Силовые агрегаты и коробки передач часто становятся актуальными темами по мере развития сезона Формулы–1, учитывая установленные лимиты для каждого гонщика и штрафные санкции, которые могут последовать за их нарушением.
Во-первых, важно знать различные компоненты, из которых состоят силовые агрегаты и коробки передач Формулы-1, и сколько из них можно использовать в календаре из 24 гонок без штрафных санкций.
Сколько компонентов содержится в силовом агрегате Формулы-1?
Современные силовые агрегаты Формулы-1 состоят из нескольких элементов:
- двигателя внутреннего сгорания (ICE),
- мотор-генераторной установки-тепловой (MGU-H),
- мотор-генераторной установки-кинетической (MGU-K),
- турбонаддува,
- накопителя энергии (ES),
- электронной системы управления (CE),
- выхлопной системы.
В течение сезона 2024 года (как и в 2025 году) гонщик может использовать не более четырех двигателей внутреннего сгорания, MGU-Hs, MGU-Ks и трех турбокомпрессоров, два накопителя энергии и две электронные системы, а также по восемь из четырех элементов, составляющих комплект выхлопных систем (включая основные выхлопные системы с левой стороны, основные выхлопные системы правая сторона, вторичный LHS и вторичный RHS).
Распределение компонентов двигателя в 2024 году
Как применяются штрафные санкции к двигателям Формулы-1?
Если гонщик использует больше элементов силовой установки, чем указано выше, на него будет наложен штраф за место на стартовой решетке на первом же соревновании, где будет использован каждый дополнительный элемент.
В первый раз, когда будет превышено использование любого из семи элементов, будет применен штраф в 10 мест на стартовой решетке, а во второй раз (и далее) это приведет к потере пяти мест на стартовой решетке - все штрафы на одном и том же этапе будут применяться кумулятивно (накопительно).
Если гонщик получит штраф, превышающий 15 мест на стартовой решетке, он должен будет начать гонку с последнего места. После некоторой путаницы, возникшей из-за того, что на прошлогоднем Гран-при Италии несколько пилотов получили множественные штрафы, FIA внесла ясность в свой порядок действий.
Классифицированные гонщики, получившие 15 или менее суммарных штрафных баллов за место на стартовой решетке, получат “временную” позицию на старте, равную их квалификационной позиции. Таким образом, если гонщик пройдет квалификацию 10-м и у него будут штрафы на общую сумму 15 очков, он временно займет 25-е место на стартовой решетке.
Если два или более гонщика разделят одну временную позицию, гонщик, который показал более низкий результат в квалификации, сохранит это место, а более быстрый гонщик будет размещен непосредственно перед ним.
После того как все не получившие штраф классифицированные гонщики получили свои позиции, те, кто занимает временные места, будут перемещены вверх, чтобы закрыть стартовую решетку.
Любой гонщик, который получил штраф более чем на 15 мест – или если он получил наказание, которое отодвигает его в конец турнирной таблицы, – стартует позади любого другого классифицированного гонщика.
Новый элемент энергетической установки считается "использованным", как только транспондер автомобиля показывает, что он покинул пит-лейн во время официальной сессии. Тем временем, компоненты энергетической установки и коробки передач запечатываются, чтобы гарантировать невозможность замены деталей без ведома FIA.
Если гонщик использует более одного и того же элемента, за который предусмотрены штрафные санкции, то на последующих соревнованиях может быть использован только последний установленный элемент без дополнительных штрафных санкций.
Между тем, если в течение сезона гонщик будет заменен на другого, его замена будет рассматриваться как замена первоначального гонщика для целей оценки использования силовой установки.
Также важно отметить, что при установке нового элемента силового агрегата он становится частью "запаса" пилота на оставшуюся часть сезона – детали, которые можно менять от гонки к гонке без штрафных санкций.
Вышеуказанные три пункта также относятся к коробке передач.
Сколько компонентов входит в состав коробки передач Формулы-1?
Гонщики также ограничены в количестве компонентов коробки передач, которые они могут использовать в течение сезона. Компоненты, из которых состоит коробка передач, распределены между корпусом и кассетой коробки передач, а также трансмиссией, компонентами переключения передач и вспомогательными компонентами.
Распределение компонентов коробки передач с ограниченным количеством в 2024 году
Какие штрафные санкции применяются при использовании коробки передач Формулы-1?
Как и в случае с силовыми агрегатами, у пилотов есть "запас" из четырех коробок передач, которые можно менять местами в течение сезона. Он будет оштрафован только в том случае, если водитель превысит допустимый уровень использования любого из вышеперечисленных компонентов коробки передач.
В случае наложения штрафа за энергетическую установку или коробку передач гонщики и их команды могут принять решение внести ряд изменений и поменять несколько компонентов за раз, что приведет к множеству штрафов, одновременно, тем самым отработав штраф сразу на одной гонке не потеряв позиции на следующих этапах.
Некоторые трассы более популярны для таких радикальных изменений компонентов, как Монца и Спа–Франкоршам, где особенности трассы – и особенно длинные прямые - позволяют гонщикам легче обгонять и восстанавливать потерянные позиции, используя при этом новые компоненты.
Почему водители получают штрафные санкции за замену этих деталей?
В конечном счете все это ради экономии средств. Когда-то команды Формулы-1 меняли двигатели практически после каждой сессии, на которой машины выезжали. Это означало, что за каждый год на каждый автомобиль требовалось десятки двигателей, что обходилось огромными суммами.
Вынуждая команды быть более экономичными и наказывая их штрафами за смену двигателей перед стартом, заставляет их усиленно работать над тем, чтобы минимизировать количество замен компонентов.
Что означает термин "заморозка двигателя"?
В 2022 году вступил в силу мораторий на доработку двигателей – сначала определённый набор компонентов был заблокирован с 1 марта, затем другой набор — с 1 сентября - и он будет действовать до конца сезона 2025 года, после чего вступят в силу новые правила для силовых агрегатов.
Производитель двигателя может обратиться в FIA в течение так называемого периода “омологации” с просьбой внести изменения в элементы силового агрегата “исключительно в целях повышения надежности, безопасности, экономии средств” и ряда "минимальных побочных изменений", таких как расположение компонентов.
Заявки должны подаваться в письменной форме в Технический отдел FIA с сопроводительной информацией, включая четкие доказательства любых неисправностей. Это будет разослано всем производителям силовых агрегатов для комментариев, и, если FIA сочтет эти изменения приемлемыми, они проинформируют соответствующего производителя силовых агрегатов о том, что они могут внести изменения.
Это так называемая "заморозка двигателей" была введена в действие потому, что в 2026 году будут представлены совершенно новые силовые агрегаты, а это означает, что производители могут тратить свое время, деньги и ресурсы на их разработку, не беспокоясь о постоянном совершенствовании двигателей текущего поколения.
Ситуация аналогична и для коробок передач, которые также омологируются, хотя для 2023 года предусмотрена некоторая дополнительная гибкость: теперь разрешены изменения "в случае недоступности материалов, процессов или запатентованных деталей", помимо решения "проблем надёжности" или "экономии затрат в начале каждого сезона".
Источник: официальный сайт чемпионата
Читайте другие статьи из серии «Для новичков о Формуле-1» по ссылке ниже.