Найти тему
Вперёд в прошлое!

А вы думали, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович – классическая троица русских богатырей? (часть 3)

Итак, как я уже писал ранее, знакомая нам с детства троица с картины Виктора Васнецова - отнюдь не типовая для русских былин компания, а всего лишь частный случай, к сожалению, полностью вытеснивший огромный пласт отечественной культуры и пару десятков других персонажей. О первом поколении русских богатырей и о том, как в действительности выглядели в былинах Илья, Добрыня и Алёша, читайте здесь:

Ну а я продолжаю свой рассказ. Знаете, вот не поленился и таки собрал статистику. Может, конечно, что и упустил, но в книге профессора Водовозова по моим подсчётам богатыри сбивались в тройки семь раз. Троица с картины Васнецова присутствует только в былине "Застава богатырская". Эта же былина взята за основу финальной части фильма "Илья Муромец" Александра Птушко. Возможно, я перемудрил, и никакого пропагандистского смысла великий живописец в свой шедевр не вкладывал, а состав троицы продиктован сюжетом картины - застава, богатыри.

В былине "Михайло Поток у короля Политовского" к Илье и Добрыне присоединяется сам Микула Селянинович. В былине "Поездка за данями" компанию Илье и Добрыни составляет Михайло Поток. Ну и, наконец, классическая троица выглядит так: Добрыня Никитич, Михайло Поток и Алёша Попович. В данном составе богатыри действуют в былинах "Иван Гординович", "Владимир и Михайло Поток", "Женитьба Владимира" и "Любава Путятична".

Картина "Богатырский скок" кисти Виктора Васнецова (изображение из открытых источников)
Картина "Богатырский скок" кисти Виктора Васнецова (изображение из открытых источников)

Ну что ж, пора рассказать, кто же такой этот Михайло Поток, поскольку по частоте своего появления в былинах он стоит примерно на одном уровне с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем, оставляя позади даже Алёшу Поповича, не говоря уже о других персонажах. Поэтому особенно смешно читать в интернете утверждения, дескать, человек, доводившийся свояком самому князю Владимиру, является всего лишь второстепенным богатырём.

Тем не менее, персонаж это довольно загадочный. Казалось бы, очевидное прозвище Поток у знаменитого этнографа Павла Рыбникова почему-то превращается в странное Потык. Водовозов называет богатыря Михайло Дунаевич, хотя Кирша Данилов и Рыбников зовут его Михайло Иванович, а Всеволод Миллер - Дунаем Ивановичем. Причём при таком отчестве и прозвище ровным счётом ничего не намекает на связь этого героя с водой, кроме его трагической смерти, когда Михайло просит, чтобы его кровь стала рекой Дунаем.

Картина "Витязь на распутье" кисти Виктора Васнецова (изображение из открытых источников)
Картина "Витязь на распутье" кисти Виктора Васнецова (изображение из открытых источников)

Опять же к вопросу о второстепенности: Поток впервые появляется у Водовозова в былине "Илья Муромец у князя Владимира". Приехавший в Киев после 33 лет сидения на печи победитель Соловья-разбойника застаёт его на княжеском пиру вместе с Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем и другими постоянными персонажами народного эпоса. Ну а если учесть, что из семи былин, где присутствуют богатырские троицы, Михайло задействован в пяти, а в шестой былине троица спасает его самого, говорить о второстепенности Потока как-то даже смешно.

Парадоксально, что при такой героической биографии этому богатырю хронически не везло в личной жизни. Первую свою жену, Авдотью, Михайло отказался уступить самому Владимиру Красное Солнышко, а затем вернул её с того света, отправившись в загробный мир. Но однажды, в отсутствие мужа, князь откупился Авдотьей от "короля Политовского", угрожавшего разорить его земли. Богатырской жене настолько приглянулся статус королевы, что она поспешила избавиться от супруга. Спасла богатыря королевская дочка Ульяна - старшая сестра Апраксии, которую Михайло позднее сосватал князю. В благодарность за спасение богатырь женился на Ульяне, но жили молодые недолго. Михайло на спор решил показать своё умение стрелять из лука и случайно застрелил жену.

Картина "Пир богатырей у ласкового князя Владимира" кисти Андрея Рябушкина (изображение из открытых источников)
Картина "Пир богатырей у ласкового князя Владимира" кисти Андрея Рябушкина (изображение из открытых источников)

Позднее богатыря пыталась соблазнить его свояченица, а когда тот не поддался, велела подкинуть ему в котомку дорогую чашу. Угадайте, кому Апраксия дала столь щекотливое поручение? Правильно, Алёше Поповичу. В последней битве с царём Калином Михайло не участвовал. Он первым обнаружил вражескую рать и разбил её авангард, но князь не поверил богатырю, приказав посадить в темницу за враньё. Когда же Добрыня Никитич подтвердил слова Потока, Михайло отказался простить Владимира. Он сорвал повязки со своих ран и истёк кровью.

Теперь пару слов о других, менее значимых, но не менее интересных персонажах былин. Прежде всего, хочется отметить самого оригинального из них - Дюка Степановича. Этот богатырь прибыл на Русь из Индии и настолько поразил князя своим богатством, что тот даже послал Добрыню Никитича перепроверить слова гостя. Многие исследователи считают, что под Индией в былинах подразумевается Византия, однако не соглашусь с этим мнением. Царьград, в котором Илья Муромец спасает царя Константина от Идолища поганого, в былинах упоминается сам по себе. А учитывая, что путешественник Афанасий Никитин явно ехал в Индию не наугад, русичи наверняка имели какое-то представление об этой далекой стране и вряд ли путали её с Византией.

Андрей Абрикосов в роли князя Владимира в фильме "Илья Муромец" 1956 года (изображение с сайта www.kino-teatr.ru/)
Андрей Абрикосов в роли князя Владимира в фильме "Илья Муромец" 1956 года (изображение с сайта www.kino-teatr.ru/)

Дюк в былинах действует довольно недолго, правда успевает жениться на племяннице князя Владимира, Любаве Путятичне. Он погибает от руки колдуньи Маринки Кайдаловны - первой жены Добрыни. Интересно, что есть вариант этой былины с совершенно другими персонажами, отражающий реальные исторические события. Вместо Дюка в ней фигурирует знаменитый герой Смутного времени князь Михаил Скопин-Шуйский, а вместо Маринки - княгиня Екатерина Шуйская, свояченица царя Василия IV и дочь Малюты Скуратова.

Не откажешь в оригинальности и Чуриле Пленковичу. Вы могли его видеть в советском мультфильме "Илья Муромец и Соловей-разбойник" в образе этакого стиляги, одетого в империалистические шмотки. Тем не менее, Чурила считается богатырём, хотя весьма своеобразным, этаким средневековым метросексуалом.

Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский на памятнике Тысячелетию Государства Российского в Новгороде (изображение из открытых источников)
Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский на памятнике Тысячелетию Государства Российского в Новгороде (изображение из открытых источников)

Кстати, именно он стал причиной самоубийства Катерины Микуличны. Когда муж застукал Чурилу в постели своей жены, он поступил по старой доброй богатырской традиции - отоварил мечом. До смерти. Ну а Катерина с горя бросилась на нож. Мужем этим был Бермята Васильевич - чуть ли не единственный представитель второго поколения богатырей, который мог померяться житейским опытом с Ильёй Муромцем. В подвигах он в силу преклонного возраста не участвовал, но зато славился мудрыми советами, а потому регулярно фигурирует в былинах.

Прототипом Чурилы принято считать великого князя Киевского Всеволода Ольговича, которого в крещение звали Кирилл. Всеволод отобрал престол у потомков Владимира Мономаха, на внучке которого был женат. Историк Василий Татищев утверждал, что князь сей имел много наложниц. Это явно не нравилось жене Всеволода и её влиятельным родственникам-Мономашичам и вполне могло послужить причиной негативного былинного образа.

Илья Муромец и Чурило Пленкович, кадр из мультипликационного фильма "Илья Муромец и Соловей Разбойник" 1978 года (изображение с сайта www.kinopoisk.ru)
Илья Муромец и Чурило Пленкович, кадр из мультипликационного фильма "Илья Муромец и Соловей Разбойник" 1978 года (изображение с сайта www.kinopoisk.ru)

Среди богатырей, которых Илья Муромец встречает в свой первый приезд в Киев на пиру у князя Владимира, присутствует и княжий племянник Иван Гординович. Этот персонаж интересен тем, что ему достался в противники один из самых грозных злодеев русского эпоса - царь Кощей (у Водовозова он зовётся Кощерище). Правда почему-то не бессмертный и татарской национальности. Погибает злодей от собственной стрелы по молитве героя. Разумеется, конфликт с Кощеем у богатыря происходит из-за женщины, которая предпочитает царя мужу. Иван Гординович становится жертвой самосуда киевлян, обвинивших его в сожительстве с двоюродной сестрой Купавой.

Да, племянниц князя Владимира стоит упомянуть отдельно. Кем был их отец, Путята, эпос не сообщает. Купаву, спасённую Добрыней Никитичем от Змея Горыныча, киевляне линчевали вместе с двоюродным братом. Любаву с подачи Ставра Гординовича князь вынужден был отдать некоему латинскому королю Гремиту Мануйловичу (видимо шурину Ставра). Но троица богатырей освобождает княжью племянницу и она в лучших традициях Болливуда выходит замуж за индуса Дюка. Наконец Забава становится женой богатого купца Соловья Будимировича (не путать с разбойником-однофамильцем). Несмотря на наличие собственного бизнеса, Соловей тоже богатырь и ветеран битвы с царём Калином.

Картина "Кощей Бессмертный" кисти Виктора Васнецова (изображение из открытых источников)
Картина "Кощей Бессмертный" кисти Виктора Васнецова (изображение из открытых источников)

Ну и было бы неправильно не упомянуть ещё одного важного персонажа былин - жену князя Владимира, княгиню Апраксию. Вообще женщины в былинах за редким исключением не блещут чистотой нравов, но Апраксия тут безусловный лидер. Тем более что в силу общественного положения ей такие грешки постоянно сходят с рук. Однако при всей своей пониженной социальной ответственности Апраксия не лишена инстинкта самосохранения. Когда Владимир, в преддверии очередного вторжения нечистой силы, в который раз упрятал в тюрьму Илью Муромца, княгиня тайком от мужа подкармливала богатыря, дабы не лишить Киев главного защитника.

Ну а желающим подробнее познакомиться с русскими былинами я предлагаю почитать книгу Николая Васильевича Водовозова "Русский народный эпос: сводный текст".

Читайте в этом цикле: