Найти в Дзене
Анна Бердникова

Мысли вслух о школьной мифологии и нейробиологических исследованиях, подтверждающих значимость социализации

Вчера со мной случилась любопытная синхронизация, наложившаяся на недавно дочитанную книгу Мэттью Либермана о социализации человека как смысле его жизни. Результатом стал сегодняшний текст. Началось все с чтения утренней ленты новостей. Как бывший шкраб я активно читаю образовательные новости. Но вчера их у меня было больше обычного, и все они, как Вы понимаете, малорадостные. Позитивных новостей о школе практически нет в ленте. Тактически понятно, почему так делается, негативные новости привлекают гораздо больше внимания, создают ощущение «открытости» образовательного пространства – «теперь мы знаем, что там творится», но стратегически это создает определенную мифологию образования, образовательных учреждений в целом – как мест опасных для пребывания там, наполненных злыми, готовыми в любой момент подставить, людьми. Это касается всех участников образовательного процесса – каждый в результате такой, не побоюсь этого слова, пропаганды, начинает ощущать себя в школе неуютно. Вот вспомн

Вчера со мной случилась любопытная синхронизация, наложившаяся на недавно дочитанную книгу Мэттью Либермана о социализации человека как смысле его жизни. Результатом стал сегодняшний текст.

Началось все с чтения утренней ленты новостей. Как бывший шкраб я активно читаю образовательные новости. Но вчера их у меня было больше обычного, и все они, как Вы понимаете, малорадостные. Позитивных новостей о школе практически нет в ленте. Тактически понятно, почему так делается, негативные новости привлекают гораздо больше внимания, создают ощущение «открытости» образовательного пространства – «теперь мы знаем, что там творится», но стратегически это создает определенную мифологию образования, образовательных учреждений в целом – как мест опасных для пребывания там, наполненных злыми, готовыми в любой момент подставить, людьми. Это касается всех участников образовательного процесса – каждый в результате такой, не побоюсь этого слова, пропаганды, начинает ощущать себя в школе неуютно. Вот вспомните, когда Вам попадалась позитивная новость о школе?

Дежурство
Дежурство

Когда я занималась в школе исследовательской деятельностью, мне представлялось важным писать именно об этом – как много разнообразно интересного могут дети делать в школе, какими вопросами задаются, как ищут на них ответы, помогают друг другу проводить эксперименты – не знаю, как детям, но мне в ожидании запланированного разбора на составляющие теста ШТУР было интересно идти в школу. Этого никто именно так и на такой аудитории до нас не делал, что получится, очень любопытно…

Начитавшись, я отправилась работать: взаимодействовать с подростками, крайне недовольными тем, что в школе им приходится непонятно зачем терять время, подвергаться унижениям, переживать массу неприятных мыслей и тревог в этом чрезвычайно неприятном месте… - и далее образ школы прямо как из утренних новостей. Что первично – вопрос открытый.

Конечно, можно сказать, что выборка моих подростков невалидная – школьники довольные школой, своей успеваемостью, собой, имеющие четкий жизненный план, не обращаются к психологу. Да, пожалуй, это так. Но моя невалидная выборка, к сожалению, растет и расширяется. А СМИ усиленно работают на образ и мифологию школы, как места не просто неприятного, но и небезопасного при том.

Между тем, многочисленные исследования говорят о том, что на фоне такой мифологии получение образование, удовлетворение актуальных потребностей становится все более и более затрудненным. Семья довольно часто видит выход в том, чтобы перевести ребенка на домашнее обучение, и тем самым еще сократить и без того немного численные социальные связи недовольного школой подростка.

К тому же недовольство родителей и ребенка редко выливаются в готовность и желание что-либо менять, влиять на образ школы и систему взаимодействия в ней. Схожее ощущение испытывают учителя: что я могу сделать, если система такова. Как будто силы участников образовательного процесса не значат ничего и применены в мирных целях быть не могут. Школа выглядит при этом чем-то вроде социально одобряемой камеры хранения.

А исследования, правда, не наши говорят совсем о другом подходе, который может дать результат.

Социальные награды дают приятные ощущения и активируют систему вознаграждения мозга, и данные исследования согласуются с предшествующими работами на тему эмоциональных переживаний и умственной деятельности. Социальный психолог Элис Изен неоднократно наблюдала, что хорошее настроение («позитивный аффект») связано с улучшением работы мышления и принятием решения ( Isen, A. M., Daubman, K. A., & Nowicki, G. P. (1987). Positive affect facilitates creative problem solving. Journal of Personality and Social Psychology, 52(6), 1122.) Позитивный аффект имеет также отношение к успешному обнаружению сходства и различий между понятиями, а в двух отдельных исследованиях подтвердилось его положительное влияние на кратковременную память (Carpenter, S. M., Peters, E., Västfjäll, D., & Isen, A. M. (2013). Positive feelings facilitate working memory and complex decision making among older adults. Cognition and Emotion, 27, 184–192; Esmaeili, M. T., Karimi, M., Tabatabaie, K. R., Moradi, A., & Farahini, N. (2011). The effect of positive arousal on working memory. Procedia: Social and Behavioral Sciences, 30, 1457–1460)
Как же хорошее настроение влияет на ясность мышления вне зависимости от вызвавших его причин? По предположению нейробиолога Грегори Эшби, причина в дофамине («гормоне счастья») (Ashby, F. G., & Isen, A. M. (1999). A neuropsychological theory of positive affect and its influence on cognition. Psychological Review, 106(3), 529) Когда мы занимаемся приятным делом, вентральная область покрышки ствола головного мозга вырабатывает дофамин, и он поступает в вентральный стриатум, не являющийся, однако, его единственным приемником. В латеральной префронтальной коре тоже много дофаминовых рецепторов (Aalto, S., Brück, A., Laine, M., Någren, K., & Rinne, J. O. (2005). Frontal and temporal dopamine release during working memory and attention tasks in healthy humans: A positron emission tomography study using the high-affinity dopamine D2 receptor ligand [11C] FLB 457. Journal of Neuroscience, 25(10), 2471–2477), а это значит, что большая часть связанных с ней когнитивных функций регулируются присутствием этого нейромедиатора. Снижение его уровня в префронтальной коре, по подтвержденным данным, ухудшает кратковременную память и отчасти концентрацию, а повышение, соответственно, улучшает (Brozoski, T. J., Brown, R. M., Rosvold, H. E., & Goldman, P. S. (1979). Cognitive deficit caused by regional depletion of dopamine in prefrontal cortex of rhesus monkey. Science, 205, 929–932; Sawaguchi, T., & Goldman-Rakic, P. S. (1991). D1 dopamine receptors in prefrontal cortex: Involvement in working memory. Science, 251(4996), 947; Luciana, M., Depue, R. A., Arbisi, P., & Leon, A. (1992). Facilitation of working memory in humans by a D2 dopamine receptor agonist. Journal of Cognitive Neuroscience, 4(1), 58–68; Müller, U., Von Cramon, D. Y., & Pollmann, S. (1998). D1-versus D2-receptor modulation of visuospatial working memory in humans. Journal of Neuroscience, 18(7), 2720–2728) Вероятно, выброс дофамина во время социального вознаграждения повышает префронтальный контроль на уроках — а следовательно, и оценки.

Если у школьника или студента не удовлетворены социальные потребности — отсутствие социальной боли и наличие социальных связей, то процесс обучения идет плохо.

Говоря проще, если школа нравится ребенку, то учиться у него получается легче, лучше, более продуктивно. «Нравится» складывается из множества факторов, начиная с образа школы, представленного в медийном пространстве, заканчивая личной ответственностью и уверенностью в собственной возможности влиять на множество процессов, например, на порядок в собственном кабинете и качества мероприятий, которые будут проходить в моем классе по поводу дня космонавтики.

Вспомнились собственные школьные годы чудесные и классики советской педагогики – В.А. Сухомлинский и А.С. Макаренко. Организованная ими образовательная среда работала на социализацию каждого и запускала нейропроцессы, которые изучали обеспокоенные не окупаемыми затратами на образование, американцы.

Анна Бердникова

Записаться на консультацию можно здесь