Найти в Дзене
Марина Ярдаева

Почему люди верят аферистам? О цифровой преступности

Почти на 16 млрд рублей обманули россиян кибермошенники в 2023 году.

Да, мне тоже трудно понять, как взрослые люди с сохранным интеллектом идут и переводят сотни тысяч мошенникам, сами оформляют кредиты, чтобы тут же снять деньги и отправить их по неизвестному адресу. Да, мне тоже любопытно, что за профессора математики из СПбГУ ведутся на примитивные схемы и дарят преступникам по девять миллионов. Однако я попыталась. Попыталась понять.

Справедливости ради стоит отметить, что мошенники что-то действительно разошлись не на шутку, очень уж активизировались. Звонков, сообщений от них стало как будто бы в разы больше. И по запарке сплоховать действительно может даже прожженный скептик. Нет, скептик, по крупному, понятно, едва ли влетит, а вот по мелочи - может. Деньги непонятно кому переводить не будет, а вот выболтать код с Госуслуг, не осознавая, что он именно с Госуслуг, может. И на какой-нибудь развод с Авито на пару-тройку тысяч попасться может. А уж как подростков легко задурить, и говорить не стоит. Реально, их всякой криптофигней соблазнить легче, чем пенсионеров дополнительными соцвыплатами и компенсациями сгоревших в девяностые вкладов.

А ещё ведь просто бесит. Бесят все эти звонки. Ладно письма на почту от нелепых шантажистов или "юристов", оповещающих о крупном африканском наследстве - они сами в спам залетают. Но вот звонки. Хорошо тем, кто может позволить себе не отвечать на незнакомые номера. А я вот, например, не могу. У меня дети. И с неизвестного номера может звонить кто угодно: школьная медсестра, социальный педагог, мама одноклассника. Но звонят, черт возьми, вечно из ФСБ. И я все финансирую и финансирую терроризм. Страсть, как надоели.

Короче, колонка у меня новая в "Столе". Вот.