Пойдет речь опять про события давние и далекие (но зело любопытные), ибо, таки-да во времена смутные, пока большинство бедствует, кое кто "кует деньги, не отходя от кассы". Шутю, я шутю. Ну, а если кроме шуток, то...
110 лет тому назад, охрану всего северного побережья Российской империи обеспечивало единственное небольшое посыльное судно «Бакан», ежегодно в летний период приходившее сюда с Балтики. С 1898 года оно крейсировало от границы с Норвегией до льдов Карского моря, а после открытия беломорского Горла – по всей акватории Белого моря. Основной задачей экипажа «Бакана» было пресечение незаконной деятельности иностранных промысловых судов, преследование нарушителей до самой границы сопредельного государства. Для «последней аргументации» судно имело два 47-мм и два 37-мм орудия Гочкиса. За год до начала Первой мировой войны «Бакан» привлекался для поиска пропавших экспедиций Георгия Седова и Владимира Русанова, во время обследования западного побережья Новой Земли «Бакан» почти дошел до 75-й параллели северной широты.
Был еще разъездной пароход губернатора "Мурман" (и слово сие произносилось с ударением на букву "А", хотя современных краеведов такое произношение почему-то бесит). Пароход сей тоже имел пушку (и тоже крохотный 37-мм Гочкис). А потом случился 1914 год, и расклад получился совсем не тем, как планировалось: карты были розданы так, что англичане оказались в партнерах, а немцы... (ну, в общем, вы все знаете).
И оказалось так, что Архангельск стал чуть ли не единственным не закрытым портом, связующим звеном с "партнерами" (ну во всяком случае, на начальном этапе) А защищать его... (ну, в общем, все как обычно). И тут...
Помните, в предыдущих статьях мы упоминали некий "Торговый дом Ганса Смита", который поставил в Россию норвежские сторожевики? Это была далеко не единственная его сделка (правда большую часть денег он поднял на поставках стали из "некоторых нейтральных стран" (по очень "вкусной" цене. А куда деваться, сталь-то нужна).
"Внезапно" выяснилось, что "на северах" нужны тральщики (а то неровен час супостаты мины будут на подступах ставить). Естественно, сразу же была включена "военная повинность" и суда местных судовладельцев превратились в боевые корабли, но, про то сказ особый.
Морской генеральный штаб, считая количество тральных кораблей в этом районе недостаточным, добился ассигнований на приобретение подходящих судов за границей.
Купить всегда проще и быстрее, чем строить. Дорого? Ну, и ладно. Было сформировано ТЗ на закупку. Корабли должны быть не старше 10 лет (постройка не ранее 1905 г,)Водоизмещение 400–500 т, мощность машин 400–500 л.с., обязательно наличие жилых помещений на 30 чел. Правда, деньги выделили только в феврале 1916 года.
"Торговый дом Ганса Смита" предложил оптовую сделку. В Аргентине распродавала свой флот обанкротившаяся компания, которая входила в ассоциацию "Sociedad Pescadero Argentina" (Аргентинское рыботорговое общество). Суммарно были предложены к закупке 11 единиц (правда, одна единица имела чуть меньший тоннаж, нежели требовалось, но в принципе, все было закуплено в соответствии с ТЗ). Это были бывшие английские "рыболовы", в большинстве своем построенные на верфи Hall, Russell & Company в Абердине. (в Первую Мировую эта же верфь строила тральщики для британского флота.
Корабли были куплены по бросовой цене, но... Сделка с торговым домом заканчивалась приобретением по принципу "As is" ("Как есть": берите шо дают) в Бристоле. Цена сделки 2,56 млн рублей за 11 "рыбаков" (изначально просили 2, 75 млн.). Пересчитать за сколько изначально "торговалась" флотилия сложно, потому, как Аргентина в 1914 году покинула "золотой стандарт" и курс валюты Peso nacional очень сильно "плавал". Приблизительно, каждый пароход продавался за 35-55 тыс. долларов, или, по курсу, 100 тыс. рублей. "Навар" почти в два раза ("вот на эти два процента я и живу"). Но это без учета дороги. Сделка состоялась 23 февраля 1916 года.
"Рыбаки" своим ходом, двумя группами совершили переход в Нью Йорк, где было докование и предварительная приемка, затем был переход в Бристоль. Суда были неплохими, но это были еще не тральщики.
Приемку осуществляли инспектора Ллойда и русские команды. После этого, в марте 1916 года был заключен контракт с британской фирмой по переоборудованию: убирался парусный рангоут. Кормовая мачта получала более мощные грузовые стрелы для работы с минными тралами. Рыбный трюм превращался в кубрик, каюты экипажа в унтер-офицерские каюты, добавлялись 3 каюты для офицеров. Кроме того, увеличивался объем угольных ям и цистерн котельной и пресной воды. Устанавливалась корабельная артиллерия британского производства. Комплектные тралы тоже были британскими.
Приказом № 209 по Морскому Ведомству от 29 октября тральщики были зачислены в Дивизию траления Флотилии Северного Ледовитого океана, получив номера №№ Т 30 - Т-40. Каковы их судьбы? Это тема отдельного рассказа...