Сегодня мы разберемся, что такое октановое число и узнаем его влияние на работу двигателя.
Октановое число является важной характеристикой бензина, которая влияет на его стоимость и эффективность работы двигателя. На заправках вы не встретите термин «октановое число», но увидите маркировку топлива: 92, 95 или 98. Эти цифры обозначают октановое число бензина.
Использование топлива с неподходящим октановым числом может привести к быстрому выходу двигателя из строя.
Что такое октановое число
Октановое число бензина — это характеристика, определяющая его способность противостоять детонации.
Октановое число бензина показывает, насколько топливо устойчиво к детонации. Чем выше октановое число, тем сильнее бензин противостоит самовозгоранию.
Подробнее о детонации и о том, как на неё влияет октановое число, мы поговорим далее.
На что влияет октановое число
С технической точки зрения, октановое число бензина определяет возможности использования этого топлива в поршневом двигателе без риска детонации. Степень сжатия — основная характеристика мотора, которая закладывается конструктивно и остаётся неизменной.
Для автовладельца октановое число указывает на минимальный допустимый сорт бензина для конкретного двигателя. Современные двигатели с высокой удельной мощностью и степенью сжатия не могут работать на низкооктановом бензине из-за риска детонации. В то же время старые и простые двигатели менее требовательны к топливу и могут использовать 80-й и даже 76-й бензин.
Теперь поговорим о детонации, чтобы понять важность правильного выбора топлива. Детонация — это неконтролируемое взрывообразное самовозгорание топливовоздушной смеси в цилиндрах. Она возникает раньше, чем смесь должна загореться от искры свечи, и вызывает микровзрывы в цилиндре, которые разрушают детали поршневой группы двигателя. Постоянная детонация в течение нескольких километров может привести к серьёзным повреждениям двигателя и потребовать капитального ремонта.
Поэтому каждый автовладелец должен знать, какое минимальное октановое число допустимо для его автомобиля.
Чем отличается 92 бензин от 95
Если совсем коротко, разница между этими видами топлива заключается в их устойчивости к детонации. Бензин марки АИ-95 предназначен для более современных и мощных двигателей с высокой степенью сжатия, которые работают преимущественно на высоких оборотах, в том числе с турбонаддувом. АИ-92 подойдёт для менее оборотистых атмосферных двигателей с меньшей степенью сжатия и мощностью.
Если использовать в моторе, рассчитанном на 95-й бензин, более дешёвый 92-й, то при высоких оборотах риск детонации значительно возрастает. Однако вопреки распространённому мнению, не стоит «баловать» двигатель топливом с более высоким октановым числом, чем предусмотрено производителем. Дело в том, что помимо основной характеристики (стойкости к детонации), у бензина с более высоким октановым числом отличается процесс горения. Чем выше число в индексе «АИ», тем дольше горит бензин при поджиге свечой.
Для двигателей с высокой удельной мощностью и степенью сжатия это приемлемо из-за более высоких оборотов и возможности варьировать фазы газораспределения. А вот в случае с простым маломощным атмосферным двигателем, особенно при городской эксплуатации, использование высокооктанового топлива может привести к негативным последствиям. Один из типичных примеров — прогар клапанов из-за перегрева в камере сгорания.
Методы определения октанового числа
В России используют два метода для определения октанового числа бензина: моторный и исследовательский.
Моторный метод
Предполагает, что образец топлива с неизвестным октановым числом помещают в специальную поршневую установку УИТ-85 или УИТ-65, в которой можно изменять степень сжатия.
Затем установка начинает работать в режиме, имитирующем условия эксплуатации среднестатистического двигателя на трассе: скорость вращения — 900 оборотов в минуту, температура топливовоздушной смеси — 149 градусов Цельсия.
Специальные датчики фиксируют момент детонации и сравнивают его с эталонными значениями для топлива. На основе этого сравнения образцу присваивается определённое октановое число.
Исследовательский метод
Отличается от моторного скоростью вращения установки, которая составляет 600 оборотов в минуту, и температурой впрыскиваемой смеси — 52 градуса Цельсия.
Этот метод моделирует работу среднестатистического двигателя внутреннего сгорания в городских условиях. Как и в случае с «загородным» режимом работы, установка фиксирует момент детонации, и на основании этих данных бензину присваивается определённая маркировка октанового числа.
Следует иметь в виду, что на автозаправочных станциях чаще всего указывают октановое число топлива, определённое исследовательским методом (АИ — «автомобильное/исследовательский»). Если же указано, например, «А-92», это означает, что топливо было маркировано по моторному методу.
Один и тот же образец бензина может показывать разные значения октанового числа в зависимости от используемого метода. Эта разница называется «чувствительностью топлива». В идеале этот параметр следует учитывать при выборе АЗС, где к каждой партии топлива должна прилагаться документация со всеми характеристиками, доступная для клиентов, — паспорт качества.
Однако на практике этим параметром часто пренебрегают, ориентируясь только на ценник.
Как повысить октановое число бензина
Существует два основных способа повышения октанового числа бензина.
Первый способ — изменение производственного процесса, что является технологически правильным подходом, но требует больших затрат и усилий.
Второй способ — добавление в бензин антидетонационных присадок, что является более распространённым методом.
До недавнего времени в качестве присадок широко использовался тетраэтилсвинец, который является крайне опасным для человека и окружающей среды. Однако от него начали отказываться в середине 90-х годов, а в 2003 году его использование было запрещено законодательно.
Сегодня вместо тетраэтилсвинца используются присадки на основе эфиров, ароматических углеводородов и спиртов. Одним из самых известных представителей таких присадок является метилтретбутиловый эфир. Он не только менее опасен для живых организмов, чем тетраэтилсвинец, но и более эффективен в составе бензина. При промышленном использовании современных присадок октановое число бензина повышается в среднем на 10–12 единиц.
В автомагазинах можно найти средства для повышения октанового числа, которые предназначены для самостоятельного использования. Обычно они обещают повысить октановое число на 2–6 единиц при добавлении одного флакона на бак. Однако вопрос качества и стабильности конечного продукта при использовании таких средств остаётся открытым. Кроме того, их средняя стоимость делает регулярное применение экономически нецелесообразным.
Основной недостаток метода повышения октанового числа с помощью присадок (как промышленного, так и домашнего) заключается в неустойчивости химических соединений. Со временем действие добавки уменьшается, и октановое число бензина снова падает при длительном хранении.
Как понизить октановое число бензина
В настоящее время низкооктановый бензин (ниже АИ-92) практически не используется в современных автомобилях.
Однако владельцы старых автомобилей часто сталкиваются с необходимостью снижения октанового числа. Для этого существуют два «народных» метода.
Первый метод заключается в выветривании антидетонационных присадок. Как упоминалось ранее, основным недостатком топливных присадок, повышающих октановое число, является их высокая летучесть.
Если оставить ёмкость с бензином открытой на несколько дней, октановое число уменьшится на несколько единиц. Однако определить конечное значение можно только с помощью специального профессионального оборудования, которое доступно не всем.
Бытовые приборы для измерения октанового числа, которые можно найти в продаже, обычно имеют погрешность до 10 единиц, что делает их практически бесполезными.
Второй метод — разбавление бензина керосином. Ещё более сомнителен, поскольку невозможно точно предсказать, как такая смесь будет вести себя в двигателе.