И это не Третьяковка. Хотя его я тоже люблю и ценю. Но место, по которому могу бродить бесконечно, это Музей изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ имени А.С. Пушкина). Тем более, что это даже не одно здание, а целый комплекс. А помимо постоянных коллекций еще и выставки. Музей настолько велик, что даже для впечатлений о нем одной статьи маловато, поэтому будет цикл публикаций.
Музей поражает своей монументальностью во всех смыслах. Самое главное здание (на Волхонке, 12) торжественно и величественно. И коллекции, расположенные здесь, такие же впечатляющие.
Для тех, кто не знаком с этим музеем, уточню, что он имеет несколько зданий, часть из которых находится в одном месте, а часть по другим адресам. Главные -- это здание основной экспозиции ( на фото выше) и здание Галереи искусства стран Европы и Америки 19-20 веков (находится рядом).
Почему же именно этот музей для меня -- главный музей столицы? Это не только картинная галерея, здесь представлены памятники разных видов искусства, охватывающие почти всю историю человечества. А это очень интересно.
Музею более 100 лет, он был открыт для публики в 1912 году. Основателем и первым директором был Иван Владимирович Цветаев (отец поэтессы Марины Цветаевой). Архитектор -- Р. И. Клейн. Пушкинским музей стал в 1937 году.
Вход в музей парадный. Вестибюль оформлен колоннами, отсылающими к египетской традиции. Парадная Розовая лестница выполнена из цветного мрамора. Колоннада классическая. А в залы ведет белая мраморная лестница со скульптурами, "приглашающими" войти.
Каждый зал оформлен в стилистике данной эпохи. Сегодня обратимся к залу Древнего египетского искусства.
Египетский зал.
Колонны этого зала сделаны в виде огромных связанных в пучок стеблей папируса ( как в древнеегипетских храмах и дворцах). Потолок символизирует небесный свод со звездами и богиней Нут в виде священного коршуна. Полумрак зала придает ему загадочности. И это вполне объяснимо, так как египетская культура того периода ориентирована на тему загробной жизни. Большинство представленных экспонатов предназначались именно для нее: саркофаги, статуи, рельефы, предметы культа и быта, амулеты.
В основе собрания египетских подлинников лежит коллекция русского востоковеда В. С Голенищева. Она насчитывала 8 000 предметов. Но коллекция постепенно пополнялась экспонатами и из других музеев, и из частных собраний.
Древнеегипетское искусство представлено с раннего, Додинастического, периода (4 тыс. до н. э.), когда государство еще не образовалось, а представления о загробной жизни уже сложились. Древнее, Среднее и Новое царства -- основные периоды истории Древнего Египта, времени его расцвета с сильной царской властью. Здесь представлены все виды египетского искусства: рельефы из гробниц, саркофаги, скульптуры и мелкие фигурки, магические статуэтки, разнообразные сосуды, украшения и предметы быта -- все, без чего египтяне не представляли загробную жизнь.
Самые завораживающие, конечно, саркофаги и мумии. Становится даже не по себе, когда стоишь рядом с саркофагом с настоящей мумией. И всегда возникает вопрос: а правильно ли, что она находится в музее? Ведь когда-то она была человеком. В то же время поражаешься умению жрецов и лекарей того времени, их искусству сохранения тел на тысячелетия.
В рамках статьи всего не показать, увы. Египетский зал далеко не самый большой в музее. Впереди еще много интересного.
Если вы собираетесь в музей впервые, лучше посетить его с гидом (в составе группы или взять аудиогид). Это поможет не только получить полезную и интересную информацию, но и не заплутать. Я предпочитаю аудиогид ( или вообще без гида). Друзья мои, а вы как предпочитаете ходить по музеям: в одиночестве, с компанией, с гидом? Какие залы в этом Музее искусств у вас любимые? Делитесь в комментариях!
Буду признательна, если поднимите пальчик и напишите пару слов! Подписывайтесь на канал -- будет интересно.
Всем добра и удачи!