Найти тему

Как провести анализ конкурентов

На рынке сложилась для вас идеальная ситуация, если вы являетесь уникальным поставщиком товаров и услуг в востребованной нише. Вы можете самостоятельно регулировать цены и вам не надо задумываться о том, как привлечь клиентов, они к вам всё равно придут. Однако такие идеальные условия встречаются очень редко. В большинстве случаев в востребованной нише вам придётся столкнуться с серьёзной конкуренцией. И вам придётся думать, как обойти конкурентов, чтобы клиенты пришли именно к вам. Анализ конкурентов – это полезный инструмент для ведения бизнеса, который поможет вам выстроить правильную стратегию ценообразования, выбора ассортимента товаров, построения отношений с клиентами, подбора программ лояльности, каналов продаж и рекламных стратегий. Специалисты Обучающей платформы VK для бизнеса подготовили специальный материал, в котором мы вам расскажем, как правильно провести анализ конкурентов.

Как провести конкурентный анализ

Прежде всего, необходимо определить, кто именно является вашими конкурентами. Выделяются два типа конкурентов:

· прямые – те, кто предлагает аналогичный продукт в вашем регионе,

· косвенные – их продукт отличается от вашего, но он может закрыть потребность целевой аудитории в вашем продукте.

Как правило, сравнение проводится только с прямыми конкурентами, с косвенными это сделать достаточно сложно.

Следующие этап – изучение работы конкурентов на рынке. Вы будете должны проанализировать их тактику продвижения и уровень продаж. Надо обязательно изучить их ценовую политику и выяснить условия доставки.

Маркетинговая стратегия конкурентов также заслуживает пристального внимания. Узнайте, какую рекламу они запускают, ведут ли подкасты, как активно используют инфографику, тематические статьи, какие виды контента они используют, как работают с отзывами, какая информация выкладывается на сайте компании.

Обязательно проанализируйте социальные сети конкурентов. Есть ли у них сообщества, группы, как они себя там презентуют, сколько у них подписчиков и к каким социальным группам относятся эти подписчики, какие методы используются для продвижение в ВКонтакте и других подобных площадках.

Создайте табличку, в которую внесите всю полученную информацию. Далее мы поговорим о методах, с помощью которых можно качественно проанализировать эти данные.

Методы анализа

Метода исследования подбираются для каждой ситуации индивидуально, исходя из имеющейся информации, возможностей и целей. Однако есть несколько базовых методов конкурентного анализа, которые так или иначе используют все маркетологи.

Сравнительный анализ

Этот метод подразумевает сравнение компаний по одинаковым параметрам. Критерии оценки конкурентов выбираются в зависимости от поставленных целей. Их условно можно разделить на количественные и качественные:

· Количественные критерии. К этому типу критериев относится всё то, что можно каким-либо образом посчитать или оценить в баллах. Например, это может быть оценка того, насколько удобно заказать обратный звонок на сайте. Или количество подписчиков в социальных сетях. Или число запросов о вашей компании в поисковиках.

· Качественные критерии. Это всё, что посчитать невозможно. Например, это особенности разработки рекламы конкурента, упаковка его товара, зарегистрированная товарная марка и т.д.

Лучше всего создать таблицу, куда вы занесёте характеристики конкурентов. Имея её перед глазами, вам будет проще увидеть, какие возможности не были реализованы, и как их можете реализовать вы, чтобы улучшить свою модель ведения бизнеса.

SWOT

SWOT-анализ помогает изучить четыре вида факторов, которые оказывают влияние на компанию, идею, товар или услугу. Это

· слабые стороны,

· сильные стороны,

· возможности,

· угрозы.

Таким образом можно просчитать реальное положение каждого конкурента.

Так может выглядеть табличка
Так может выглядеть табличка

SNW

SNW-метод используют для оценки системы управления, производства и маркетинга. Бизнес-факторы, влияющие на конкурентоспособность, распределяют по трём категориям:

· S(trenght) — сильные.

· N(eutral) — нейтральные.

· W(eak) — слабые.

Результаты помогут выявить позитивный и негативный ресурс, найти точки роста компании и понять, что следует сделать, чтобы получить конкурентные преимущества.

Карта восприятия

Этот метод тесно связан с понятием позиционирования. Это – формирование восприятия бренда или продукта в глазах потребителей. Графическое отображение положения бренда на рынке позволяет реально оценить его конкурентоспособность.

Подведём итоги

Анализ конкурентов – навык, которым должен овладеть каждый маркетолог. В этой статье мы рассмотрели основной алгоритм и метода конкурентного анализа. Узнать об этом больше вы можете на нашей образовательной платформе, прочитав статью «Как провести анализ конкурентов».