«Четыре часа длилась огневая подготовка. Старые фронтовики говорили, что было как в Сталинграде. Весь снег растаял. Потом пулеметы в машины погрузили и вперед», — так пулеметчик Геннадий Тимофеев вспоминал свой первый бой. Он служил в расчете крупнокалиберного пулемета ДШК. На фронте ему доводилось вести огонь как по самолетам, так и по наземным целям. В сегодняшнем материале расскажем, что говорил ветеран о войне и за что он был награжден медалью «За отвагу».
Боевой путь красноармейца
Геннадий родился 19 июля 1926 года в Вологде. Великая Отечественная застала его во время учебы в шестом классе местной школы. Отец подростка не подлежал призыву, а два его брата служили в Красной Армии. Александр находился на Дальнем Востоке, в 1945-м участвовал в Советско-японской войне. Второго брата, Константина, призвали в 1941-м, но вскоре комиссовали по ранению. Сам Геннадий после начала войны помогал отцу по хозяйству: пилил дрова для школьной столовой, копал торф.
В 1943-м Тимофеева отправили на призывную комиссию, но он не прошел по росту. Для зачисления в ряды РККА требовалось быть выше 150 см, а рост Геннадия составлял только 146. Парня оставили дома «до особого распоряжения». В дальнейшем его все же направили в школу водителей, в мае 1944 года он успешно окончил ее и был призван в Красную Армию. Тимофеев попал в зенитно-пулеметную роту 31-й стрелковой дивизии, которая к тому моменту находилась на переформировании. На службе Геннадий освоил также обязанности второго номера крупнокалиберного пулемета ДШК.
Дивизия прибыла на фронт на Сандомирский плацдарм в начале 1945 года для участия в Висло-Одерской наступательной операции. 12 января после сильной артподготовки советские войска пошли вперед. Зенитчики поддерживали передовые части и следовали за ними на автомобилях. Вот что Тимофеев вспоминал:
«Мы стояли на границе Польши и Германии. Машины были замаскированы. Поступил приказ выдвигаться. Только тронулись, а тут «мессеры» налетели. Напарник мой, «первый номер» — здоровенный парень-украинец — давай стрелять. «Мессер» летит — в нас стреляет, мы в него. Моя задача — ленту поправлять, и, если патроны кончаются, менять коробку с лентами. В том бою погибла медичка Катя, и еще одному парню перебило ноги». Во время сражения расчету Тимофеева удалось сбить вражеский истребитель, а наводчик ДШК был награжден орденом Славы. Наступление Красной Армии продолжалось:
«Наша дивизия двигалась вперед, не встречая серьезного сопротивления, но мины немцы в нашу сторону постоянно кидали. Осколком ранило нашего шофера. Его отправили в санчасть, а я заменил его за рулем. Вошли в город Гёрлиц. Местные жители окна открывают, кричат: «Ура»! «Привет»! В этом городе мы стояли три дня. Потом поступила команда двигаться дальше. Но наша машина задержалась, и мы отстали. В темноте остановились рядом с какой-то частью».
В районе Гёрлица Геннадию удалось отличиться. Хотя красноармеец был вторым номером пулемета, но ему доводилось самому вести огонь по самолетам и немецким солдатам. В 1945 году господство в воздухе было за советской авиацией, поэтому зенитчикам часто приходилось стрелять и по наземным целям. Так, крупнокалиберный пулемет Тимофеева поддерживал атаку пехоты и вел огонь по укреплениям врага. Расчет ДШК уничтожил немецкий станковый пулемет с огневой группой и трех пехотинцев. Это позволило красноармейцам продвинуться вперед. За свои заслуги Геннадий Иванович Тимофеев был награжден медалью «За отвагу».
Геннадий Иванович дошел до Победы, в мирное время трудился водителем на городских и междугородних автобусах. В 1980-м году он работал на обслуживании общественного транспорта Москвы во время олимпиады. Ветеран ушел на пенсию в 1998-м году, имея 59-летний трудовой стаж. За отличную работу Геннадий Иванович награжден знаками «За работу без аварий», «Ударник коммунистического труда». В настоящий момент ветеран проживает в Вологде.
Узнать больше о героизме советских людей в годы Великой Отечественной вы сможете на экспозиции «Подвиг Народа».
Источники:
1. Проект «Наши воины века XX»
2. Проект «Память Народа»
#МузейПобеды #ПодвигНарода