Найти тему
1,7K подписчиков

Середина апреля: обрезка и формирование деревьев, пересадка контейнерных гортензий, цветущие сады и травматичный покос

Чтобы не заканчивать потом статью на минорной ноте, напишу про покос в самом начале. У меня на даче два участка, разделенных дорогой. На одном стоит дом и растет всё декоративное, а вот второй участок раньше был "типа огород". Сейчас там никто ничего не сажает, кое-где остались кусты йошты, растёт моя любимая ирга и остатки пузыреплодников. А всё остальное место занимают травки-муравки, способные за месяц без покоса превратить шесть соток в злаковое море, которое волшебно волнуется в ветреный день.

Это в прошлом году, начало июня. Что смогла - покосила, а дальше больше чем на половине участка осталась высоченная травка-муравка.
Это в прошлом году, начало июня. Что смогла - покосила, а дальше больше чем на половине участка осталась высоченная травка-муравка.

И вот, чтобы не допустить повторения прошлогоднего "на дальней станции сойду - трава по пояс", я на выходных резво поскакала косить мой бывший огород. А там я могу работать только триммером, так как поверхность слишком неровная, да и прошлогодние травы полегли сплошным ковром. Ну что, покосить-то я покосила, но всё закончилось немного травматично: и для меня, и для триммера. У меня онемение и ограниченная подвижность руки, которой я держала кнопку на триммере (сильная вибрация была), но это пройдёт. А вот триммер всё, того - сдох. Вот докосил жирную сочную крапиву - и помер, родимый. Но, к его чести, прожил достаточно долго - лет шесть точно. Прежний продержался меньше))) Так что теперь я немного "однорукий бандит" (надеюсь, что ненадолго) и без триммера, но зато с покошенным участком. Вот не зря я все эти лужки-газоны не люблю, не зря...

А это после нынешнего покоса - посмотрим, насколько хватит))
А это после нынешнего покоса - посмотрим, насколько хватит))

Фух, теперь можно и о приятно-рабочем. Я наконец-то привела в порядок катальпу за забором, совершила поллардинг в отношении шелковицы (всё в рамках приличия) и подстригла штамбовую иву "Килмарнок". А вот березе Юнги делать стрижку пока рановато, этим я буду заниматься где-то через месяц.

Начну с шелковицы. Про поллардинг я уже упоминала в статье про большие деревья в саду, и не устану петь ему дифирамбы. Это реально работающий способ держать быстрорастущие крупные деревья "в узде". Я, когда была на даче, ещё раз полюбовалась на 15-метровую соседскую шелковицу (без обрезки практически засохшую, между прочим) и порадовалась, что свою шелковицу я ежегодно жестко стригу. Урожай мне в любом случае не нужен (хотя вроде у меня дерево-мальчик), поэтому в случае с шелковицей поллардинг - это именно то, что нужно.

И опять покажу одно из деревьев, ежегодно обрезающееся в технике поллардинга, на одной из улиц Воронежа. В этом году я даже увидела на этом дереве листву и порадовалась, что в пошлом году определила верно - это рябина. Понятно, что это вынужденная обрезка, чтобы деревья не мешали проводам, но ведь не просто кромсают, а с умом.

Дерево, обрезанное в технике поллардинга, на городской улице
Дерево, обрезанное в технике поллардинга, на городской улице

Катальпу в этом году я обрезала достаточно сильно - убрала крупные вертикальные ветви и хорошо проредила крону. Так как обрастает моя катальпа с космической скоростью и постоянно пытается достать до проводов, то я в этот раз решила сформировать её практически чашей, чтобы новые почки смотрели, по возможности, вбок, а не вверх. Внутри кроны тоже все побеги убрала, хочу, чтобы моя катальпа стала больше похожа на "типа ниваки", а не на шарик. На фотографиях не очень понятно, но ширина кроны у катальпы теперь почти в 2 раза больше высоты. Постараюсь теперь сразу выламывать ненужные почки на ветках (а они сейчас попрут с бешеной скоростью), чтобы крона не загущалась.

Катальпа после обрезки, апрель 2024
Катальпа после обрезки, апрель 2024

Ну и подстригла свою иву "Килмарнок" после цветения. Я даже не ожидала, что она так красиво цветет, думала: "Ну ива и ива, типа верба". А пушистики такие милые оказались - вначале серенькие, потом желтенькие, ну прелесть что такое. И почему я раньше себе такую иву не завела? В общем, дождалась, когда начала распускаться листва и сделала иве стрижку "полубокс". Основные ветви обрезала коротко на внешнюю почку, тонкие побеги вырезала полностью, все побеги, смотревшие внутрь кроны, тоже убрала.

Такие плакучие деревья и кустарники надо ОБЯЗАТЕЛЬНО формировать смолоду и ежегодно, запускать нельзя, иначе вместо красивой графики кроны вы получите спутанный клубок полузасохших побегов!

Попозже на примере березы Юнги я ещё раз покажу принцип обрезки плакучих деревьев, но никакой сложности здесь нет. Главное здесь - регулярность! Не надо бояться резать, лучше случайно убрать лишнее - нарастёт, чем пожалеть, а потом травмировать дерево, вырезая толстые ветки. Свою сахалинскую мини-яблоню "Пендула" я тоже буду обрезать попозже, после цветения, и резать буду коротко, так как она у меня что-то совсем не хочет обрастать.

А ещё я собрала волю в кулак и пересадила свои крупнолистные гортензии в бОльшие кашпо. А они ведь уже обросли нехило, поэтому действовать надо было очень аккуратно. И я вам скажу, что аккуратно вынуть вегетирующую гортензию из 25-литрового кашпо и аккуратно засунуть её в 35-литровое - это "не кот начхал". В общем, перевалила две самые взрослые гортензии из 25 в 35 литров - свою любимую ремонтантную "Со Лонг Эбони" и неопознанную неремонтантную, которая вымахала больше метра в высоту. А гортензию поменьше, которая оказалась пересортом, но хорошо перезимовала, поместила в освободившееся 25-литровое кашпо. Ну заодно и контейнерные вейгелы свои пересадила из 12-ти в 22 литра - корневая у них оказалась довольно объемной, так что правильно сделала. А то всё думала, пересадить или погодить😏 - они ведь уже зацветают, а цветки очень легко обламываются. Но всё прошло достаточно прилично и при пересадке ни одна вейгела не пострадала.

Вообще, весна в этом году, конечно, дала жАру (и жарУ тоже дала). Ну так всё рано, что аж страшно немного))) И вот с одной стороны, вроде плохо, что уже почти два месяца у нас нет ни одного дождя и я две недели как поливаю сад раз в пару-тройку дней. А с другой стороны, зато сады отцветут без проблем и особых последствий, и я надеюсь, что очередная вспышка монилиоза нам в этом сезоне не грозит. Но деревья после цветения я Хорусом всё-таки обработаю, тем более они тааак цветут, что я надеюсь на огромные зимние запасы вишни. Даже на даче, наверное, придется обрабатывать - слива в этом году просто обливная, жалко терять такой урожай.

Но мне интересно - с такой погодой что у меня будет цвести в начале мая? Это же вообще беда: сирень цветёт, яблони декоративные цветут, примулы-аурикулы цветут, княжик фигачит вовсю... Я сегодня посмотрела - у мартагонов уже бутончики видны, ну это что такое, а?

В общем, повангую я немного: "Пусть у нас сейчас будет тепло и сухо, сады отцветут, а потом нам пару недель дождливой погоды, пожалуйста". А то я что-то уже так устала пахать, а дождь - это уважительная причина не работать в саду (без уважительной причины я не могу, увы). При этом вроде уже так много сделала, а ещё даже не май... Хотя столько ещё не сделала, а уже почти май. Когнитивный диссонанс, короче🤷‍♀️.

Рада видеть вас на своем канале. С удовольствием отвечу на вопросы. Буду благодарна, если поделитесь своим мнением и/или опытом.