Отец Ивана воевал в Отечественной и хотел, чтобы сын отдал жизнь армии. И после школы тот пошёл служить. Считался лучшим пограничником в Закавказье. Сразу потом – погранвойска. 12 лет (с 1969 г.) отдано им, чтобы имелось продолжение в Афганистане в 1982 г.
С начала этого года у советских пограничников появилась своя особая зона ответственности – 100-километровый участок афганской границы. И область за ним – от 35 до 65 км глубиной. Много или мало? – 3 тыс. нас. пунктов. Были созданы ДШМГ – десантно-штурмовые маневренные группы. Одной из них командовал майор Барсуков. Основная их задача – противодействие бандам и диверсионным группам. В Афгане эти группы были усилены вертолётными пограничными эскадрильями.
Важно! Один из основных принципов Барсуков, которому он не изменял, заключался в уважительном отношении к подчинённым, оберегании их жизней. Другой принцип Иван озвучил двумя словами: личный пример.
Планируя 40 боевых операций, Барсуков выбирал наименее опасные способы их реализации. И всегда шёл впереди. Его звали Командир. И если звучало это слово в его присутствии, то все знали, что это про него, какие бы чины рядом не находились. Нередко звучало Отец.
Первая крупная операция
1982-й, поздний октябрь. На Кавказских перевалах уже холодно, пронизывающе ветрено. В такое время ДШГ Ивана попала в душманскую засаду. Бой шёл с двух часов дня до вечера. Обычно, если превосходящие силы берут в кольцо военное подразделение, или прижимают к скалам, пропасти, то с каждым часом сопротивление последнего слабеет.
Сколько моджахедских командиров ловилось на этом знании. Если слабело сопротивление группы Барсукова, то это означало: пошли твои последние минуты, вражина. Всегда резкий отчаянный штурм. И не просто уход в пробитую щель – атака сзади на расслабившегося врага.
В этот раз всё было по классике Барсукова: в почти спустившейся темноте резкая контратака во главе с Иваном, прорыв и практически сразу атака с тыла, подкреплённая огнём нескольких замаскировавшихся раньше десантников. Эффективность поразительная: маленький отряд (обычный размер – полтора-два десятка чел.) убил сотню с лишним боевиков, захватил большую партию оружия.
Операции, приведшие к золотой звезде Героя
1983 г., март, перевал Шеркоталь. Всё удивительно сошлось – вертолёты сразу прошли к месту десантирования, не были обстреляны, душманов удалось захватить врасплох, приземлившись точно в центре их опорного пункта. Результат поразительный: 150 убитых, захвачены склады, госпиталь, укреп. сооружения, много оружия.
Такие операции не только увеличивали авторитет Командира, они приводили к святой вере в него подчинённых. Каждый был готов отдать за него жизнь. Повезло рядовому Кулькову, закрывшему собой командира. Барсуков вспоминал Кулькова до последних своих дней.
1983, апрель. Группу Ивана высадили в месте ожидаемого прохода колонны наших грузовиков с провиантом. Задача – обеспечить безопасный проход, поскольку именно в этом месте была замечена большая группа душманов. Иван стоял на дороге, как вдруг заметил спускающихся по горной тропе духов. Они были хорошо вооружены, многочисленны (в разы превосходя группу Барсукова). Шли в хорошем настроении, ещё не заметив успевших чуть ранее занять позицию десантников, ожидая лёгкий успех.
Барсуков поджидал их спокойно, подпуская поближе. Неожиданно под урчание моторов появились грузовики колонны. – Срочно менять план! Самое простое и очевидное – переключить внимание душманов на себя. Дружный огонь его ребят полностью переключил духов на десантников, к тому же не известна была ещё их численность. За 8 часов боя боевики давно поняли, что противник малочислен, шли в одну атаку за другой (всего 12). Как всегда, в спускающейся темноте Иван неожиданно вскочил, попёр вперёд. Пограничники за ним. Духи, не ожидавшие такой наглости, растерялись, их тут же прикончили в короткой рукопашной. Потерь почти не было.
Через 4 месяца пришёл приказ о награждении всей группы, в том числе Ивана Барсукова – золотой медалью Героя Советского Союза.
Вскоре Ивана отправили в академию им. Фрунзе. Служил он до 1993 г. Умер рано – в мае 2001 г.