Найти тему
Старпер

Мурманск, спаси Алешу

Фотография из свободного доступа в интернете
Фотография из свободного доступа в интернете

Сегодня меня встревожило появившееся в новостях сообщение о демонтаже памятника Советской армии в Софии. Я воспринял его как известие о сносе монумента, увековеченного в знаменитой песне.

«Белеет ли в поле пороша…». Трогательные слова, трогательная песня. Про войну и про погибших в ней. Душевная, без бряцания, вытканная из понятной человеческой грусти.

Песенного Алешу смерть настигла в Болгарии. Мне не ведомо, ездят ли на его могилу родственники. Годы заодно с судьбой удаляют покойных от живущих, и последние силой времени превращаются во всё более дальних родичей первых. Ни разу не доводилось слышать, смогли ли в военные и послевоенные годы близкие Алеши узнать точное место захоронения парня - из своего-то далека.

Но есть в Пловдиве на холме Освободителей монумент советскому солдату. О нем и поется в песне композитора Эдуарда Колмановского на стихи поэта Константина Ваншенкина: «Немало под страшною ношей легло безымянных парней, но то, что вот этот — Алеша, … известно Болгарии всей». В годы моей юности о болгарском памятнике абсолютно так же, как болгары, знал каждый житель СССР. Сказать подобное про все население нынешней РФ я, по совести говоря, не могу.

А родные Алеши, даже если не получилось отыскать место захоронения парня, наверняка периодически навещают монумент, чтобы у его подножия поклониться останкам дорогого им человека и самОй хранящей их земле.

Телеканал РенТВ утверждает, что прообразом легендарного монумента стал реальный сибирский парень Алексей Скурлатов. Он был одним из воинов, участвовавших в освобождении Софии.

Если принять сообщение РенТВ за истину, то, по сути дела, авторы упомянутой песни воспевали совсем другого Алешу – одного из тех почти тысячи наших солдат, которые сложили голову на болгарской земле. А уроженец села Налобиха Алтайского края Алексей Скурлатов скончался у себя дома в 2013 году.

Эта кажущаяся нестыковка меня в данном случае совершенно не волнует. Кому не известна всегдашняя практика назначения героев? С этим ничего не поделаешь: знаковому событию нужна знаковая отметина, осязаемый символ.

И я не стал бы умалять сделанное любым из таких «назначенных». Практически всегда речь идет о действительно достойных людях, которым просто больше повезло, чем другим, таким же, как они. Эти люди не выпрыгивали из штанов, чтобы их имена были закреплены в истории.

Хуже, когда начинают выколдовывать несуществующее, а из несуществующего извлекать на божий свет мифических героев. Большим поклонником такого чудотворства является почитаемый за историка Владимир Мединский.

Я обратился к другим источникам информации, и понял, что речь идет не об «Алеше», а о другом монументе во славу Советской Армии - находящемся в Софии.

Но хрен редьки на слаще. Борьба влиятельных в сегодняшней Болгарии сил с софийским памятником уже обросла своей историей. Первый раз решение о его сносе было принято еще в 1993 году. Однако работы прекратили под давлением сторонников Болгарской социалистической партии.

Автором новой инициативы стал главный архитектор столицы Болгарии, который распорядился возобновить демонтаж монумента. До этого административный суд Софии запретил уничтожение памятника, но бронзовые фигуры к тому времени уже были разрезаны на части и вывезены на склад временного хранения. А после того как Верховный административный суд республики признал недействительным запрет на его уничтожение, с памятника сняли облицовочные плиты с надписями.

Какова же судьба «настоящего «Алеши»? А с ним тоже ничего хорошего. В Пловдиве планируют выселить памятник из центра города. Депутаты фракции «Демократы за сильную Болгарию» предложили до конца текущего года демонтировать 11-метровый монумент, расчленить его и сослать в музей социалистического искусства. Не сказать чтобы в городе сходу и рьяно принялись за претворение данного плана в жизнь. Местная коалиция "Объединение Пловдива" пока подсчитывает наличие средств для его осуществления.

"Мы предложили провести юридический и правовой анализ, чтобы увидеть технические возможности перемещения памятника, чтобы понять, сколько это будет стоить", – заявил представитель коалиции Стефан Послийский.

Естественно, что в данном деле экономическая сторона вопроса не станет доминирующей. В Болгарии есть немало граждан, выступающих против самой идеи демократов. "Попытки переписать историю предпринимаются уже 33 года. Призывы группы людей, которые никогда в жизни ничего не строили, заключаются в том, чтобы постоянно сносить и разрушать", – сказал бывший министр внутренних дел Болгарии, председатель левоцентристской партии Румен Петков.

На фоне скрестившихся мнений мэр Пловдива Констадин Димитров принял компромиссное решение: временно снять вопрос о переносе монумента с повестки городского совета. «На мой взгляд, нам нужно решать в первую очередь более насущные вопросы, будь то чистота, пробки, транспорт или образование", – рассказал Димитров. Окончательное решение о судьбе монумента будет принято после проведения референдума среди жителей Пловдива.

В данном потоке событий очень интересным показалось предложение заместителя председателя Мурманской областной думы Евгения Никоры, с которым он выступил в январе. По его мнению, памятник советским воинам-освободителям «Алеша» нужно перевезти из Болгарии в Россию. Он заявил, что в Мурманске всегда найдется место для памятника борцам с нацизмом.

Оставим в стороне форму высказывания – обычная форма для обычного государственного чиновника наших дней. Но не знаю, как вам, а мне пловдивского Алешу жалко. И я бы поддержал уважаемого Евгения Никору в вопросе семейного воссоединения застрявшего в Болгарии и оказавшегося в опасности Алеши с его мурманским собратом.

В Коле, городе спутнике Мурманска, есть свой Алеша. Пусть неформально, но именно так именуют в тех местах памятник воинам Заполярья, не уступивших в давней войне врагу ни метра северной земли. Совершенно очевидно: народ присвоил монументу это имя под влиянием завладевшей его сердцем песни. Поделюсь с вами: после командировки на Кубу мы съездили в гости к семье наших друзей, проживавших в то время в столице Заполярья, и лично меня этот памятник впечатлил. Посещение мурманского «Алеши» друзья внесли в свою программу мест sine qua non. Отпустить нас, не показав эту достопримечательность, они никак не могли.

В Мурманске к данному памятнику относятся с теплотой и уважением. Именно туда едут с цветами многие из молодоженов после регистрации брака.

И вот представьте себе: поставить рядом и послушать, о чем они будут говорить между собой, - два старых солдата с молодыми лицами, два ветерана-памятника, монументальные фигуры, олицетворяющие внутреннюю и наружную мощь одетого в военное человека из народа … и беззащитные перед политическим ходом времен. Это живой человек может что-то сделать в пользу выгодного для себя течения собственной судьбы. А памятник… Видится в этом усмешка рока: такие большие, а так зависят от людских настроений…

Тут вот еще какое дело. В последние годы у нас нещадно эксплуатируется тема героизма советского народа в годы Великой Отечественной войны. Память и почитание предков дело хорошее. Если бы только развивалось это дело естественным путем, без примешивающегося к ситуации циничного косвенного интереса. Нагнетание эмоциональной нагрузки, как мне представляется, ни к чему хорошему не приведет. Никакое самое хорошее чувство не способно выдержать наваливаемого на него чрезмерного груза.

Вокруг памятников нашим воинам за рубежом далеко не сейчас накрутилось множество разных интересов, мнений, чувств и намерений со стороны различных слоев обществ тех стран, в которых они находятся. Но враждебное отношение, существовавшее и прежде со стороны части этих обществ, сильно подогрелось и распространилось на другие слои в результате путинского вторжения на Украину. А у нас в стране картину для народа упрощают до убогого уровня, приписывая всё происходящее имманентному для этих стран фашизму. Не для себя говорящие упрощают суть происходящего. Для слушающих.

Упрощение можно доводить до абсурда. Не знаю, в какой точке пути к нему мы находились на советском этапе своей жизни. Стоило кому-то произнести слово «болгары», как сразу в уме возникало обязательное к нему приложение «братушки». Как же, знаем, знаем: Шипка, генералы Скобелев, Святополк-Мирский, освобождение от османского ига…

Оно и понятно: Болгария – ближайший к нам «братушка», а по правилам согласования в русском языке – «сеструшка» в семье стран СЭВ, и без того к нам всецело дружественной. Ради этой страны народ даже изменил окончание выношенной в поколениях мудрости «курица – не птица…».

Есть такой спортивный комментатор Дмитрий Губерниев. Вот уж поистине человек, собранный из штампов. Его подводит хорошая память: он по краям и сусекам нахватался всякого-разного и бездумно лепит собранное куда ни попало. Так вот, для него слово «братушка» одно из самых обязательных. Стоит в репортаже возникнуть любому болгарину или даже сербу – без «братушки» тот ни в жизнь не останется.

С первым в моей жизни «братушкой» я познакомился в студенческом общежитии. С ним я даже прожил полгода в одной комнате на троих.

Совершенно отвязный парень без царя в голове, избалованный высоким положением своего папы в софийской иерархии. Пьяница и картежник. С моей стороны последние определения - никак не осуждение: мы и сами играли больше, чем он, а пивали не меньше. Я обрисовал его в таких красках, чтобы вы представили себе поведенческую близость этого юноши к нам, не намного превосходившим его в своих повадках и замашках. Единственно, надо заметить, что мы происходили от пап, представлявших иные социальные слои.

Церемоний между нами не было, как не было среди нас иностранцев и не иностранцев. Неожиданным для меня оказалось неприятие им «само собой разумеющегося» для нас единения русских с болгарами перед всем остальным миром. Он четко проводил раздел: мы Европа и мы с Европой, а вы, русские, наверное, Азия. Хотя как хотите, выбирайте, что вам мило. Но мы – Европа.

Итак, мы тут вспоминали про историю. А в истории, говорите, были Шипка и Скобелев. Но Скобелевым история не закончилась, и целых две главных войны человечества Царство Болгария провело в блоке стран, противостоявших тем, в которых находилась Россия. Неважно, что в Первой Болгария первоначально объявила войну Сербии, а во Второй мировой и вовсе не объявляла войну конкретно СССР.

Я твердо убежден, что в собственном отношении к миру нельзя всерьез ориентироваться на страновую политику. Иначе ты начинаешь воспринимать людей одной национальности в качестве «братушек», а людей другой – как недругов. Назавтра всё может легко поменяться.

К людям как таковым вообще надо относиться по-людски и ценить в них людское – независимо от национальности. Тогда врагов будет меньше. И тогда не обманешься в друзьях.

А что до Болгарии, то там, наверное, до сих пор есть девчата, которые дарят цветы нашему Алеше.

ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 2078 ДНЕЙ. ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА"