Найти тему
Звук и мысль

Почему в искусстве редко удаются светлые образы. Психическая энергия в исполнительском мастерстве

Фото автора
Фото автора

В продолжение начатой в предыдущих публикациях темы о духовной природе всего наиболее существенного в искусстве и творчестве (как основы шедевров искусства, так и основы развития детских талантов) поговорим о таком характерном явлении, как невыразительность светлых образов (во всех видах искусства) и яркая, впечатляющая убедительность образов "тёмных". (Надеемся у наших читателей есть мысли по этому поводу, и они поделятся ими в комментариях.)

Говорим преимущественно об исполнительских видах искусства, поскольку именно здесь, уже "на готовом материале" наиболее ярко выражена эта тенденция, причём, как-то в безмолвном одобрении зрителей и слушателей – "Чёрная лебедь" как бы "по умолчанию" всегда выразительнее "Белой". Имеем в виду пример из "Лебединого озера", но Чацкий в "Горе от ума" нередко не менее "уступает" яркости исполнения роли "Фамусова". Иногда эта убедительность исполнения антагонистичных образов искажает замысел всего произведения.

…Исполнительство вносит сотрудничество в творческий процесс, начатый автором произведения и затем продолжающийся в процессе "присоединения" энергий мысли уже зрительской аудитории. Этот "полифонический" процесс сотрудничества (особенно интересный, если иметь в виду ещё и пространство с его энергиями) либо проявляет присущий творению свет, либо закрывает доступ к нему (будем говорить об исполнении или постановке действительно значительных творений).

Как часто во всех видах искусства наблюдаем мы это явление: "от души" и с пониманием – образы тёмных, и "тусклость", обеднённость энергией – светлых. И как же необходимы вдохновенные светлые образы! Но… исполнителям они редко удаются, не захватывают зрителя, не имеют вдохновляющей силы и часто вызывают… "жалость" – вопреки замыслу автора. Так, упомянутый "Чацкий" в замысле А. Грибоедова, гениально изобразившего тупость "влиятельного" столичного круга, удаляется победителем, горящим возмущением, в огне которого разложившийся "мирок" видится тем, чем он является – отвратительным наростом. Но часто в сценическом исполнении "убедительность" Фамусова такова, а Чацкий столь несчастен и немощен перед тёмным "кублом", что идея великого произведения заменяется противоположной…

Магнетизм тёмный – понятен, магнетизм светлого огня оказывается мало доступен множеству исполнителей. – Потому что накопление психической энергии и реализация её потенциала в искусстве осуществляется на основе не только длительного труда "над техникой" (это как раз знают все от детских лет), но труда внутреннего, от утончения сознания исполнителей, углубления процесса мышления, напряжения исканий – смысла и красоты.

…Все ждут светлого вдохновения, мечтая о нём, но не прилагая труд утончения психической энергии, углубления мышления. Вдохновение – следствие духовного искания, и означает приток тонких энергий в ответ на усилие – усилие духа.

Воодушевление есть то, что должен уметь проявлять каждый и во всяком труде – наполнять труд энергией. В описываемом процессе – энергией высших чувств, светлых переживаний.

Так почему не удаются светлые образы? – Потому что при всей нелёгкости труда внешнего – овладения приёмами мастерства, – труд сознания объёмнее, а результаты его не так очевидны.

«Трудись, не ленись, ты талантлив(а), ты можешь преуспеть», – твердят взрослые детям. Нагнетение воли взрослых ради проявлений достижений детей наполняет учебные заведения… Но редки совместные искания… Красоты. Редко скажут детям о необходимости искать возвышенность образа как основу творческого действия. Редко объясняют природу вдохновения и истинную сущность таланта детям.

Почему? По сложившейся привычке наиболее важное оставлять за пределами внимания? Или потому, что труд учителя в работе воспитания не так заметен, как при внешней наученности?

Результатом правильного воспитания в искусстве является рост талантливости художественных проявлений учащихся, нарастание качеств культуры в исполнительском творчестве.

…Истинно, только знание делает людей свободными: свободными от напора своекорыстных желаний, как собственных, так и чужих, а также от мошенничества, пользующегося человеческим невежеством, использующим наживку – честолюбие, – особенно в искусстве. На эту наживку "мошенники" ловят и детей, и их родителей, как в некоторых детских студиях, так и в пафосных международных проектах. При этом реклама не поскупится на возвышенные слова о развитии и необходимости выявления детской талантливости.

Только по мере развития знания о внутреннем человеке будет изменяться искусство и подходы к обучению. Новый Мир не явится как ниспосланное чудо, но, как все явления, пройдёт стадии нарождения, развития, становления, в борьбе тенденций и противодействий рождая новые формы сотрудничества человека с Жизнью Беспредельной.

Путь познания ведёт человечество ввысь, ко всё более глубокому пониманию внутренней, духовной, сущности творческих процессов, их тесной связи с процессами Бытия.

Психическая энергия – основа знаний в Новой Эпохе. Знание духовной природы вдохновения заставит отказаться от выгодной мошенникам механичности критериев, заставит искать энергию мысли и высокой идеи в творчестве.

Автор статьи Гореликова М. В.

Полностью этот материал читайте на нашем сайте "Живая Школа": "Исполнительское искусство и психическая энергия. О вдохновении".