Найти тему
Клопс

В Калининграде с 13-летнего нахимовца сорвали погоны перед строем: конфликт в училище стал причиной судов

На днях калининградский филиал Нахимовского училища выиграл суд по гражданскому делу об отчислении одного из учеников. Родители мальчика настаивают, что их сын достоин учиться в Нахимовском. Что произошло в стенах знаменитого учебного заведения, разбирался «Клопс».

Хотел стать военным прокурором

В Нахимовское принимают с 11 лет. Училище закрытое, на выходные детей отпускают, только если нет задолженностей по учёбе. Степан Сидорук поступил сюда в 2020-м, мечтал об этом и долго готовился к вступительным экзаменам.

«Конкурс там очень серьёзный. Мы сначала пробовались в Петербург, но не прошли. В следующем году открыли филиал в Калининграде. Степан тренировался целый год и в итоге был одним из первых в списке», — вспоминает отец мальчика Сергей.

Степан хотел стать военным прокурором и, поступая в Нахимовское, понимал, что учёба будет нелёгкой, придётся следовать строгим порядкам. Из-за ковидных ограничений ребят перестали отпускать домой.

«Звонил он регулярно, хотя разговаривать долго не получалось: телефон им давали только на десять минут. Естественно, когда у него что-то получалось и отмечали его заслуги, Стёпа рассказывал об этом без остановки. А когда случались какие-то проступки, а мы начинали его ругать, говорил: ну всё, пока, мне пора», — вспоминает Сергей.

Очных контактов с ребёнком у Сергея не было более двух месяцев.

Начались проблемы и драки

Через полгода отцу позвонили из училища и сказали, что Степан проткнул однокласснику щёку ручкой. «Я был в ужасе и не мог поверить, что мой ребёнок, неконфликтный, очень рассудительный, такое натворил. Поехал разбираться, а там стоит пострадавший мальчик, казалось, как ни в чём не бывало. Лично я не заметил на нём ни одной царапины», — рассказывает собеседник «Клопс».

После Сергею время от времени звонили и жаловались на сына: то он во время построения держал руки в карманах, то стирал носки после отбоя, то играл в шахматы вместо подготовки ко сну. А потом родителей и вовсе как будто обдали ледяной водой: Степану проломили череп. Родители считают, что старший воспитанник решил отработать на соседе боевые приёмы и толкнул Стёпу так сильно, что мальчик ударился головой, получил сотрясение мозга и шрам.

Родители подали на училище в суд и выиграли, хотя ответчик пытался «доказать, что Степан душил Арсения (имя изменено — ред.), а тот пытался защититься». «Вы бы видели этого Арсения: он выше Степана на две головы, у него есть разряд по боевым искусствам», — говорит Сергей.

Конфликт и сорванные погоны

Позже к Степану подселили Ваню (имя изменено). Сергей думает, что у его сына появился новый сосед, потому что Ваня подрался с другим воспитанником. У мальчиков были постоянные конфликты. Стёпа жаловался на соседа и родителям, и воспитателям училища, но ничего не менялось. У Ивана, по словам Сергея, не складывались отношения и с другими ребятами. Однажды несколько нахимовцев вылили на Ванины вещи воду, смешанную с кремом.

«Степан, может, и входил в число зачинщиков, но сам этот раствор никому никуда не выливал. Будто из-за того, что с Ваней они не ладили, на Степана повесили весь конфликт. Мне кажется, он стал для руководства училища козлом отпущения», — считает отец мальчика.

Испортившие чужие вещи хулиганы написали объяснительные и признались в проступке, но выговор, по мнению родителей, получил только Степан. «Собрали всю роту, прилюдно сорвали с него погоны и сняли гюйс. Сын всё оставшееся время терпел насмешки сокурсников из-за того, что на нём не было погон и гюйса. Стёпе и Ване запретили общаться с другими воспитанниками»,— вспоминает Сергей.

После двух недель изоляции Степана перевели на дистанционное обучение, а потом и вовсе предложили родителям забрать документы. «Документы были переданы в ПДН, комиссия провела проверку и пришла к выводу, что оснований для постановки на учёт Степана — нет. Более того, КДН (комиссия по делам несовершеннолетних — ред.) нашла недоработки и упущения в воспитательной работе училища. Из-за того, что мы отказались уйти из Нахимовского добровольно, они решили отчислить сына через суд», — поделился Сергей.

В училище считают: мальчику у них не место

Корреспондент «Клопс» побывал на апрельском заседании суда, где удалось поговорить с представителем училища. По её словам, Степан — манипулятор, которому не место в Нахимовском: «Он, может, и не участвовал в драках, но сталкивал других учеников и с удовольствием смотрел на их разборки. Его бы энергию, но в мирное русло».

Руководство училища настаивало, что вправе расторгнуть договор по Гражданскому кодексу и поводом для обращения в суд стали систематические проступки Степана: подросток нарушал устав, внутренний распорядок, оскорблял других воспитанников и сотрудников учреждения. Успеваемость тоже хромала, желания учиться у мальчика нет.

«В договоре указано, что законный представитель (родитель — ред.) должен объяснять ребёнку правила поведения в училище, оказывать содействие педагогическому составу в воспитании и образовании ребёнку, но данные обязанности не выполнялись», — заявила представитель училища на суде.

Родители Степана с этим не согласны: мальчик учился на четвёрки и пятёрки, а с мелкими конфликтами должны разбираться педагоги.

«Ребёнку тогда не было 15 лет, а до достижения этого возраста по Закону об образовании отчислять нельзя. По уставу училища отчисление возможно после двух выговоров, а у Степана только один. Всё остальное, о чём они говорят из раза в раз, — мелкие проступки», — возмущается отец мальчика.

Семья сдаваться не собирается

Сейчас Степан учится в обычной школе — из училища его официально отчислили ещё в сентябре 2022 года после очередного суда. Проблем со школьной администрацией и одноклассниками у мальчика нет. Степан готовится к сдаче ОГЭ и всё ещё хочет связать свою жизнь с юриспруденцией.

«Мы хотим, чтобы он вернулся в училище, и Степан сам этого хочет. Чтобы помочь ребёнку осуществить его мечту стать военным прокурором, мы судимся уже более двух лет», — поделился Сергей.

Несмотря на доводы родителей, областной суд принял решение в пользу филиала Нахимовского училища. Адвокат семьи Денис Бушуев сообщил «Клопс», что всё как есть они не оставят: после получения и изучения текста решения вновь семья будет добиваться пересмотра дела.

«Вызывает некоторое недоумение, что суды первой и апелляционной инстанции уже не первый раз игнорируют правовую позицию и предписания вышестоящего суда. Ранее суды кассационной инстанции, дважды признавая решения незаконными и отменяя их, указывали на одни и те же недостатки, в том числе на невозможность расторжения договора образовательных услуг с родителями Степана, но региональные судьи, видимо, решили вновь не принимать это во внимание», — заявил юрист.