Несколько статей последнего месяца, посвященные школьникам, четко делят читателей на два лагеря – по оси ответственности за воспитание. Родители все время работают, ребенка видят, хорошо, если час в день, а в школе он 6-8 часов проводит ежедневно… Ответственность за воспитание ребенка перекидывается, как горячая картошка.
Когда-то давно на заре становления своей школьной карьеры я столкнулась с ситуацией, показавшейся мне чрезвычайно странной, но подлежащей вниканию, поскольку, оказывается, она входила в зону моей ответственности.
На весенних каникулах восьмиклассник, выпив бутылку водки в одно лицо, забрался на крышу хрущевской пятиэтажки и кричал оттуда разное, включая угрозы спрыгнуть. Ребенка оттуда сняли, увезли по скорой, привели в чувство и передали родителям. Как выяснилось он отучился у нас всего четверть, перешел под Новый год (подарочек) с девственно чистой медицинской картой. Хотя, опять же, как выяснилось, имелся диагноз, по направлению, которого подросток и был в конце каникул госпитализирован. Мы с замом по УВР тогда, времена были не такие суровые касательно подобных ситуаций, провели по всем документам историю, как злоупотребление ПАВ, а не попытку суицида. Отделались легким испугом тогда.
Я тогда, будучи начинающим руководителем психологической службы, много думала, а что я могла сделать, чтобы ситуации не возникло. Направлять каждого новенького – чистая медкарта – это подозрительно как-то 😊 к психиатру. Не факт, даже если представить, что это возможно, что позволит что-либо выявить. А даже, если выявило, то что? Провести занятие о вреде злоупотребления алкоголя среди подростков? Инструктаж родителей? Лекцию для классных? Караулить под дверью всех подростков группы риска? Написать письма во все УК, чтобы провели рейды по чердакам? В общем ничего дельного тогда мне не пришло в голову.
Но самое забавное началось уже после окончания каникул. Поскольку история, несмотря на оперативность работы по ней, все равно получила некоторый резонанс и ребенок был изъят из класса, на первой же учебной неделе в классе было организовано родительское собрание. Я туда по долгу службы вынуждена была пойти. Самым большим моим удивлением было то, что родители уже сформировали единое понимание происходящего: случилось то, что случилось потому, что детям в школе скучно, их здесь не научили себя организовывать, находить интересные занятия, если бы профориентация была поставлена на должном уровне, то подросток занимался бы чем-то в соответствии со своими интересами, а не водку бы пил бутылками…
Мы тогда серьезно разошлись во мнении с родителями. Я рассказала о том, что на каникулах вообще-то в школе много чего организовано: скаутский лагерь с экскурсиями и психологическим тренингом (восьмиклассники для этого уже слишком взрослые), математические бои (это для ботанов-математиков), подготовка к чтениям им. В.И. Вернадского (это для тех же ботанов, вид сбоку), районный турнир школ по волейболу (это для спортсменов), открытые тренировки клуба «ЧГК» (это, ну, Вы уже поняли…).
В общем кружка для любителей выпить водки в одно лицо в школе организовано не было. Это представляло собой большую проблему.
Я, конечно, вышла из положения, с родителями не стала драться, их было больше. Поэтому толкнула речь о необходимости организации дела класса, как оси консолидации и обретения идентичности подростками. А кому же, как ни родителям, знать, что может увлечь ребенка, родители – эксперты по своему ребенку, тонкие и наблюдательные… На самом деле, судя по первоначально сформулированным претензиям – это совершенно не так.
Завершив встречу, совершенно в мыле, я тогда думала: каким бы был ход моих мыслей, если бы мой ребенок выпил из моих запасов целую бутылку, неважно чего в одно лицо… Наверное, все потому, что его в школе чему-то не тому учат, на химии или биологии, например. Ага. Мои дети так не делают потому, что не школа за ситуацию отвечает, а семья.
Если уже совсем четко формулировать позицию, то я считаю ответственной за воспитание семью, школа – лишь один из многих инструментов, который семья может применять для воспитания своих детей. Инструмент может быть удобным и не очень, подходящим или не особенно, в конце концов, немало гвоздей забито микроскопом.
Анна Бердникова