Найти тему

Мой любимый столичный музей. Продолжение. Олимпийский зал.

Дорогие читатели, продолжаю свой длинный рассказ о моем любимом музее Москвы -- о Государственном Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Ссылки на предшествующие статьи найдете внизу.

А сегодня мы отправимся в зал №16 -- Олимпийский.

Олимпийский зал. Фото из открытых источников.
Олимпийский зал. Фото из открытых источников.

Здесь представлены не оригиналы, а слепки с произведений искусства эпохи классики Древней Греции (5 век до н. э.). Это была эпоха подъема демократии, время расцвета свободных греческих полисов, ведущих борьбу с общим врагом -- Персидской монархией.

Главной темой в искусстве этого времени стал человек, представленный в образе богов, героев мифов и знаменитых атлетов. Тема человека-гражданина воплощается и в отдельных статуях, и в скульптурных группах, и в сложных композициях храмовых фронтонов на сюжеты античной мифологии. Скульпторы создают идеальные образы прекрасных и доблестных людей.

Глобальная идея искусства эпохи классики: хаос, дикость, беспорядок побеждаются разумом и гармонией.

Самые прославленные скульпторы эпохи -- Мирон, Фидий и Поликлет.

Тема греко-персидских сражений нашла отражение на фронтонах храма Афины Афайи на острове Эгина. На одном представлен бой за тело павшего воина, на другом -- миф о войне Геракла против Троянского царя. В центре фронтонов находилось изображение Афины.

Скульптуры западного фронтона храма Афины Афайи (вверху). Фото из открытых источников.
Скульптуры западного фронтона храма Афины Афайи (вверху). Фото из открытых источников.
Воины с восточного фронтона храма Афины Афайи. Фото автора.
Воины с восточного фронтона храма Афины Афайи. Фото автора.
Сраженный воин (слева) и Геракл (справа) с восточного фронтона храма Афины Афайи. Фото автора.
Сраженный воин (слева) и Геракл (справа) с восточного фронтона храма Афины Афайи. Фото автора.

А эта скульптурная группа -- памятник реальным героям, тираноубийцам Гармодию и Аристогитону, восставшим против насилия и произвола правителя Гиппарха. Скульпторы -- Критий и Несиод. Стояла на рыночной площади как общественный памятник.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Статуя возничего была когда-то частью большой композиции с конями, повозкой и богиней Никой. Находилась в храме Аполлона в Дельфах. Изготовлена была в честь конных состязаний.

Возничий. Фото из открытых источников.
Возничий. Фото из открытых источников.

Выдающимся памятником раннего периода эпохи является рельеф алтаря ("трон Людовизи"), изображающий рождение Афродиты из морской пены. Две нимфы держат покрывало над ней и помогают подняться. По сторонам алтаря женские фигуры олицетворяют разные стороны любви (гетера и супруга).

Рельеф с Афродитой. Фото из открытых источников.
Рельеф с Афродитой. Фото из открытых источников.

Интересные композиции относятся к храму Зевса в Олимпии. На одном фронтоне изображение жертвоприношения Зевсу перед началом состязаний, на другом -- битва греческого племени лапифов с кентаврами. Также представлены изображения и 12 подвигов Геракла. А перед восточным фасадом храма находился еще один символ победы -- статуя Ники (скульптор Пэоний).

Битва лапиров с кентаврами. Фото автора.
Битва лапиров с кентаврами. Фото автора.
Жертвоприношение Зевсу (фронтон вверху). Фото автора.
Жертвоприношение Зевсу (фронтон вверху). Фото автора.

Расцвет классики нашел отражение в творчестве скульпторов, названных выше. Работы Фидия представлены в Греческом дворике ( уже упоминались мною в другом рассказе). А в этом зале почетное место занимают работы Мирона и Поликлета.

Мирон. Его "Дискобол" изображает метателя диска в момент остановки между резкими движениями.

Дискобол. Мирон. Фото из открытых источников.
Дискобол. Мирон. Фото из открытых источников.

Также здесь находится и копия прославленной скульптуры "Афина и Марсий", представляющая греческий миф о победе Афины (разумное начало) над Марсием (диким и необузданным природным началом).

Афина и Марсий. Мирон. Фото из открытых источников.
Афина и Марсий. Мирон. Фото из открытых источников.

Поликлет создал "Канон" об идеальных пропорциях мужского тела. Его принципы нашли отражение в статуях "Дорифор" (копьеносец) и "Диадумен" (юноша с победной повязкой).

Дорифор. Поликлет. Фото автора.
Дорифор. Поликлет. Фото автора.
Диадумен. Поликлет. Фото из открытых источников.
Диадумен. Поликлет. Фото из открытых источников.

Другие экспонаты Олимпийского зала.

Ссылки на предыдущие части. Начало. Часть 2. Часть 3. Часть 4.