23 июня 44 года советская армия начала операцию Багратион и всего за два месяца освободила Белоруссию, часть Прибалтики и Польши, нанеся Германии крупнейшее поражение за всю историю.
- К весне 1944 года некогда сильнейшая группа армий «Центр», громившая советские части летом 1941-го и наступавшая на Москву, после поражения в битве на Курской дуге и отступления из Украины, сидела в глубокой обороне. Потеря Украины и Крыма создала опасную ситуацию.
- Теперь группа армий «Центр», удержавшая свой участок, стала нависать над Украиной, создав Белорусский балкон.
Верховное командование Вермахта ожидало новое наступление уже летом 1944 года, когда стало ясно, что Южный фронт укреплен, немецкие генералы стали опасаться, что Советский Союз готовит наступление в направлении группы армий «Северная Украина», о чем многократно подтверждали данные разведки.
- Теоретический прорыв советских войск к Варшаве и дальше, на север, ставил бы вопрос выживания двух немецких групп армии, "Север" и "Центр", так как оно бы отрезало их снабжение.
- Больше других об этом говорил сам командующий группой армий Вальтер Модель, чем обеспечил себе подкрепление, снятое с Белорусского фронта.
Верховное командование Вермахта вывело из состава группы армий «Центр» и перебросило Моделю 18 танковых и механизированных дивизий, оставив Белоруссии в качестве резерва только две потрёпанные дивизии.
- Сам командующий группой армий Центр Эрнст Буш вместе со своим начальником штаба считали, что белорусский балкон невозможно оборонять таким малым числом, а потенциальный прорыв к Балтийскому морю мог обернуться обвалом фронта и поражением войне.
- Поэтому штабами группы армий были составлены планы, которые предусматривали постепенный отход войск на запад, что значительно сократило бы белорусский фронт и позволило уплотнить ряды и даже создать резервы.
- Но отступление со столь большой территорией не устраивало Гитлера. Он считал, что это окончательно подкосит желание воевать в Финляндии, также отступившей от Ленинграда, и снизит моральный дух своих солдат.
Итак уставшим солдатам казалось это бесконечной войной. Взамен он предложил совершенно другую тактику.
- В приказе №11 Гитлер объявил о стратегии городов-крепостей, которые должны были задержать советское наступление, сковав существенные силы.
- Несмотря на то, что эта тактика уже провалилась на территорию Украины, Гитлер и сейчас был непреклонен.
- Он считал, что они выполнят роль волнорезов и остановят Красную Армию. Возмущению генералов не было предела. Многие из них жаловались, что эта тактика заведомо проигрышная.
Как уже показал опыт боев в Украине, советская армия просто сдавливает натиском любой окруженный город, обрекая его гарнизон на гибель или плен. Исключением был лишь Тернополь, из которого удалось выбраться нескольким сотням солдат. Помимо этого такая тактика лишала Вермахт возможности маневрировать и вести мобильную оборону. Но Гитлера это не убедило.
К началу июня с фронта стали поступать тревожные новости. Один за другим генералы отчитывались об увеличении войск на своих участках. Также возросло и количество советской авиации.
- Однако все высокопоставленные военные сходились во мнении, что Советский Союз готовит лишь отвлекающий удар. Ведь никаких следов стратегических резервов, необходимых для прорыва, обнаружено не было.
- Начиная с 19 июня на территории Белоруссии началась невиданная и до сих пор крупнейшая диверсия, совершенная партизанами.
К тому моменту, контролировавшая даже некоторые районы страны, они в течение нескольких дней, непосредственно перед началом операции Багратион, совершили больше 10 тысяч взрывов из 40 тысяч запланированных. Но и этого хватило, чтобы на несколько дней немецкая группа армий Центр была полностью парализована, а снабжение нарушено.
23 июня на третью годовщину начала операции «Барбаросса» после беспрецедентной артподготовки советские войска начали наступление вдоль всего Белорусского фронта.
- Несмотря на то, что за время, пока фронт был стабильным, немцам удалось построить разветвленную сеть обороны, усеянную десятками тысяч мин, советские танки, оборудованные противоминными катками, с лёгкостью её пробивали.
- После чего пехота подавляла любое сопротивление, чудом уцелевшее по окончании ураганного обстрела артиллерии.
Полтора миллиона советских солдат, почти 6 тысяч танков и более 40 тысяч орудий обрушились на немецкие позиции, которые обороняли около 900 тысяч человек при поддержке лишь 500 танков и САУ. И, несмотря на номинальные 600 самолетов, были почти без воздушной поддержки, в то время занятой обороной немецких городов от рейдов союзников.
К тому моменту, как немецкое командование осознало масштаб своих просчетов, советские части уже взяли в клешню Витебск, Бобруйск и Могилев, ранее объявленные Гитлером крепостями.
- Как и говорили немецкие генералы, никто не собирался атаковать в лоб. Советские части просто обошли города и продолжили свое наступление.
- В итоге в окружение попали части 9, 4 и 3 армии вермахта, всех частей, оборонявших белорусский балкон.
- Быстрыми ударами в течение одной недели советская армия взяла все три города и в соответствии с предварительным планом готовилась к наступлению на Минск.
Ставке удалось сформировать две огромные клешни, которые и должны будут взять Минск в окружение, вынудив немцев покинуть город или погибнуть.
- Успехи советской армии были, конечно, обязаны их численному преимуществу в людях, танках, авиации и артиллерии.
- Но достигнуто оно было во многом благодаря успеху операции по маскировке, проведенной накануне наступления.
- В течение нескольких недель к ряду советское командование приложило все усилия, чтобы создать видимость подготовки наступления на Варшаву, на группу армий «Северная Украина». Было создано бесчисленное количество макетов, ложных складов, пунктов управления и прочего.
- В течение дня с Белорусского фронта уезжали колонны техники в тыл и после чего возвращались под покровом ночи, создавая ложное впечатление, что советское командование готовится на этом участке исключительно к обороне.
Помимо этого, в этой операции, едва ли не впервые за три года, ставка, по совету Рокоссовского, отошла от привычной тактики одного главного удара. Так как местность Беларуси покрыта болотами, реками и озерами, концентрация усилий на одном направлении непременно приводила бы к пробкам. Солдаты буквально бы дышали друг другу в спину и, вступая в бой по одному, теряли бы наступательный порыв.
- Поэтому советская армия на этот раз разделила войска и атаковала с двух направлений – у Витебска и Бобруйска.
- Успехи, достигнутые Красной Армией к этому моменту, ясно показали Гитлеру весь масштаб поражения.
- После чего он распорядился направить все резервы на помощь отступающей группе армий «Центр». Но было уже поздно.
Девятая армия уже фактически была разбита и неорганизованно отступала на запад. Третья танковая армия после тяжелых потерь у Витебска едва ли могла создать серьезные проблемы. А четвертая армия, пересеча Березину, попала в окружение после того, как Красная армия замкнула Кольцо и овладела главной целью операции, белорусской столицей Минском.
И вскоре наступила временная затишье. Падение белорусской столицы в очередной раз открыло миру истинную политику Германии в отношении населения СССР. Были сожжены больше полутысячи деревень.
- Только в Минском районе было обнаружено 9 лагерей. В них содержались военнопленные, евреи и прочие неугодные члены общества.
- Согласно печальной статистике, только в Тростенце было убито более 200 тысяч человек. В самом Минске, как и в других оккупированных городах, было создано гетто, где по разным данным было убито до 90 тысяч евреев. Всего на территории страны будут найдены 260 лагерей, унесшие сотни тысяч жизней.
Тем временем окруженная немецкая группировка предпринимала отчаянные попытки вырваться на запад. Минский котел простреливался насквозь артиллерийским огнем и авиацией. Боеприпасы были на исходе. Снабжения полностью отсутствовало.
- Поэтому попытка прорыва была предпринята без промедления, но она провалилась. Просьбы к немецкому командованию прислать хотя бы карты местности остались без ответа.
- Их судьба была решена. Если к моменту окружения кольцо в самом узком месте было около 50 километров, то за несколько дней фронт откатился на запад еще на 100, и выйти было невозможно.
Понимая ситуацию, в которой они оказались, самопровозглашённое командование 4-й армии вскоре капитулировало, и в плен попало около 100 тысяч человек. В итоге, лишь за первые несколько недель операции Багратион, Германия потеряла 28 дивизий, около 300 тысяч убитых или взятых в плен, среди которых было около 30 генералов, и сама армия отступила на многие сотни километров.
Это поражение подкосило Гитлера и ввело генеральный штаб в ступор. Но советская армия на этом не остановилась. После захвата города советские войска продолжили движение на запад, в Польшу и на север, в сторону Рижского залива, для того, чтобы разделить две немецкие группы армии. Предложение новоиспеченного командующего Цитля отступить с севера и соединиться с группой армии Центр Гитлер отклонил, чем обрек ее на верную гибель. Так в течение нескольких недель советской армии удалось взять Вильно и 31 июля замкнуть кольцо окружения и выполнить свою главную цель – разделить немецкие войска.
- Хотя Вермахту на время удалось восстановить соединения, в последующем они все равно окажутся окружены в Курляндии, где и пробудут до самого конца войны.
- Ярости Гитлера не было предела, его фронт рухнул, как и мечты если не о победе, то хотя бы о переговорах.
Это понимали и многие его генералы, поэтому в день взятия Вильно полковник фон Штауффенберг попытался убить Гитлера на одном из совещаний, подложив ему чемодан со взрывчаткой. Но, к его сожалению, по нелепой случайности Гитлер оказался не там, где должен был, и выжил. Несмотря на то, что операция "Валькирия" провалилась, это пошатнуло позиции Гитлера и сделало его еще более нервным и недоверчивым.
- Тем временем Модель, назначенный новым командующим группой армии «Центр», сумел организовать локальные контратаки и замедлить продвижение противника.
- Это позволило выиграть немного времени, и к середине августа, к тому моменту, как советская армия подошла к Висле, Вермахту удалось восстановить боеспособность, пополнив потрепанные части и перебросив подкрепления с итальянского фронта, суммарно пополнив группу армий 33-мя дивизиями.
Благодаря чему подошедшие к Варшаве советские части встретили упорное сопротивление в танковой битве у Радзивилла и отказались от идеи взять польскую столицу с колес. Параллельно в самой столице новости о приближении советской армии стали причиной начала польского восстания. Они надеялись, что Красная Армия поможет им освободить город, а взятие его под контроль восставшими оставит его в руках польского правительства в эмиграции.
Но этого не произошло. Советская армия не помогла восставшим. Это восстание было частью Акции Буря, согласно которой армия Крайова поднимала локальное восстание на бывших польских землях, тем самым подтверждая свое право на них. Так, до этого момента она уже подняла восстание в Вильно и бок о бок воевала с Красной Армией против немцев. Но помешать советизации, как она хотела, не смогла. Те же самые цели были и в Варшаве.
И до сих пор ведутся споры относительно причин остановки советского наступления. Польские и часть западных историков уверены, что Сталин имел все силы для помощи восставшим и не пожелал этого сделать из политических причин.
- Польское правительство в эмиграции не признавало отторжения своих территорий в 1939 и считало советское правительство агрессором в отношении себя.
- В этом случае поддержка явно недружественного правительства в сухом остатке не имела бы для Сталина ценности, и он просто дал немцам время подавить польское сопротивление.
- Напротив, советские и другие западные историки считают, что первостепенными были военные причины. К тому моменту советская армия лишь за полтора месяца прошла больше полутысячи километров и растянула свои коммуникации.
Да и, со слов Рокоссовского, было бы значительно эффективнее, если бы подполье скоординировало свои действия с РККА. Дождалось начала советского наступления на Варшаву и лишь потом восстало.
- В итоге польским восставшим удалось продержаться до октября, после чего Германия восстановила контроль над городом на три месяца, и в январе он был взят советскими войсками.
- Но, тем не менее, успех операции превзошел все ожидания и немцев, и советского командования.
Падение группы армий «Центр» послужило началом нового этапа в военных действиях. Группа армий «Север» оказалась в ловушке на территории Эстонии и Латвии, в то время как ставка была сделана на наступление по всему фронту. Возможно, если бы не дезинформация со стороны советских сил, судьба Германии могла бы сложиться иначе. Багратион лишь ускорил падение Германии, которое уже было неизбежно.