Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие №3 в этом году отмечает своё 40-летие! Поздравляю работников предприятия с этим юбилеем и желаю дальнейшего развития предприятия!
Сегодня МП ТПАТП-3 является единственным муниципальным автопредприятием в городе. Автобусный парк насчитывает порядка 300 автобусов, основными марками являются ЛиАЗ, МАЗ, Volgabus.
Предлагаю немного вспомнить историю этого предприятия. Его смело можно считать самым молодым среди предприятий бывшего территориального объединения "Куйбышевавтотранс", в которое входило около 40 АТП по всей области. Отсчёт своей истории ТПАТП-3 ведёт с 1 апреля 1984 года.
Но корнями она уходит в 1970-е годы, когда шло развитие Комсомольского района, застройка Шлюзового и Жигулёвского Моря, велось строительство нового азотного завода - ТОАЗ. Поэтому ещё в 1976 году поднимался вопрос о создании в районе своего пассажирского предприятия. В феврале 1976 года секретарь Куйбышевского обкома КПСС Орлов В.П. и председатель исполкома областного Совета народных депутатов обратились к министру химической промышленности СССР Костандову Л.А. с просьбой выделить 2,5 миллиона рублей в долевое строительство гаража на 300 автобусов в Комсомольском районе. Это было необходимо для обслуживания строительства и в дальнейшем рабочих нового азотного завода. Всего сметная стоимость гаража составляла 3 миллиона рублей, строительство планировалось начать в 1979 году.
На спутниковом снимке от 5 мая 1979 года современная территория отмечена красным контуром, а на тот момент тут был ещё пустырь.
В марте 1983 года, когда ещё велось затянувшееся строительство гаража, на территории транспортного цеха был открыт филиал Тольяттинского пассажирского автотранспортного комбината (ТПАТК). Автобусники там находились на правах "квартирантов". Их приняли с понимаем и "хозяева" всячески помогали. На самой площадке транспортного цеха также размещались ещё автомобили и механизмы объединения "Азотреммаш" и РСМУ-6, что в целом осложняло работу.
Неожиданным для автобусников стало решение горкома КПСС с участием представителей Минавтотранса РСФСР и ТО "Куйбышевавтотранс" создать на базе филиала самостоятельное предприятие. В созданное предприятие передано 300 автобусов из автокомбината, создано три колонны, переведены слесаря-ремонтники, необходимо было укомплектовывать штат ИТР. Географическое и экономическое положение стало весьма невыгодным. Начались трудности с персоналом, доставкой его на работу, подсчитали, что холостые пробеги возросли на 30 процентов. Водителям из Автозаводского района приходится на работу выходить в пол третьего ночи. Между автохозяйствами нарастали напряженные отношения, начались проблемы с ремонтом автобусов, часто они простаивают из-за мелочей. Не было собственной ремонтной базы, помещение ремонтной мастерской не приспособлено, неисправные двигатели лежат просто на полу под ногами, ТПАТК для ремонтников выделил лишь старый токарный станок. Нет условий для слесарей - негде вымыться после смены, постирать спецодежду. Ухудшилась и работа транспортного цеха ТОАЗа.
Замначальника ТО "Куйбышевавтотранс" Зубков ответил на статью (в газете "За коммунизм" от 22.05.1984), что в 1985 году будет введена первая очередь гаража на 200 автобусов в Комсомольском районе. Изготовление деталей и ремонт агрегатов будет производить ТПАТК, в мастерских объединения будут изготовлены помещения вагонного типа для размещения на территории гаража.
В итогах выполнения месячного плана "3-е Тольяттинское пассажирское" впервые появилось в апрельской сводке 1984 года.
Хотя сам приказ о создании ТПАТП-3 появился ещё 15 декабря 1983 года.
Строящийся гараж в 1984 году.
В новый гараж удалось переехать только в январе 1987 года, сюда перевели две автоколонны с ТОАЗовской площадки. Основная площадка размещения автобусов называлась Центральной. На ТОАЗе оставалась ещё одна колонна, её планировалось перевести на новую площадку площадью в 3,6 га на Московском шоссе недалеко от Центральной. На ней уже велись работы по бетонированию стоялки. Но осуществился ли переезд и где находилась "Московская" площадка, мне информации найти не удалось.
В 3-е пассажирское влился и филиал в посёлке Фёдоровка, который там располагался ещё с 1960-х годов, и входил в состав пассажирского автокомбината. С переходом к новым хозяевам, филиал реконструировался - построен электроподогрев, административное здание, котельная, столовая расширена до 30 мест. Располагалась Фёдоровская площадка в Гаражном переулке (пересечение с ул. Ингельберга)
Сегодня на бывшей Фёдоровской площадке размещаются уже совсем другие предприятия.
У ТПАТП-3 был свой стадион, он размещался через дорогу от филиала в Фёдоровке.
Более подробная статья в газете Автотранспортник о жизни предприятия в 1987 году.
Нелегко, как и всей стране, пришлось в 1990-е годы. Автопарк не пополнялся, запчасти, особенно на Икарусы, сразу стали дефицитом, стоимость автобусов в рыночных реалиях возросла кратно. Количество автобусов уменьшалось, износ автобусного парка достигал 60%, уходили с предприятия и люди.
В 2000-е годы в Тольятти ликвидированы были два пассажирских автопредприятия города.
Первое - это Тольяттинский пассажирский автокомбинат, старейшее автопредприятие города, в мае 2004 года оно влилось в ТПАТП-3. На месте гаража в старом городе на Октябрьской улице построены жилые дома, а из самого здания гаража сделан торговый центр.
Вторым попало под нож Тольяттинское ПАТП-1. Оно появилось как филиал ТПАТК в 1970 году, но в 1974 году выведено в самостоятельное предприятие. В 2006 году оно было закрыто, а на его мощностях разместилось ОАО "Регионавтотранс", которое взяло на себя работу бывшего ПАТП-1. В прочем и оно в 2009 также прекратило своё существование.
Первый в Самарской области сочленённый автобус МАЗ-105 появился именно в Тольяттинском ПАТП-3. Проработал он с 2002 по 2016 году. Тольятти сегодня остаётся единственным городом в области, где на муниципальные маршруты до сих пор выходят "гармошки". Это 4 автобуса МАЗ-105.465, поступившие в 2011 году (уже в преклонном возрасте...).
В конце марта 2024 года ТПАТП-3 получило 14 новых автобусов ЛИАЗ-5292.65
В марте 2023 поступили 19 автобусов МАЗ-203.047
В конце ещё несколько старых фото предприятия:
Использовались материалы: газеты "Автотранспортник", "За коммунизм", буклет "Куйбышевавтотранс 70 лет".
Фотоматериал: сайт Фотобус, музей ТПАТП-3.
За спутниковые снимки отдельная благодарность hazelsamara
Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)
Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.