платона и учившего, что для того, чтобы создать прекрасную форму, художнику необходимо совершенствовать свою душу. Поскольку в высшей части души заключены великие знания и опыты, надо поднимать сознание до способности восприятий высших; природа всех прекрасных вещей – сверхчувственна. Когда в картине, говорит Плотин, смотрящий умеет распознать

"…материальное изображение Божественной мысли, с каким волнением вспоминаешь тогда о подлинной реальности" (Плотин. "Эннеады").

В стихотворении А. Толстого в свойственной искусству лаконичной и "музыкальной" форме, и с истинной гениальностью поэта обобщены и выражены главные истины творчества, известные человечеству по великим Учениям и философиям.

Так, главное – человек "создаёт" прекрасное лишь в той мере, в которой он способен воспринимать Мир Высший – истинный Источник прообразов прекрасного, которые осуществляются в земном творчестве, при этом, конечно, теряя часть того сияния, которое присуще Высшим Планам Действительности.

Вторая истина творчества: в высшей "части" своей души человек имеет способность восприятия Прекрасного, обусловленную опытами искания красоты в прежних существованиях и в Мире Духовном (Платон называл "припоминанием" эту способность выводить на поверхность внутренние глубокие знания духа).

И, наконец, третья важная основа творчества – неуничтожимость созданных образов, наполненность Пространства идеями и формами.

Вывод из этих знаний – ответственность творца, и понимание того, что всякое творчество есть сотрудничество незримое.

"…Нет, то не Гёте великого Фауста создал, который, / В древнегерманской одежде, но в правде глубокой, вселенской, / С образом сходен предвечным своим от слова до слова! / Или Бетховен, когда находил он свой марш похоронный, / Брал из себя этот ряд раздирающих сердце аккордов, / Плач неутешной души над погибшей великою мыслью, / Рушенье светлых миров в безнадежную бездну хаоса? / Нет, эти звуки рыдали всегда в беспредельном пространстве, / Он же, глухой для земли, неземные подслушал рыданья…" (А. Толстой).

Ответственность творца обусловлена тем, что именно от качества его сознания и силы его духовного устремления зависит, какие образы, ритмы, звучания "привлечёт" его душа и оформит его мастерство, "приведя" таким образом в Мир либо возвышенную красоту, присущую Действительности, или безобразие и ужасы, свойственные низшим сферам (Астралу), наполненным грубостью и разложением.

Востребуют или не востребуют его современники красоту образов, необычность идей, – истинный гений всегда устремлён сознанием и восприятиями ввысь, где образы, идеи и гармонии прекрасные "ждут" воплощения.

Не менее нуждается в талантливом творчестве вся жизнь. Не так ли, дорогие читатели?

Автор статьи Гореликова М. В.