Найти в Дзене

Клюквенный щербет, 59-я серия. Грех Мустафы

Мустафа совершил великий грех – он оклеветал человека. Мустафа сказал отцу, что Алев столкнула маму с лестницы. Лжесвидетельство в Исламе считается одним из великих грехов. Оно губит душу грешника и ведёт в ад, невиновного подвергает наказанию, среди людей порождает вражду. Оно является причиной распространения несправедливости и попрания прав, его последствия ужасны.

Мустафа с имамом (скрин)
Мустафа с имамом (скрин)

Все Уналы знают: слово Мустафы это железная правда. Он, как праведный мусульманин, никогда в жизни не врал. Поэтому никому и в голову не пришло подвергнуть его утверждение сомнению, Мустафа не может говорить неправду.

Но задумавшись о последствиях, Мустафа потерял внутренний баланс: его терзала совесть. Ему изо дня в день становится всё сложнее жить с этим.

Нилай подговорила его сказать ложь. Словно искусительница Ева, соблазнившая Адама съесть запретный плод. И теперь в Мустафу словно перекочевал первородный грех Адама. Праотец Адам впервые нарушил запрет, и Мустафа впервые нарушил запрет. Адам получил Божье наказание, и Мустафа внутри переживает свой ад в ожидании наказания.

С того дня Нилай занята утешением бедного мужа. Она знает, что от всех грехов есть одно средство избавления: накормить бедных. И Нилай предлагает Мустафе это универсальное средство – накорми бедных, и ты будешь прощён.

Нилай утешает как умеет (скрин)
Нилай утешает как умеет (скрин)

А Мустафа, с малых лет воспитанный на Коране, знает, что непрост путь избавления от его великого греха. Увы, накормить бедных не поможет.

Когда вся мужская часть Уналов отправилась в мечеть на пятничный намаз, после молитвы Мустафа остался в мечети. Он рассказал имаму о своей беде. Имам объяснил ему, что клевета один из великих грехов, грешнику следует попросить прощения у того, кого он оклеветал.

То есть, чтобы избавиться от греха, Мустафа должен рассказать отцу правду, попросить прощения у Алев. Лишь получив полное прощение, может обратиться к Аллаху с покаянием. Искреннее покаяние и обещание впредь не повторять даст ему возможность искупить свой грех.

Мустафа решил поделиться со своими сомнениями и страхом с мамой. Но она сказала, чтобы он не признался, ведь он оказал добрую услугу маме, благодаря ему семья спасена. "Сделаем кому-нибудь доброе дело" - вот ключевое слово, которое низводит якобы праведную муслиму Пембе на одну ступень с неграмотной в мусульманских традициях Нилай (ведь она недавно покрылась).

Хорошо, что Абдулла услышал этот разговор и узнал правду. Хоть Мустафе облегчит мучения.

Нилай часто называет Мустафу наивным. По крайней мере на русский переводят так.

На турецком это слово – saf.

В переводе на русский применительно к человеку оно приобретает оттенок глуповатого простака.

На самом деле saf – это невинный, безгрешный, целомудренный, нравственно чистый, чистый в мыслях, намерениях, делах; если про девушку – это девственность.

Слово saf вошло в тюркские языки из арабского через Коран. И этот человек, который saf, необязательно простак и глупец. Это может быть образованнейший и умнейший человек, и в моральном плане честный, чистый и прозрачный как бриллиант. И его никак не назовёшь наивным, хотя по-турецки его можно обозначить словом saf.

В слове saf нет ни тени издёвки.

Наивный в наших толковых словарях – неопытный, простодушный, доверчивый, непосредственный, антонимы – опытный, умудрённый, хитрый, затейливый.

Когда кого-то называем наивным, чаще это воспринимается как "глупый". Он не умеет анализировать, легковерен, лишён критического мышления, легко поддаётся манипуляциям. Наивный человек – лёгкая добыча для недобросовестных людей, мошенников, манипуляторов.

Слово наив пришёл из французского языка: naive – наивный, естественный; восходит к латыни: nativus "рождённый, врождённый, натуральный", далее – от nasci "рождаться, происходить".

Кстати, Пембе своими поступками доказала, что она может оступиться от веры. когда это ей выгодно. Пембе запретила сыну признаться отцу в своём обмане. Выходит, она решила оставить сына в болоте великого греха. Впрочем, это могло подвести глубоко верующего Мустафу к краю пропасти, даже к гибели. Она об этом не подумала. Эгоистичной Пембе важно было лишь отомстить Алев и отвадить Апо от любовницы. Когда она поклялась разлучить Фатиха и Доа, Умута и Нурсему, в ней тоже сидел дьявол мести. И никак не праведная мать семейства.

В "Клюквенном щербете" самый наивный человек – это Чимен. Вот она, неопытная, чистая, без задних мыслей попала на крючок Гёкхана, который решил поматросить и бросить.

Напомню: узнав о горе Чимен, Доа схватила её за руку и побежала к жене Гёкхана, чтобы разоблачить его неверного мужа.

Дело дошло до ушей отца Гёкхана, и он велел сыну немедленно жениться на обманутой девушке. Только вот я не помню: отец стращал сына грехом или тем, "что люди про нас скажут". Если первое, то он набожный мусульманин. Если второе, просто лицемерный тип.