Найти тему
Евгений Трифонов

Армения: предсмертная агония или спасительный кризис?

23 апреля на границе между Арменией и Азербайджаном был установлен первый пограничный столб: началась делимитация границ между двумя государствами, которых со времени их образования (1990-91 гг.) разделяла не граница, а линия фронта либо «линия прекращения огня».

Делимитация армяно-азербайджанской границы стала мучительным для армян процессом: перед её началом правительство Никола Пашиняна согласилось передать Азербайджану четыре села Тавушской области. Их жители, несмотря на уговоры властей – в подлежащие передаче сёла приезжал и Пашинян, и министры – отказываются покидать свои дома.

Протестующие перекрывают дорогу в Тавушской области
Протестующие перекрывают дорогу в Тавушской области

Но делимитация началась. Жители Тавушской области перекрыли проходящую её территорию дорогу, связывающую Армению с Азербайджаном. В их поддержку начались протестные акции по всей Армении: была перекрыта дорога Армения – Иран, начались перекрытия дорог и внутри страны – между Ереваном и Гюмри, а также в самом Ереване.

24 апреля мир отмечает День памяти геноцида армян, что дополнительно накалило обстановку в Армении. В Ереване прошли факельные шествия, участники которых сжигали флаги Азербайджана и Турции, и требовали отставки Пашиняна.

Демонстранты в Ереване жгут флаги Турции и Азербайджана в День памяти жертв геноцида армян
Демонстранты в Ереване жгут флаги Турции и Азербайджана в День памяти жертв геноцида армян

Организатором протестов является оппозиционный Национально-демократический полюс (НДП), основа которой - партия «Сасна Црер» («Сасунские удальцы»). Эта партия, названная в честь армянских федаинов – партизан начала XX века, сражавшихся против турок, занимает резко националистическую позицию, непримиримую по отношению к любым уступкам Азербайджану и Турции. В 2016 г., при правительстве Сержа Саргсяна, боевики «Сасна Црер» попытались совершить вооружённый переворот.

НДП и «Сасна Црер» до поражения Армении во Второй Карабахской войне не пользовались влиянием в армянском обществе: на выборах 2018 г. «Сасна Црер» получила лишь 1,82% голосов и не прошла в парламент. После 20 сентября 2023 г., когда армия Азербайджана заняла остававшуюся в руках армян часть Нагорного Карабаха, и начала изгонять оттуда армянское население, Армению охватили протесты. Популярность НДП и «Сасна Црер» начала расти.

Решение Пашиняна передать Азербайджану сёла Тавушской области накалило ситуацию в стране до предела. В подлежащих передаче сёлах Киранц и Баганис забастовку объявили даже школьники.

Но самым значимым стал переход в оппозицию Пашиняну Армянской апостольской церкви. На данный момент в мире нет другой христианской церкви, влияние которой на народ столь могучее. Церковь призвала Армению отказаться от «пораженческой политики» и достижения мира ценой «торгов вокруг родины».

Влияние Армянской апостольской церкви на армян огромно
Влияние Армянской апостольской церкви на армян огромно

Протесты в Армении вызваны не только несогласием с передачей Азербайджану четырёх сёл. Часть армянского общества считает, что это – очередной шаг правительства Пашиняна к установлению полного контроля Турции и Азербайджана над Арменией. После передачи части Тавушской области основная дорога, связывающая Армению с Грузией, контролируется Азербайджаном. А в случае создания Зангезурского коридора Армения будет отрезана и от Ирана. После чего внешние связи Армении будут контролироваться Турцией и Азербайджаном (исключая железную и второстепенную шоссейную дороги в Грузию).

Турция, пока на неофициальном уровне, требует от Армении изменить законы страны, убрав из них упоминания о Западной Армении, захваченной Турцией в 1918-20 гг., и даже убрать гору Арарат с армянского герба. Турция также настаивает на отказе Армении от признания геноцида армян 1915 г. В случае реализации плана Зангезурского коридора и принятия Арменией турецких требований по законодательству Армения превратится в бессильного вассала Анкары и Баку.

Цицернакаберд («Крепость ласточки») – мемориал жертвам геноцида армян
Цицернакаберд («Крепость ласточки») – мемориал жертвам геноцида армян

Армянская оппозиция уверена, что Пашинян сознательно превращает Армению в турецко-азербайджанский протекторат. Сам он, разумеется, считает, что вынужден идти на уступки альянсу Баку-Анкара вследствие военного поражения и отсутствия сильных союзников, способных противостоять турецко-азербайджанскому давлению. Стратегия Пашиняна проста: заняться экономикой, и вывести Армению из изоляции (для этого Армения расширяет контакты с Евросоюзом, и укрепляет военно-политические связи с Францией и Индией). А потом, когда Армения станет на ноги, может, и внешнеполитическая ситуация изменится.

В настоящее время невозможно судить о том, кто прав – Пашинян или те, кто считает, что его политика ведёт к краху армянской государственности. Пашинян прав в том, что у Армении нет никакой возможности противостоять богатому нефтью Азербайджану и огромной Турции. И в том, что в мире некому «впрячься» за Армению; та же Франция Армении симпатизирует, но что она может сделать с Турцией – не объявлять же ей войну!

Теоретически в таких условиях Армении было бы правильно сосредоточиться на решении внутренних социально-экономических проблема. На практике же возможность этого зависит от доброй воли Турции и Азербайджана. А насколько эта воля добрая, известно только Анкаре и Баку. Только там знают, например, какова истинная цель Зангезурского коридора – связать Азербайджан и Турцию, или отрезать Армению от Ирана. Или зачем в Азербайджане высшие должностные лица говорят о том, что никакой Армении нет, а есть «Западный Азербайджан», который якобы заселили армянами российские власти в XIX веке. Что это – запугивание Еревана с целью добиться от него большей уступчивости, или же действительно Азербайджан желает ликвидировать армянское государство? И какова цель Турции, требующей убрать гору Арарат с армянского герба – просто унизить армян, или подготовить почву для поглощения Армении?

Скорее всего, истинные намерения Турции и Азербайджана в отношении Армении не столь радикальны, и не предусматривают ликвидацию армянской государственности. Но практически нет сомнений в том, что в планах Анкары и Баку есть ограничение суверенитета Армении, и превращение её в зависимое государство. Возможно ли в таких условиях обеспечить экономическое развитие – непонятно. Ведь ограничение связей внешним миром и угроза со стороны Азербайджана препятствуют инвестициям, и отбивают желание заниматься стратегическим планированием и бизнесом вообще. Скорее, всё это будет мотивировать армян уезжать – в Россию, Европу и США.

Воевать с Азербайджаном Армения не может. Карабах для армян потерян навсегда, как были потеряны в своё время армянские земли Турции. Для того, чтобы сохраниться как нации и сохранить историческую родину, даже в сильно уменьшенном варианте, армянам необходимо держаться за свою культуру, язык и историю. Иначе жизнь в изолированной, маленькой, окружённой недоброжелателями Армении лишится смысла. Но даже это будет непросто, учитывая, что армянская история – это «сасунские удальцы», оборона Вана и геноцид 1915 г. Как хранить эту память, удерживаясь от реваншизма, понять трудно, но это необходимо. Поистине Армении придётся идти по лезвию бритвы.

Только будущее покажет, что такое сегодняшние события в Армении – предсмертная агония, после которой армянское государство исчезнет, или спасительный кризис, в ходе которого армяне выработают стратегию выживания в жёстких условиях.

История с географией суровы в отношении Армении. Ей приходится обустраиваться в новой, неуютной послевоенной реальности. В ней придётся жить, работать и строить планы на будущее. Которые будут сильно зависеть от внешних сил – и если, помимо Турции и Азербайджана, в Закавказье усилится влияние других игроков (Евросоюз, Китай, Иран, США, Индия), шансы сохраниться у Армении повысятся.