История русских тральщиков с англо-аргентинскими корнями, переоборудованных в Великобритании в 1916 году была описана в предыдущей статье. После модернизации 11 тральщиков из Великобритании прибыли в порт Александровск на Мурмане (ныне Полярный). Теперь же мы смотрим их "биографии".
Т-30, единственный "рыбак", постройки верфи John Duthie Torry Shipbuilding Co Ltd. Его водоизмещение было меньше спецификационного (320т, размерения 39,84 - 6,8 -3,7 / 4 м) Паровая машина 650 сил, скорость 9 узлов. Вооружение одна 12-фунтовая (76-мм) скорострельная пушка с длиной ствола в 40 калибров (производства Эльсвикского арсенала) и один пулемет (установлен позже).
Бывший английский траулер «Ben Cruachan» компании «North British SF Со Ltd», Абердин. С 1910 аргентинский «Corbina» компании «River Plate Tr. Со Ltd»,
Буэнос-Айрес, с 1914 года – «Оnсе» компании «F. Dumas», Буэнос-Айрес. 20.01.1917 года включен в состав Флотилии Северного Ледовитого океана (ФСЛО). Участвовал в Первой мировой войне. 17.02.1918 перешел на сторону Советской власти. 22.05.1918 выделен для передачи Норвегии в погашение долга Морского ведомства, но в августе 1918 захвачен белогвардейцами и продан фирме «Беззубиков и сыновья». 25.02.1920 захвачен в Архангельске частями Красной Армии. 19.03.1920 национализирован и передан в распоряжение Беломорского Управления рыбо-звериными промыслами (Архобластьрыба). В качестве рыболовного траулера Т-30 «Лучинский» вошел в состав Севгосрыбтреста (Архангельск). 29 июня 1920 года, когда траулер вышел в море под командованием капитана Микеля Андреевича Викмана, считается датой рождения Архангельского тралового флота. В 1931 году траулер затонул, впоследствии поднят и восстановлен. Эксплуатировался в Архангельском порту. 01.06.1934 передан Мурманскому рыбному порту. Во время советско-финской войны 02.12.1939 мобилизован и как ДК-30 вошел в состав Северного флота, с 04.03.1940 – «Заря». После окончания военных действий был возвращен в тралфлот. В 1943 году мобилизован как буксир С-21. Эксплуатировался до 1960 года, после чего разделан на металл.
Далее идут "рыбаки" построенные верфью "Hall, Russell & Co"
Т-31 и Т-32 два однотипных одновинтовых двухмачтовых траулера, носивших незамысловатые имена "Uno" и "Dos" ("Один" и "Два"). Изначально строились для английской рыболовной компании Harrow Baxter Steam
Fishing Co. Ltd. в 1906-м. Проданы аргентинцам в 1910 году. Водоизмещение 481 т. 400 л.с. 10 узлов. Вооружение то же: одна 76-мм пушка английского производства. Оба тральщика приказом по ФСЛО № 225 от 9 марта включены в 4 отряд Дивизии траления. Оба корабля перешли на сторону Советской власти. Но дальнейшие судьбы у них разные.
Т-31 был захвачен англичанами и под именем «Sureaxe» ушел с оккупантами. Продан частному владельцу, потом сменил еще двух хозяев (под тем же именем), пока в августе 1942 года не был вновь не был мобилизован в английский флот как буксировщик мишеней. В 1945 году возвращен владельцу и служил до 1951 г. Потом из-за плохого технического состояния сдан на слом шотландской фирме «West Coast of Scotland Ship Breaking Co. Ltd.» (Troon) для разделки на металл
Т-32 был выделен для сдачи Норвегии в счет долга Морского Ведомства (как раз за норвежские сторожевые катера 2-й серии, о которых мы расскажем в следующей статье). Но не сложилось тральщику попасть в Норвегию. После ухода англичан и белых тральщик встал в ремонт в Архангельске, после чего 19.03.1920 г. приказом № 51 Архангельского губревкома сдан в Беломорско-Мурманское областное управление рыбо-звериных промыслов Архоблрыбы получив новое имя «КУМЖА». Потом траулер ловил рыбу, пока в 1938 его не переоборудовали в экспедиционное судно. С началом войны мобилизован в качестве спасательного судна "Эпрон". Это та самая "Кумжа", которая 13.07.1941 г. шла вместе с РТ-67 "Молотов" и СКР №12 "Туман" (бывший траулер №10 "Лебедка") в порт Иоканьга. Поврежденный корабль "Кумжа" имея на борту 10 раненых и две подводных пробоины выбросился на берег в бухте Порчниха. Снят с мели в июле 1943 года, восстановлен. Работал в народном хозяйстве до 1952 года, после чего сдан на слом.
"Uno, Dos", по логике, должен быть "Tres" и должно быть "Quatro" Да, все верно, есть и "тройка" и "четверка". Они между собой однотипны (водоизмещение по 500т, 40,83 х 7,06 х 3,55) 600 л.с., скорость 10,5 узлов. Такие же пушки, как и у собратьев: английские 76-мм в 40 калибров.
"Тройку", ставшую Т-33 увели англичане под именем «Silver Axe», англичане продали его в 1020 году частному владельцу, а тот в 1925 году продал судно в Норвегию оно получило имя "Finmark". Погибло в том же году у берегов Норвегии.
"Четверка" стала Т-34 (но не танком), и ее тоже увели и продали частнику англичане. Продан в 1920-м судовладельцу из Калькутты, получило новое имя "Cannanore", сдано на слом в 1932 году.
Следующий номер "Cinko" ("Пятерочка"), ставший русским Т-35. Корабль чуть меньше, 430 т. (34,17 х 6,45 х 3,55), мощность паровой машины 400 л.с. 9,5 узлов. После ухода англичан и белых национализирован. В марте 1920г. ушел в Архангельск на ремонт.
19.03.1920 приказом № 51 Архангельского губревкома сдан в Беломорско-Мурманское областное управление рыбо-звериных промыслов Архоблрыбы. 1.09.1921 стал Т-35 «ПИКША». В 1923 был в ремонте. К 1924 у Архангельского областного управления рыбной промышленности. С 06.1924 в Архангельской конторе Севгосрыбтреста (приписка Архангельск, Рег. № 20). В 01.1929 переведен в Мурманск как РТ-35 «ПИКША». С 03.1930 у Севтралтрест (Архангельск). С 08.1931 у Мурманского госрыбтреста. 13.10.1932 по системе каналов и Волге ушел на Каспий вместе с с РТ-40 «СКАТ». В Баку вошли в Контору активного лова Азрыбтреста. В 1934 подчинен с трестом Наркомпищепрому. К 1937 сдан как экспедиционно-исследовательское судно ВНИИ рыбхоза и океанографии. Постановлением СНК СССР № 213 сс. в 1940 планировалось сдать Каспийской военной флотилии, но в начале 1941 как буксирный пароход вошел в Астраханское рейдовое нефтеналивное государственное пароходство «Рейдтанкер» и в его составе подчинен НКМФ. После начала войны работал в северной части Каспия. 23.03.1946 с пароходством подчинен ММФ. В начале 50-х гг. вероятно списан из-за плохого технического состояния.
"Шестерка" ("Sies") стала Т-36. На вооружении у нее в отличие от собратьев стояла 75-мм пушка Канэ и пулемет. 26.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти. 27 марта 1918 г. приказом № 292 исключен из ФСЛО по демобилизации. 8 мая Директивой Коллегии Наркомата по Морским делам № 53 сдан Дирекции моряков Белого моря, но 26 мая выделен для сдачи Норвегии в счет долга
Морского ведомства за катера 2-й серии. Но в Норвегию корабль не попал, а был веден англичанами как "Coalaxe". Продан судовладельцу-индусу. получил имя "Calicut". При выходе из порта Мамбаса сел на камни, а потом затонул.
"Семерка" ("Siete") стала Т-37 Размерения 41,47х7,1 х 3,71 метров, водоизмещение 550 тонн, скорость 9 узлов.
17.02.1918 года перешел на сторону Советской власти. 22.05.1918 г. выделен для передачи Норвегии в счет погашения долга Морского ведомства, но в августе 1918 г. захвачен белогвардейцами и продан Центросоюзу. 25.02.1920 г. захвачен в Архангельске частями РККА. 19.03.1920 г. национализирован и передан в распоряжение Беломорского Управления рыбо-звериными промыслами (Архобластьрыба). В качестве рыболовного траулера вошел в состав Облгосрыбпрома (Архангельск). С 01.09.1921 г. – Т-37 «Палтус», с 1935 г. – РТ-37 «Палтус». Капитан П. К. Моисеев. В 1938 году передан в состав МТФ. В августе 1941 г. мобилизован СФ как вспомогательное судно. В 1942 г. как траулер сдан Севтралтресту. Ночью 11.04.1944 г. у губы Опасова близ Териберки столкнулся с РТ 14, который получив пробоины, выбросился на берег. РТ-37 в ходе аварии пострадал не сильно и своим ходом ушел в базу. 23.03.1946 г. подчинен Мурманской тралбазе Минрыбхоза. С 1948 г. у Управления Буксирно-транспортного флота Мурманского рыбного порта как сухогруз «ПАЛТУС». Погиб в конце 1951 г. во время шторма у острова Кильдин. В 1952 г. исключен из списков.
Восьмерка (Ocho) стал Т-38. Тральщик однотипный Т-37.
27.03.1918 приказом № 292 исключен из ФСЛО по демобилизации. 19.03 сдан Северному Научно-Промысловому объединению для изучения рыбных промыслов Ледовитого океана. Переименован в «Дельфин». Осенью 1918 – летом 1919 гг. участвовал в научно-промысловой экспедиции профессора С.В.Аверинцева в Белом и Баренцевом морях. В 09.1919 г вошел в ФСЛО как тральщик Т 38. Взят белоповстанцами в Архангельске. 19.02.1920 брошен при уходе белых из Архангельска и 21.02 взят частями РККА.
19.03.1920 приказом № 51 Архангельского губревкома сдан в Беломорско-Мурманское областное управление рыбо-звериных промыслов Архоблрыбы как «Дельфин». К 06.1920 с тем же именем сдан Северной научно-промысловой экспедиции. С 06.1924 в Архангельской конторе Севгосрыбтреста (приписка Архангельск, рег. № 23). К 01.1929 как РТ 38 «Дельфин» переведен в Мурманск, где стал в капитальный ремонт, по окончании которого с 06.1931 стал грузовым судном. В 10.1931 сдан во временное пользование Океанографическому институту. Принято писать: "При перевозке двух пожарных машин у Кольского полуострова из-за ошибки пьяного капитана сел на камни и быстро утонул. Экипаж спасен, капитан признан виновным в аварии и расстрелян". В реальности, погиб в шторм, и во время того же шторма погибли новый траулер немецкой постройки "Касатка" и один из лучших старых траулеров "Макрель", на нем погибла команда - 24 человека.
Бывший английский железный одновинтовой однопалубный двухмачтовый
рыболовный траулер «Princess Maud», продан в Аргентину, и стал "Девяткой" (Nueve), он же стал Т-39
Перешел на сторону Советской власти. Стоял в Мурманске без экипажа.
В середине мая 1918 г. велись переговоры об укомплектовании судна англичанами. 22 мая выделен для сдачи Норвегии в счет долга Морского ведомства. С 1 июля подчинен Мурманскому Совдепу. С 12 июля под контролем английских интервентов. К середине августа 1918 г. как промысловый под торговым флагом у торгово-промышленного отдела Мурманского краевого Совета. В январе 1919 г. как траулер сдан в аренду промысловой секции Архангельского отделения Центросоюза.
26 февраля национализирован по декрету СНК. В середине марта 1920 г. ушел в Архангельск на ремонт. 19 марта приказом № 51 Архангельского губревкома сдан в Беломорско Мурманское областное управление рыбо-звериных промыслов Архоблрыбы. К июню 1920 г. числится как Т 39 «Мезень». 30.06.1920 г. вторым ушел в море на лов рыбы после Гражданской войны.
С 01.09.1921 г. получил новое имя «Зубатка». В сентябре 1941 г. ушел в Архангельск, в годы войны мобилизован не был. Разобран на металл в 1957 году.
Т-40 бывший английский "Elsie" Аргентинский "Diez"
Все традиционно перешел на сторону Советской власти. Выделен для сдачи Норвегии в счет долга Морского ведомства. С 1 июля подчинен Мурманскому Совдепу. С 12 июля под контролем английских интервентов, сдан белым. Вскоре как траулер сдан в аренду в Торговый дом «И.В. Беззубикова и сыновья» и ушел в Архангельск на ремонт. С ноября 1919 г. на зимовке в Порчнихе (восточная часть Мурманского пова). После ухода белых к концу февраля 1920 г. национализирован по декрету СНК. Сдан в Беломорско-Мурманское областное управление рыбо-звериных промыслов Архоблрыбы. С 01.09.1921 г. стал Т 40 «Скат». К 1924 г. у Архангельского областного управления рыбпрома. С июня 1924 г. в Архангельской конторе Севгосрыбтреста (приписка Архангельск, рег. № 14). В октябре 1931 г. у норвежских берегов потерпел аварию, столкнувшись с
новым шедшим из Ленинграда траулером и на буксире уведен в Мурманск на ремонт. По окончании ремонта 13.10.1932 г. по системе каналов и Волге ушел на Каспий с РТ 35 «Пикша». В 1937 г. сдан как экспедиционноисследовательское судно ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии. Постановлением СНК
СССР № 213 сс. в 1940 г. планировалось сдать Каспийской военной флотилии, но план не выполнен и к началу 1941 г. использовался как буксирный пароход в Астраханском рейдовом нефтеналивном госпароходстве «Рейдтанкер», в его составе подчинен Наркомморфлота. Во время войны работал в северной части Каспия. 23.03.1946 г. с пароходством подчинен НКМФ. Разобран на металл в 1952 году.