Рассказ о моем любимом музее столицы, Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, продолжу обзором зала, посвященного творчеству великого Микеланджело. Это зал №29. (Ссылки на предыдущие части рассказа о музее найдете внизу статьи).
Творчество итальянского скульптора ( и не только скульптора) XVI века Микеланджело Буонаротти (1475–1564) относится к периоду Высокого и Позднего Возрождения. Это время пика развития Ренессанса и его завершения, конца гуманистической культуры.
Микеланджело Буонаротти родился в знатной семье. Его отец был главой судебной власти городка Капрезе неподалеку от Флоренции. Хотя семья считала занятия искусством делом, не достойным дворянина, Микеланджело сам определил свой путь. Учился он у знаменитого скульптора того времени Бертольдо ди Джованни и изучал лучшие образцы итальянской скульптуры.
Искусство великого флорентинца представлено в музее слепками с самых значительных его творений, позволяющих проследить творческие этапы..
Со скульптурой "Давид" посетители музея знакомятся уже в "Итальянском дворике" (зал №15), а остальные слепки с работ Микеланджело ждут в отдельном зале.
Ранние работы скульптора выполнены в совершенном, классическом стиле и отсылают к античным образцам. Но даже на начальном этапе творчества в созданиях мастера читается глубина и сложность содержания, выраженная в мелких деталях, жестах, что отличает их от спокойных творений античности.
Одна из ранних работ Микеланджело -- "Оплакивание Христа" (или "Ватиканская Пьета"). Очень реалистичное и трагическое изображение.
Еще одна ранняя работа -- "Вакх".
Созданная немного позже "Оплакивания Христа" "Мадонна из Брюгге" отражает во всем облике матери печаль и предвидение судьбы младенца.
Идеи Высокого Возрождения о безграничном могуществе человека нашли воплощение в ряде произведений более позднего времени. Но в то же время в образах прослеживаются и тревога, и душевные конфликты, внутренняя борьба и метания.
Значительное место в творчестве Микеланджело занимают образы вождей. Это и юный Давид, победивший Голиафа, и могучий Моисей, и римский
тираноубийца Брут.
"Моисей" -- центральная статуя гробницы папы Юлия II. На голове у Моисея не рога, как можно подумать. Это лучи, исходящие от него -- таким образом их тогда изображали. Для этой же гробницы предназначались и статуи рабов (см. ниже).
В зрелые годы одной из основных тем творчества художника становится борьба творческого духа с материей и движения с неподвижностью. Это также и оригинальный прием изображения у скульптора в этот период.
Яркие примеры -- статуи "Скованный раб" и "Умирающий раб".
Шедеврами мастера также являются статуи из скульптурного цикла погребальной капеллы рода Медичи. Это воплощенное в камне размышление о жизни и смерти.
По задумке скульптора, усопшие не лежат на смертном одре. Они возносятся над землей, побеждая смерть. Именно мысль и деятельность человека придают смысл всему и упорядочивают мир, природу.
Одной из последних работ мастера была скульптура "Оплакивание Христа" ( тема, к которой Микеланджело возвращался неоднократно). Задумывал он ее как надгробие для своей могилы. Но, исполненный переживаний и осмысления прожитых лет, скульптор не был удовлетворен работой и разбил ее. Восстановлена она была уже после его смерти.
Ссылки на предыдущие части: Любимый музей Москвы. Начало. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7.