Дорогие читатели, продолжаю свой длинный рассказ о моем любимом музее Москвы -- о Государственном Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Ссылки на предшествующие статьи найдете внизу.
А сегодня мы отправимся в зал №16 -- Олимпийский.
Здесь представлены не оригиналы, а слепки с произведений искусства эпохи классики Древней Греции (5 век до н. э.). Это была эпоха подъема демократии, время расцвета свободных греческих полисов, ведущих борьбу с общим врагом -- Персидской монархией.
Главной темой в искусстве этого времени стал человек, представленный в образе богов, героев мифов и знаменитых атлетов. Тема человека-гражданина воплощается и в отдельных статуях, и в скульптурных группах, и в сложных композициях храмовых фронтонов на сюжеты античной мифологии. Скульпторы создают идеальные образы прекрасных и доблестных людей.
Глобальная идея искусства эпохи классики: хаос, дикость, беспорядок побеждаются разумом и гармонией.
Самые прославленные скульпторы эпохи -- Мирон, Фидий и Поликлет.
Тема греко-персидских сражений нашла отражение на фронтонах храма Афины Афайи на острове Эгина. На одном представлен бой за тело павшего воина, на другом -- миф о войне Геракла против Троянского царя. В центре фронтонов находилось изображение Афины.
А эта скульптурная группа -- памятник реальным героям, тираноубийцам Гармодию и Аристогитону, восставшим против насилия и произвола правителя Гиппарха. Скульпторы -- Критий и Несиод. Стояла на рыночной площади как общественный памятник.
Статуя возничего была когда-то частью большой композиции с конями, повозкой и богиней Никой. Находилась в храме Аполлона в Дельфах. Изготовлена была в честь конных состязаний.
Выдающимся памятником раннего периода эпохи является рельеф алтаря ("трон Людовизи"), изображающий рождение Афродиты из морской пены. Две нимфы держат покрывало над ней и помогают подняться. По сторонам алтаря женские фигуры олицетворяют разные стороны любви (гетера и супруга).
Интересные композиции относятся к храму Зевса в Олимпии. На одном фронтоне изображение жертвоприношения Зевсу перед началом состязаний, на другом -- битва греческого племени лапифов с кентаврами. Также представлены изображения и 12 подвигов Геракла. А перед восточным фасадом храма находился еще один символ победы -- статуя Ники (скульптор Пэоний).
Расцвет классики нашел отражение в творчестве скульпторов, названных выше. Работы Фидия представлены в Греческом дворике ( уже упоминались мною в другом рассказе). А в этом зале почетное место занимают работы Мирона и Поликлета.
Мирон. Его "Дискобол" изображает метателя диска в момент остановки между резкими движениями.
Также здесь находится и копия прославленной скульптуры "Афина и Марсий", представляющая греческий миф о победе Афины (разумное начало) над Марсием (диким и необузданным природным началом).
Поликлет создал "Канон" об идеальных пропорциях мужского тела. Его принципы нашли отражение в статуях "Дорифор" (копьеносец) и "Диадумен" (юноша с победной повязкой).
Другие экспонаты Олимпийского зала.
Ссылки на предыдущие части. Начало. Часть 2. Часть 3. Часть 4.