Найти тему

Тольяттинскому ПАТП-3 - 40 лет!

Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие №3 в этом году отмечает своё 40-летие! Поздравляю работников предприятия с этим юбилеем и желаю дальнейшего развития предприятия!

Сегодня МП ТПАТП-3 является единственным муниципальным автопредприятием в городе. Автобусный парк насчитывает порядка 300 автобусов, основными марками являются ЛиАЗ, МАЗ, Volgabus.

Источник: буклет "Куйбышевавтотранс 70 лет"
Источник: буклет "Куйбышевавтотранс 70 лет"

Предлагаю немного вспомнить историю этого предприятия. Его смело можно считать самым молодым среди предприятий бывшего территориального объединения "Куйбышевавтотранс", в которое входило около 40 АТП по всей области. Отсчёт своей истории ТПАТП-3 ведёт с 1 апреля 1984 года.

Но корнями она уходит в 1970-е годы, когда шло развитие Комсомольского района, застройка Шлюзового и Жигулёвского Моря, велось строительство нового азотного завода - ТОАЗ. Поэтому ещё в 1976 году поднимался вопрос о создании в районе своего пассажирского предприятия. В феврале 1976 года секретарь Куйбышевского обкома КПСС Орлов В.П. и председатель исполкома областного Совета народных депутатов обратились к министру химической промышленности СССР Костандову Л.А. с просьбой выделить 2,5 миллиона рублей в долевое строительство гаража на 300 автобусов в Комсомольском районе. Это было необходимо для обслуживания строительства и в дальнейшем рабочих нового азотного завода. Всего сметная стоимость гаража составляла 3 миллиона рублей, строительство планировалось начать в 1979 году.

Источник: СОГАСПИ Ф. 656, оп. 170, д. 142 л. 29
Источник: СОГАСПИ Ф. 656, оп. 170, д. 142 л. 29

На спутниковом снимке от 5 мая 1979 года современная территория отмечена красным контуром, а на тот момент тут был ещё пустырь.

Источник: спутниковый снимок 5 мая 1979 года.
Источник: спутниковый снимок 5 мая 1979 года.

В марте 1983 года, когда ещё велось затянувшееся строительство гаража, на территории транспортного цеха был открыт филиал Тольяттинского пассажирского автотранспортного комбината (ТПАТК). Автобусники там находились на правах "квартирантов". Их приняли с понимаем и "хозяева" всячески помогали. На самой площадке транспортного цеха также размещались ещё автомобили и механизмы объединения "Азотреммаш" и РСМУ-6, что в целом осложняло работу.

Неожиданным для автобусников стало решение горкома КПСС с участием представителей Минавтотранса РСФСР и ТО "Куйбышевавтотранс" создать на базе филиала самостоятельное предприятие. В созданное предприятие передано 300 автобусов из автокомбината, создано три колонны, переведены слесаря-ремонтники, необходимо было укомплектовывать штат ИТР. Географическое и экономическое положение стало весьма невыгодным. Начались трудности с персоналом, доставкой его на работу, подсчитали, что холостые пробеги возросли на 30 процентов. Водителям из Автозаводского района приходится на работу выходить в пол третьего ночи. Между автохозяйствами нарастали напряженные отношения, начались проблемы с ремонтом автобусов, часто они простаивают из-за мелочей. Не было собственной ремонтной базы, помещение ремонтной мастерской не приспособлено, неисправные двигатели лежат просто на полу под ногами, ТПАТК для ремонтников выделил лишь старый токарный станок. Нет условий для слесарей - негде вымыться после смены, постирать спецодежду. Ухудшилась и работа транспортного цеха ТОАЗа.

Источник: газета "За коммунизм" от 24.02.1984 г.
Источник: газета "За коммунизм" от 24.02.1984 г.

Замначальника ТО "Куйбышевавтотранс" Зубков ответил на статью (в газете "За коммунизм" от 22.05.1984), что в 1985 году будет введена первая очередь гаража на 200 автобусов в Комсомольском районе. Изготовление деталей и ремонт агрегатов будет производить ТПАТК, в мастерских объединения будут изготовлены помещения вагонного типа для размещения на территории гаража.

В итогах выполнения месячного плана "3-е Тольяттинское пассажирское" впервые появилось в апрельской сводке 1984 года.

Источник: газета "Автотранспортник" от 15.05.1984.
Источник: газета "Автотранспортник" от 15.05.1984.

Хотя сам приказ о создании ТПАТП-3 появился ещё 15 декабря 1983 года.

Источник: ЦГАСО
Источник: ЦГАСО

Строящийся гараж в 1984 году.

Спутниковый снимок от 28 сентября 1984 года.
Спутниковый снимок от 28 сентября 1984 года.

В новый гараж удалось переехать только в январе 1987 года, сюда перевели две автоколонны с ТОАЗовской площадки. Основная площадка размещения автобусов называлась Центральной. На ТОАЗе оставалась ещё одна колонна, её планировалось перевести на новую площадку площадью в 3,6 га на Московском шоссе недалеко от Центральной. На ней уже велись работы по бетонированию стоялки. Но осуществился ли переезд и где находилась "Московская" площадка, мне информации найти не удалось.

В 3-е пассажирское влился и филиал в посёлке Фёдоровка, который там располагался ещё с 1960-х годов, и входил в состав пассажирского автокомбината. С переходом к новым хозяевам, филиал реконструировался - построен электроподогрев, административное здание, котельная, столовая расширена до 30 мест. Располагалась Фёдоровская площадка в Гаражном переулке (пересечение с ул. Ингельберга)

Спутниковый снимок от 28 сентября 1984 года.
Спутниковый снимок от 28 сентября 1984 года.

Сегодня на бывшей Фёдоровской площадке размещаются уже совсем другие предприятия.

Источник: Яндекс
Источник: Яндекс

У ТПАТП-3 был свой стадион, он размещался через дорогу от филиала в Фёдоровке.

Источник: буклет "Куйбышевавтотранс 70 лет"
Источник: буклет "Куйбышевавтотранс 70 лет"

Более подробная статья в газете Автотранспортник о жизни предприятия в 1987 году.

Источник: газета "Автотранспортник" от 30.09.1987.
Источник: газета "Автотранспортник" от 30.09.1987.

Нелегко, как и всей стране, пришлось в 1990-е годы. Автопарк не пополнялся, запчасти, особенно на Икарусы, сразу стали дефицитом, стоимость автобусов в рыночных реалиях возросла кратно. Количество автобусов уменьшалось, износ автобусного парка достигал 60%, уходили с предприятия и люди.

Источник: газета "Автотранспортник" от 02.1992
Источник: газета "Автотранспортник" от 02.1992

В 2000-е годы в Тольятти ликвидированы были два пассажирских автопредприятия города.

Первое - это Тольяттинский пассажирский автокомбинат, старейшее автопредприятие города, в мае 2004 года оно влилось в ТПАТП-3. На месте гаража в старом городе на Октябрьской улице построены жилые дома, а из самого здания гаража сделан торговый центр.

Вторым попало под нож Тольяттинское ПАТП-1. Оно появилось как филиал ТПАТК в 1970 году, но в 1974 году выведено в самостоятельное предприятие. В 2006 году оно было закрыто, а на его мощностях разместилось ОАО "Регионавтотранс", которое взяло на себя работу бывшего ПАТП-1. В прочем и оно в 2009 также прекратило своё существование.

Первый в Самарской области сочленённый автобус МАЗ-105 появился именно в Тольяттинском ПАТП-3. Проработал он с 2002 по 2016 году. Тольятти сегодня остаётся единственным городом в области, где на муниципальные маршруты до сих пор выходят "гармошки". Это 4 автобуса МАЗ-105.465, поступившие в 2011 году (уже в преклонном возрасте...).

Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/1701285/
Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/1701285/

В конце марта 2024 года ТПАТП-3 получило 14 новых автобусов ЛИАЗ-5292.65

Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/3281703/
Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/3281703/

В марте 2023 поступили 19 автобусов МАЗ-203.047

Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/3090665/
Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/3090665/

В конце ещё несколько старых фото предприятия:

Источник: музей ТПАТП-3
Источник: музей ТПАТП-3
Источник: музей ТПАТП-3
Источник: музей ТПАТП-3
Источник: музей ТПАТП-3
Источник: музей ТПАТП-3

Использовались материалы: газеты "Автотранспортник", "За коммунизм", буклет "Куйбышевавтотранс 70 лет".

Фотоматериал: сайт Фотобус, музей ТПАТП-3.

За спутниковые снимки отдельная благодарность hazelsamara

Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)

Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.