Не совсем все китайцы, конечно, только тамошние банкиры - покупатели российской нефти с дисконтом как с удовольствием ее брали, так и берут. А вот банковский сектор КНР американцы "шуганули" изрядно за последние месяцы.
Начиналась эта история постепенно - сначала братья-коммунисты отказывались проводить платежи в "недружественных" валютах за товары, которые шли в Россию. Потом в январе китайские банки средней руки стали ограничивать переводы уже в юанях, а закончилось все мартом, когда четыре крупнейших банка КНР просто перестали принимать платежи из РФ в любом виде (включая ICBC - настоящего финансового мастодонта мирового уровня с капитализацией 1.48 трлн юаней). Суммарно за март вообще все китайские банки "завернули" 80% переводов.
Причина тут в усиленном давлении Вашингтона на финансовые организации, сотрудничающие с Москвой: в декабре 2023-го был подписан соответствующий закон о вторичных санкциях, а в апреле этого года глава Минфина США Йеллен лично отправилась в Пекин и угрожала там местным банкирам и экспортерам. Для закрепления эффекта, так сказать.
Впрочем, еще до визита г-жи Йеллен экспорт товаров из Китая впервые за два года резко обвалился на 15.7% за один только март-месяц, что недвусмысленно намекает - соратники Москвы по борьбе с западным империализмом угрозами прониклись.
И есть почему - по новому закону любые организации, работающие с российским ВПК, оборонной промышленностью или энергетическим сектором, могут попасть под вторичные санкции в виде полной заморозки своих западных активов или отключения от американских корреспондентских счетов. Первое означает невозможность работы на Западе вообще, второе - невозможность проведения операций в долларах. Никакому нормальному международному банку такие "удовольствия", понятное дело, ни к чему, поэтому от российского бизнеса начали дистанцироваться по максимуму.
В итоге импортеры китайской продукции из России просто не могут оплатить ввоз целого ряда товаров - станков, оптики, подшипников, ноутбуков, серверов и прочего. Что критично не просто в плане ввоза всякого "ширпотреба", но и промышленного импорта. А это означает, что может легко встать какое-нибудь "российское" производство условных утюгов просто потому, что клепают их на китайском оборудовании.
И ладно бы утюги - завезут из Беларуси в крайнем случае. РФ критически зависит от поставок компьютерной техники из Китая, которую ни сама произвести не может, ни купить у Ирана или Индии, т.к. те тоже ее не делают. На экспорт уж точно.
Единственный выход тут - проводить переводы через филиалы российских банков в КНР, но и тут все не очень здорово. Из всех крупных российских банков открыть свое подразделение удалось только банку ВТБ. Только вот сделал он это еще в дремучем 2008-м, до всяких санкций. Когда теперь тот же Сбер попытался выйти на китайский рынок, то одобрения властей КНР не получил. По причине блокирующих санкций опять же.
Нет, понятное дело, что российский бизнес не бросит попытки окольными путями возить в страну "запрещенку" - будет открывать фирмы-прокладки, пытаться проводить платежи через третьи страны и тому подобное. Но у этого есть издержки. С одной стороны, это все приведет к безумным задержкам в транзакциях - уже сейчас некоторые платежи через китайскую "дочку" ВТБ зависают на полгода, а с другой - аукнется в ценах для конечного потребителя.
Потому что чем больше у вас посредников в цепи поставки, тем выше цена, т.к.каждый хочет свою маржу за "услугу", никто задаром финансовыми махинациями и контрабандой не занимается. Еще до всей этой возни компьютеры и смартфоны подорожали в Росси процентов на 15 чисто за счет обесценивания рубля.
Теперь добавится новый фактор в виде дороговизны транзакций. А если не удастся найти удачные пути обхода или китайские товарищи упрутся рогом, то будет и третий - банальный товарный дефицит. Это ведь в Вашингтоне сейчас показательно за КНР взялись, а так-то аналогичные методы могут легко применить хоть к Индии, хоть к Турции.