Под одной из моих статей в социальных сетях опубликованной появился комментарий читателя из числа тех, что предпочитают жить в плену советских мифов.
Статья была из разряда «серьёзных», когда я пишу про какие-то боевые операции, для чего изучаю сотни, а бывает и тысячи архивных документов, как советских, так и немецких (а если есть необходимость, то финских, румынских, французских, польских и пр.), и предлагаю читателю найденную информацию. Конечно, в опубликованных на основе архивных документах статьях (и книгах) всегда много расхождений с советской версией истории войны. И этот факт многих до сих пор угнетает.
В данном же случае товарищ, с душою настоящего коммуниста, возмутился сами фактом, что кто-то (в данном случае ваш покорный слуга) вообще берётся описывать какие-то боевые действия, не будучи их участником. Дескать надо же всё увидеть своими глазами, послушать вой пуль и снарядов над головой, пройти фронтовыми дорогами, поесть из солдатского котелка (это я не цитирую, он писал не так красиво, не говоря уж про огромное количество опечаток).
Собственно, первый же прочитавший его высказывание читатель, из тех, что умеют думать, сразу задал напрашивающийся вопрос: «Вы понимаете разницу между писателем и историком?»
Диалог тогда не получился, однако захотелось поговорить, продолжить тему.
Я не считаю себя ни писателем, ни историком, но как-то уже не первый год веду канал в Дзене, где опубликовано только статей уже более трёх с половиной тысяч, не считаю всяких заметок, видео и прочего. Если верить Яндекса, то у канала уже более пятнадцати миллионов уникальных посетителей. Написал также несколько книжек, сейчас вот ещё две готовятся к публикации.
При этом опубликовал как-то и вполне художественное произведение — роман в жанре альтернативной истории. Вроде никто не ругал особо, более всего хороших отзывов идёт за стиль написания и язык в целом.
Это я ни в коем случае не хвастаюсь (было бы чем), а лишь к тому веду, что вполне могу представить себя в роли и настоящего историка, и настоящего писателя. И попытаться понять разницу между историком и писателем, которые же оба пишут книги. Я понимаю, что любой… ну пусть многие из вас сами расскажут в чём разница между этими двумя профессиями, но мне хочется копнуть глубже.
Так вот что интересно. Когда я по заказу одного издательства начал писать роман (точнее даже серию, но издательство развалилось раньше, чем я дописал последнюю страницу), то скоро заметил одну интересную особенность.
Я придумал некий мир, с одной стороны вымышленный, с другой вроде населённый вполне реальными персонажами, придумал ход событий основных. А когда стал писать, то очень скоро поймал себя на мысли… нет, правильнее даже… понял и осознал, что я ничего и не придумываю. В выдуманном мире придуманные мною персонажи на самом деле уже живут сами, а я только успеваю записывать их действия, слова, мысли. И есть очень устойчивое ощущение, что ты (автор) уже ничего не решаешь, ты не властен над судьбами своих героев, а только наблюдаешь со стороны. Ты не можешь заставить их сделать то, что тебе вдруг приспичило.
Объяснить это состояние крайне сложно, наверное, поймёт лишь тот, кто сам писал художку… а может это вообще только в моём мозгу происходит. Но такая вот интересная штука получается.
А вот работа историка (как мне кажется) выглядит совсем иначе. Практически она ничем не отличается от работы, скажем, геолога. Ибо задача заключается в поиске. Копаешься в огромном количестве разных источников — воспоминаний, документов, порой даже и художественной литературе, вплоть до стихов, и ищешь там нечто нужное одному тебе. Пытаясь приоткрыть завесу над очередной тайной, благо у историка тайн нераскрытых, пожалуй, больше, чем у геолога.
Кстати, наверное, даже будет правильнее сравнить историка с палеонтологом (до сих пор жалею, что не выбрал когда-то эту профессию), поскольку и тот, и другой, пытаются разобраться в прошлом.
В отличие от литературных героев, которые живут своей жизнью, а ты лишь следишь за ней и ждёшь, чем кончиться, исторические события уже свершились. Но сходство в том, что и тут ты пытаешься понять, если не чем кончилось, то уж точно, как всё происходило.
Работа писателя — это творчество. И ценно любое творчество именно способностью автора к фантазии, к нахождению необычных решений. В музыке есть лишь семь нот и несколько гармоничных схем. Но гениальный композитор тот, который нарушает схемы привычной гармонии. Чем выше полёт фантазии, тем лучше результат.
Работа историка — это наука. А наука требует точности. И полёт фантазии тут нужен совсем для другого. Чтобы угадать направление поиска, чтобы разгадать загадки. И чем точнее будет результат поиска, тем он ценнее.
Ну а что касается личных впечатлений участников боевых действий, то они интересны как раз только писателю. Ибо могут рассказать про настроение, впечатления, состояние души и организма. То, на основании чего писатель сможет развернуть полёт фантазии.
Для историка же всё это представляет весьма условный интерес. Ибо историка интересуют факты. А какие факты может поведать боец из своего окопа? Замысел командования, ход операции, уровень потерь хотя бы своей дивизии? Все упирается в то, что рядовой и младший командный состав мало что может рассказать о ходе операций армейского масштаба и выше. А старший командный состав мемуары обычно пишет не для того, чтобы рассказать, как было, а дабы себя любимого похвалить.
Тем более, что всё это приходится на советский период нашей истории, где самой такой науки, как история, и не было. Ибо как можно всерьёз говорить про науку, если её дела определяются не научным поиском, а постановлениями идеологического отдела ЦК КПСС.
Такая вот картина маслом получается.
Раз уж я тут помянул о своём творчестве, то могу порекомендовать всем заинтересовавшимся с ним ознакомиться. Роман «Освобождение-2» существует только в электронном виде. В романе рассматриваются события вымышленного лета 1941 года. Из интересного отмечу, что в нём действуют вполне реальные персонажи (вплоть до рядовых солдат), большинство из которых погибли в первые дни войны, судьба их была очень короткой и никто их фамилий не знает, кроме родных. В романе можно встретить и людей известных — Николая Гастелло, Алексея Маресьева, причём у них хоть и другая судьба, но в полном соответствии с поговоркой — от судьбы не уйдёшь.
Купить книгу можно тут, она на этом сайте дешевле.