Найти тему
Звук и мысль

Как и зачем развивать воображение. "Иллюзии не существует"

Фото автора.
Фото автора.

Поговорим о воображении. Тема поистине неисчерпаемая и глубокая, и не может человек обойтись без развитого и утончённого (одухотворённого) воображения. Качество любого дела зависит от воображения ничуть не меньше, чем от вложенного труда. Но если о труде знают все, то воображение, как основу качества во всём, либо полностью "отдают" людям искусства, либо вовсе подвергают насмешке.

Однако без развитой способности представлять совершенный результат ни в одном деле не достигнуть качества. Скажут, мол, есть образцы, и ничего не надо "воображать" (ох уж эти "компетентностные подходы"). Только постоянство устремления к более высокому "образу" как результату каждого действия даёт жизненность во всём – то, что противостоит механичности.

Конечно, можно сказать, что люди, любящие мастерство в чём бы то ни было, любящие дело, которым занимаются, всегда будут стремиться к лучшему качеству (даже вопреки тенденциям обезличивания труда, особенно в некоторых видах групповой работы).

Но представим, как вырастет уровень качества во всём, как поднимется уровень культуры во всякой деятельности, если признать важность и необходимость целенаправленного воспитания воображения во всяком обучении; прежде всего и в процессе овладения знанием и мастерством развивать воображение обучающегося. Развитие воображения – самый эффективный путь воспитания как такового, потому что "обитель" воображения, источники и энергия, "питающая" мысль – в сердце.

Как же развивать воображение? И почему нельзя ограничиться утверждением о творческом подходе, пресловутой "креативностью"? – Правильнее будет говорить о воспитании воображения. Побуждать к активности сознание, мышление – значит давать импульс воображению. При этом безусловный принцип воспитания воображения – Красота. (Творческие подходы без принципа возвышения воображения, вне критерия Красоты - бесполезны.)

Надо уметь показать красоту – "открыть глаза", ибо очень немногие самостоятельно умеют видеть, замечать. (Обратите внимание, как копируют друг у друга люди при фотографировании ракурсы популярных туристических объектов, при этом и сами "объекты", попадающие в поле зрения, – всегда одни и те же, когда рядом и вокруг – мало замечаемые и не менее значительные явления прекрасного.)

Крайне нуждаются в воспитании внимания дети, особенно сейчас, когда столь агрессивна разного рода "реклама", а всеобщая привычка потреблять разнообразные виды "анимации", неумение приобщиться к энергиям природы, искусства, творчества самостоятельно, стали столь распространёнными.

О том, что ни один талант не разовьётся без воображения, пожалуй, не надо напоминать. Стоит лишь всегда помнить, что при бесчисленности возможностей творчества, человек всегда опирается на "опыты", сложенные в прошлом в жизни земной, и в Мире Тонком и Духовном. Потому так важно воспитывать чуткое и одухотворённое восприятие Действительности.

Незримость полна прекрасных образов. Очень верно и красиво сказал об этом поэт А.К. Толстой:

"Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель! Вечно носились они над землею, незримые оку…
…Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света, Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать…"

При малейшем очищении мышления и воображения – наша общая жизнь может наполниться красотой и вдохновением. Надо стремиться – возвышать воображение, углублять знания о Бытии и очень помогать детям; надо защитить детство от агрессивной грубости.

"…Без боязни следует изгонять скверную привычку засорять молодым глаза" ("Живая Этика": "Агни-Йога", 138).
"Иллюзии не существует; и понятие действительности нужно расширить. Всё живёт, и всё порождает. …" ("Беспредельность" I, 16).

Автор статьи Гореликова М. В.

Дорогие читатели, если статья Вам понравилась, не забывайте поставить "лайк". Подписывайтесь на наш канал, а также поделитесь ссылкой с друзьями. Благодарим Вас!