О результатах тотального диктанта и о том, насколько грамотны туляки, поговорим с доктором филологических наук, профессором ТГПУ им. Л.Н. Толстого Дмитрием Романовым.
Расскажите, как меняются тексты тотального диктанта. Есть ли, может быть, тренды какие-то?
Тренд один у организаторов «Тотального диктанта» – это должны быть тексты действующих писателей. То есть туда не берётся классика, например, произведения, неписаные в 19-ом или в середине 20-го века. То есть это должны быть тексты тех авторов, которые сейчас активно действуют в литературе. И, разумеется, что вполне объяснимо психологически, начиналось все с писателей абсолютно популярных, то есть писателей первого круга. Была Улицкая, был Водолазкин. То есть те авторы, которые возглавляют всевозможные национальные книжные рейтинги и так далее. Потом постепенно это переместилось в сферу более молодых писателей. Можно говорить, что меняется, так сказать, география авторов тотального диктанта. А в целом тексты достаточно стабильные. Они интересны с содержательной точки зрения.
Что, самое трудное в этих текстах, как их подбирают? Есть ли там какие-то хитрые пунктуационные особенности или не совсем понятные среднестатистическому человеку слова?
Я думаю, что все-таки основная задача состоит не в том, чтобы как-то специально направленно усложнять, потому что это все-таки не диктанты дидактические, к которым мы привыкли в школе. А это диктанты, которые имеют своей задачей погрузить человека, оторванного от языка, языковой деятельности в текст как таковой. Это, во-первых. А во-вторых, поговорить о современной литературе, то есть о преломлении языка применительно к художественному тексту. Поэтому я не могу сказать, что эти тотальные диктанты содержат какие-то особенно трудные, орфографические, пунктуационные случаи. Скорее они такие типичные для русского языка. Правда, если тексты, исторической направленности, то там могут быть какие-то архаизмы, то есть слова устаревшей тематики. Или если текст так или иначе касается какой-то профессиональной области. У нас был текст Водолазкина в своё время, который был посвящён работе пожарных. И там были, понятное дело, какие-то слова типа брандспойт и так далее, которые в обычной речи встречаются очень редко, а в написании и того реже. Они, разумеется, вызывают орфографические трудности. Что касается пунктуации, то пунктуация стабильная, и это очень хорошо. То есть, она не усложнённая, но и не упрощённая.
Если говорить об оценках, какие традиционно получают туляки, участвующие в «Тотальном диктанте»?
В целом у нас довольно неплохие оценки бывают. У нас всегда почти бывают отличники. Правда, если диктант более пунктуационно заковыристый, то эти пятёрки бывают с нулём орфографических ошибок и одной пунктуационной. Это допускается по школьным правилам, причём не современным, а ещё идущим от советской школы. В этом году текст был достаточно лёгкий, и у нас есть три отличники, у которых 0-0, то есть ноль орфографических и ноль пунктуационных ошибок. Это вот такая настоящая «сухая» пятёрка, как мы говорим. А если говорить о пятёрках, включая одну ошибку по пунктуации, то таких в целом у нас 12 человек.
А кто в основном пишет «Тотальный диктант»?
Разнообразная публика и это хорошо. Поскольку «Тотальный диктант» общедоступная культурно-просветительская акция по популяризации языка и литературы, то это вполне оправдывается и составом участников. У нас изначально, с первых лет написания были люди самых разных возрастов. То есть приходили родители со своими детьми, школьниками младших классов и в одно и то же время приходили бабушки этих самых школьников. То есть это люди и среднего поколения, и старшего, и студенты.
Мы сейчас довольно редко пользуемся ручкой. Как почерк у людей меняется или нет, разбирать его вообще, возможно?
Временами бывает достаточно трудно, скажу честно. Но если говорить о том поколении ЕГЭ, то здесь есть одна положительная сторона. Они, когда пишут для себя, могут писать крайне неразборчиво. Но когда они понимают, что пишут куда-то вовне вот, то почерк заметно улучшается. Поэтому работ абсолютно нечитаемых почти не бывает.