Геноцид - преступление против человечества
В истории человечества обнаруживается неуклонная тенденция повышения роли правовой защиты прав человека в осуществлении его жизнедеятельности. Эта тенденция есть следствие основополагающей закономерности действия права – повышение его авторитета и эффективности параллельно с прогрессом общества: ростом экономики и социального благосостояния народа, развитием культуры и установлением истинной демократии. Права человека, закрепленные в международных правовых актах – это результат их продолжительного исторического формирования. В настоящее время для международного сообщества они стали стандартами, нормой для современного демократического общества. На защите стандартов прав человека стоит и российское право, и международное.
Геноцид на сегодняшний день выступает, как одна из наиболее острых и актуальных угроз современной человеческой безопасности. Актуализация геноцида идет параллельно с процессом эскалации политики «однополярного мира» ряда западных стран, что обуславливает взаимозависимость и взаимосвязь всех цивилизованных стран и международных организаций в противодействии данному негативному явлению. Практически любой акт геноцида, совершенный на территории какого – либо государства имеет международный характер. Это привело к выработке международных коллективных координированных и рациональных мер противодействия. Актуальность данного вопроса в свете последних событий грузино-юго-осетинского конфликта еще раз заставляет мировое сообщество задуматься над нависшей угрозой геноцида, как попирания и нарушения незыблемых прав человека. «Общественная опасность геноцида заключается в том, что в результате соответствующих действий полностью или частично прекращает или может прекратить существование характеризующаяся самобытностью образа жизни и культуры, традиций и обычаев, иными особенностями определенная национальная, этническая, расовая или религиозная группа людей, что влечет обеднение разнообразия человеческого сообщества»[1]. Такое преступное деяние ведет к «подрыву» авторитета основ международного гуманитарного права (далее - МГП). Ведь в Декларации прав человека, принятой 60 лет назад, провозглашено: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».
Представляется, что события начала и первой половины ХХ века повлекшие гибель многих миллионов людей (1915 г. истреблено более 1 миллиона армян; 1918 -1920гг. - убийство более 4-х тыс. юго-осетин; 1939-1945гг. - холокост еврейского народа ок. 6 млн. жизней) заставили все цивилизованное сообщество прийти к единому мнению о необходимости выработки универсального правового определения таким бесчеловечным и антигуманным деяниям.
Так, в 1933 г. на 5-й Конференции по унификации международного уголовного права (далее МУП) польский юрист профессор Рафаэль Лемкин предложил объявить действия, направленные на уничтожение или разрушение расовых, этнических, религиозных и социальных сообществ, варварским преступлением по международному праву. Он разделил такие действия на две группы правонарушений: принудительное и систематическое изъятие характерных элементов культуры данной группы лиц; запрещение употреблять родной язык даже в личных отношениях; систематическое уничтожение книг на языке группы, разрушение музеев, школ, исторических памятников, культовых и других учреждений, культурных объектов группы или же запрещение пользоваться ими[2].
Лемкин ссылаясь на прецеденты, называет истребление карфагенян римскими легионерами в 146 г. до н.э. первым в истории случаем геноцида. Подсчитано, что из 200 тыс. жителей города 150 тыс. погибли, а уцелевших обратили в рабство. Карфаген и его граждане прекратили свое существование.
Позитивный результат был достигнут 9 декабря 1948г. принятием Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него[3] (далее Конвенция о предупреждении геноцида), где в ст. II сказано, что: в настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу, как таковую: a) убийство членов такой группы; b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
Также следует отметить, что в ст.IIIданной Конвенции был закреплен определенный исчерпывающий перечень наказуемых деяний: a) геноцид; b) заговор с целью совершения геноцида; c) прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида; d) покушение на совершение геноцида; e) соучастие в геноциде.
Согласно ст. 357 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) «геноцид – это действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы».
Представляется, что новым этапом развития отношений в международно – правовой защите человека, после Нюрнбергского процесса над главными военными преступниками Европейских стран оси, стало решение, принятое большинством голосов о создании постоянно действующего Международного уголовного суда (далее МУС). Так 17 июля 1998г. был принят Римский статут МУС, который вступил в силу с 1 июля 2002 г[4].
Однако согласимся с мнением А.В. Стремоухова, что первым послевоенным международным законом, который предусматривал создание международного уголовного суда, была Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (ст. VI)[5]. Поэтому, при принятии Римского статута в юрисдикцию суда вошли такие преступления как: геноцид, преступления против человечности, военные преступления, преступление агрессии (ч. 1 ст. 5 Статута).
В последние годы в связи с ростом международных преступлений в мире создаются специальные международные трибуналы для рассмотрения дел о совершении таких преступлений. Так для судебного преследования виновных лиц в нарушении международного гуманитарного права, в частности совершившие преступление геноцида на территории бывшей СФРЮ, Руанде, в целях защиты (восстановления) прав потерпевших в рамках ООН были созданы специальные локальные международные уголовные суды. Ими стали Международный трибунал по бывшей Югославии[6] и Международный трибунал по Руанде,[7] с которыми активно сотрудничает Международная организация уголовной полиции (Интерпол),[8] которая «обеспечивает широкое взаимодействие всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека» (п. а ст. 2 Устава Интерпол) для рассмотрения уголовных дел лиц подозреваемых в нарушении МГП на территории соответствующих государств. Такое сотрудничество со стороны Интерпола стало возможным с принятием в 1994г. на 63-й сессии ГА в Риме резолюции AGN/63/RES/9, рассматривавшего возможность применения ст. 3[9] Устава Интерпола в отношении серьезных нарушений МГП[10].
Вышеизложенное позволяет сформулировать следующие предложения:
1. В борьбе с преступлениями геноцида активно опираться на международные правовые нормы. Для чего предлагаю принять закон о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации с целью обеспечения сотрудничества с Международным уголовным судом и приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с Римским Статутом Международного уголовного суда. Предварительно провести слушания в Государственной Думе РФ по обсуждению положений проекта указанного закона с приглашением представителей соответствующих органов государственной власти и научных учреждений;
2. В минимально возможный срок, после соответствующей подготовки ратифицировать Римский Статут Международного уголовного суда 1998 г. и Соглашение о привилегиях и иммунитетах Международного уголовного суда от 22 июля 2004 г.;
3. В целях эффективной борьбы с преступлением геноцида в России необходимо учесть все важнейшие процедурные нормы подписанного Российской Федерацией Римского Статута от 1998 г., путём внесения соответствующих изменений и дополнений в часть пятую УПК РФ «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства».
[1] Батырь В.А. Международно – правовые проблемы квалификации преступления геноцида и «катынское дело»// Государство и право. 2008. № 5. С. 68.
[2] См.: Барсегов Ю.Г. Геноцид армян - преступление по международному праву. М.: XXI век - Согласие, 2000. С. 21.
[3] См.: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948г. Конвенция подписана СССР 16.12.1949г. Ратифицирована (Указ Президиума ВС СССР от 18.03.1954г.). Конвенция вступила в силу для СССР 01.08.1954г.// Ведомости ВС СССР. 22 июня 1954 г. № 12. Ст. 244.
[4] Римский Статут Международного уголовного суда. Принят в г. Риме 17 июля 1998 Дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН по учреждению Международного уголовного суда.
[5] См.: Стремоухов А. В. Правовая защита человека. – М.: Норма, 2006. С. 334.
[6] Устав Международного трибунала по Югославии. Принят 25 мая 1993 Резолюцией 827 (1993) на 3217-ом заседании Совета Безопасности ООН// Международное публичное право. Сборник материалов. Т. 2. – М.: БЕК, 1996. С. 102 – 109.
[7] Устав Международного трибунала по Руанде. Принят 8 ноября 1994 Резолюцией 955 (1994) на 3453-ем заседании Совета Безопасности ООН// Международное публичное право. Сборник материалов. Т. 2. – М.: БЕК, 1996. С. 109 – 117.
[8] Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол). Принят в Вене на 25-ой сессии Генеральной Ассамблеи Международной комиссии уголовной полиции в 1956г. // Международное публичное право. Сборник материалов. Т. 2. – М.: БЕК, 1996. С. 117 – 123. Устав вступил в силу 13 июня 1956г. Россия участвует в нем с 7 апреля 1990г., как правопреемник СССР.
[9] Так в ст. 3 Устава Интерпола предусмотрено, что организации категорически запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.
[10] См.: Самарин В.И. Интерпол. Международная организация уголовной полиции. – СПб.: Питер, 2004. С. 42-43.