Приветствую всех подписчиков, а также читателей публикации, случайно заглянувших на мой канал!
Все мы хорошо понимаем, что в нашем реальном и суровом социуме, где жизнь порой буквально «бьет ключом» и «сталкивает людей лбами», проблемы конфликтов, возникающих на различной почве, всегда были и будут, оставаться актуальными.
Зачастую случается и такое когда в ходе возникшей ссоры кто-то «в сердцах», а может быть и нет, помимо взаимных оскорблений и перехода, так сказать «на личности», позволяет себе напрямую высказывать своему оппоненту угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.
При этом некоторые граждане наивно полагают, что если какой-то «негодник», в ходе разгоревшегося скандала, позволил себе фразу подобного содержания:
- Ну, все, я теперь тебя «завалю»!...
… его этого «преступника» тут же должны разыскать стражи порядка, чтобы привлечь к уголовной ответственности по ст. 119 УК РФ (Угроза убийством…)…
Однако, друзья мои, не все так просто в этой жизни. Поэтому сегодня, я как всегда, попытаюсь донести до вас простым «житейским» языком, когда же все-таки будет состав преступления, а когда оснований для возбуждения уголовного дела нет, при всем нашем желании!
Итак, согласно части первой ст. 119 УК РФ:
Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Конечно же, из содержания незамысловатой фабулы статьи (состоящей всего из одного предложения) сразу же видно «невооруженным глазом», что объективная сторона этого преступного деяния состоит в «угрозе убийством» или «причинением тяжкого вреда здоровью» потерпевшего.
Однако, как показывает практика, не все обращают внимание, на заключительную часть этого «предложения», согласно которой та самая «угроза» будет являться таковой, «если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы»!
Другими словами, та самая пресловутая «угроза» (для состава преступления) всегда и всегда должна быть РЕАЛЬНОЙ!!!
А потерпевший должен «взаправду» (и не по надуманным основаниям) опасаться ее осуществления!
При этом следует иметь в виду, что важнейшее значение имеет не только субъективное восприятие потерпевшим этой угрозы, поскольку надо понимать, что, то самое «восприятие» у нас у всех разное, а объективные условия, существовавшие в непосредственный момент получения потерпевшим угрозы.
В качестве «объективных условий» дознавателем или следователем должны быть непременно оценены:
1. Форма угрозы.
2. Содержание угрозы.
3. Характер угрозы.
4. Окружающая обстановка, при которой угроза была доведена до сведения потерпевшего.
5. Характер взаимоотношений между потерпевшим и жуликом.
6. Данные о личности каждой из сторон – «потерпевший» и «обвиняемый» (важны мельчайшие детали, темперамент, особенности психики и прочее).
Для того чтобы возникло понимание вышеприведенной «жеванины» (шутка юмора от автора), предлагаю разобраться на конкретном примере.
Итак, представьте себе ситуацию, при которой двое взрослых мужчин Сережа и Сема повздорили на фоне ревности к их общей знакомой женщине (до мордобоя при этом дело не дошло), однако один из них «злодей» по имени Сережа, сжимая свои кулач..ки и брызгая во все стороны слюн..й, гневно прокричал в адрес Семы:
- Ну, все, сук.., ты покойн..к, я тебя на куски пошинкую, как капусту!!! (при этом определимся, что ничего «шинкующего капусту» в руках у Сережи при этом не было).
После этих возмутительных событий Сема, как добропорядочный гражданин, идет в правоохранительные органы с соответствующим заявлением, в котором изобличает злодея Сережу в его преступных действиях, акцентируя внимание на том, что последний обещал непременно лишить его жизни…
В этом же обращении «потерпевший» также указывает, что ему хорошо известно о том, что у Семы имеется дома большой, острый и очень страшный нож, которым он непременно в ближайшее время воспользуется, и не для благого дела…
На первый взгляд состав преступления, как говорится «на лицо»: есть жулик и потерпевший, есть яростный конфликт, присутствует угроза, а также субъективное восприятие Семы, которому помимо всего прочего, известно, что у Сережи есть страшное орудие, которым он «без честного вызова на дуэль» потерпевшего непременно и чуть ли не сиюминутно лишит его жизни, если к этому преступнику не предпримут никаких мер, желательно связанных с арестом последнего и отправки его на длительные сроки в лагеря…
Однако у адекватного дознавателя должен сразу же возникнуть вопрос, а была ли в данном случае объективно РЕАЛЬНОСТЬ восприятия потерпевшим угрозы?
Учитывая, к примеру, то обстоятельство, что оба этих джентльмена в прошлом не имеют никаких судимостей и приводов в правоохранительные органы, характеризуются положительно, при этом конфликт был в общественном месте, на глазах у многих свидетелей, а Сема никаких активных действий, направленных на реализацию своей угрозы, не предпринимал, Сережа же, в свою очередь, мог всегда свободно покинуть место конфликта (что он в итоге и сделал) все это разбирательство, скорее всего, закончится вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, тоесть «отказным».
А вот если, например, подобная конфликтная ситуация произошла бы между Семой и Сережей в ограниченном пространстве, при этом последний сжимал бы в своих руках острый, как лезвие нож, направленный в сторону Семы, и фактически «отрезал» бы все пути для потерпевшего к отступлению, вот здесь бы, при схожих обстоятельствах, дознавателю уже бы следовало серьезно задуматься над вопросом о возбуждении уголовного дела по ст. 119 УК РФ…
А если при этом Сережа умудрился бы причинить Семе даже минимальные телесные повреждения, то состав преступления был бы «на лицо».
Кстати на практике зачастую ст. 119 УК РФ идет в «тесной связке» со ст.ст. 115 или 116 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью либо побои), когда злодей, к примеру, душит свою жертву, при этом делает это не молча, а с любой угрозой о лишении жизни потерпевшего!
Моментом окончания этого преступления, является как раз таки – момент выражения этой угрозы, вне зависимости от наступления последствий, главное, чтобы она была РЕАЛЬНОЙ, а это как вы, наверное, уже поняли, на самом деле все ОЦЕНОЧНО! Умысел преступления всегда прямой!
Кстати чисто теоретически рассматриваемая угроза к потерпевшему может быть не только устной, но и ПИСЬМЕННОЙ! Однако и в этом случае принципы доказывания вины жулика останутся прежними!
Для сведения Уважаемого Читателя, с помощью угрозы убийством могут совершаться и такие преступления, как изнасилование, разбой и вымогательство, при этом действия жулика не будут дополнительно квалифицироваться по ст. 119 УК РФ, поскольку в вышеуказанных составах преступления, есть свой квалифицирующий признак «угроза убийством», все зависит лишь от части соответствующей статьи УК.
Часть вторая ст. 119 УК РФ предусматривает ту же уголовную ответственность, что и часть первая, в случае совершения «угрозы» с так называемой «экстремистской» окраской: из политических, идеологических, расовых, национальных, религиозных соображений и мотивов, с установлением максимального наказания уже в виде 5 лет лишения свободы!
И напоследок хочется отметить, что в разных странах существуют подобные составы преступлений, а некоторые из них сформулированы весьма оригинально. Так, например, согласно ст. 129 УК Швейцарии
«Угроза жизни» - кто бессовестным образом поставляет человека в непосредственную опасность для жизни, наказывается каторжной тюрьмой на срок до 5 лет