Оглавление
- Успех компании преимущественно формируется личностью руководителя, способностью управлять и принимать верные решения, хороший лидер - симбиоз профессионализма, понимание тонкостей бизнеса и корректная постановка целей и задач, находить и уметь применять новые технологии для роста конкурентоспособности, эффективное делегирование полномочий и корректное общение на одном языке.
- Сотрудники чутко ощущают отношение руководства к работе и видя отсутствие тяги к труду, быстро теряет интерес к общему делу, когда спад настроения— материальная мотивация не всегда удержит разочарованных, как только предложат лучше условия в другом месте, перейдет, не раздумывая.
- Люди хотят лицезреть лидера, который поможет расширить познание, добавит смысла, счастья, возвысит на новый уровень, даст ценные наставления с взаимопониманием и тактичным отношением. В лидере хотят видеть пример подражания, некий путь к счастью. Для этого не обязательно приходить на работу раньше подчиненных—важнее профессиональное отношение, но и не требуйте условий, которые сами будете нарушать ежедневно.
Успех компании преимущественно формируется личностью руководителя, способностью управлять и принимать верные решения, хороший лидер - симбиоз профессионализма, понимание тонкостей бизнеса и корректная постановка целей и задач, находить и уметь применять новые технологии для роста конкурентоспособности, эффективное делегирование полномочий и корректное общение на одном языке.
Сотрудники чутко ощущают отношение руководства к работе и видя отсутствие тяги к труду, быстро теряет интерес к общему делу, когда спад настроения— материальная мотивация не всегда удержит разочарованных, как только предложат лучше условия в другом месте, перейдет, не раздумывая.
Люди хотят лицезреть лидера, который поможет расширить познание, добавит смысла, счастья, возвысит на новый уровень, даст ценные наставления с взаимопониманием и тактичным отношением. В лидере хотят видеть пример подражания, некий путь к счастью. Для этого не обязательно приходить на работу раньше подчиненных—важнее профессиональное отношение, но и не требуйте условий, которые сами будете нарушать ежедневно.
Ища эффективные пути главе приходится экспериментировать от уговоров, упрашиваний и разъяснений до жестких способов передачи информации, выбор метода варьирует в зависимости от специфики компании, труда и индивидуальных особенностей каждого. Кому-то приказной стиль неприемлем, а кто-то эффективно работает только из-под палки. Дилемма при выборе поощрения или наказания. Наказания сотрудников чаще в организациях, где думают больше о сохранении рабочего места, а не о том, как привнести инновации и повысить продуктивность, может привносить плоды, но только в краткосрочной перспективе, поэтому чаще практикуют поощрение, создающее здоровую конкуренцию в коллективе, либо придерживаются классического «кнута и пряника».
Когда назначают новое руководство, коллектив либо принимает, либо отвергнет. Ситуация прояснится в первые 3 месяца в зависимости от профессионализма руководителя и численности штата. Редко ушедший начальник оставляет сплоченную профессиональную команду, принимающая стиль нового руководителя. Проаттестируйте коллектив, найдите общий язык, замотивируйте на продолжение работы. Бывало уходили от нового руководителя, оставив попытки найти взаимопонимание. Если старожилы нарушают порядок протестуя против нового руководителя, не применяйте сразу запугивания, наказания и увольнения только усугубят ситуацию. Недовольные запросто могут устроить коллективный саботаж.
Чтобы помочь сотруднику адаптироваться, расскажите о компании, ее структуре, корпоративной культуре, особенностях работы, представьте новичка коллективу, лучше закрепить за опытным наставником, вовлекайте в жизнь коллектива, оградите от токсичных сотрудников.
Объясните задачу и поинтересуйтесь, все ли ясно в работе. Часто, не желая опростоволосится, говорит, что ясно, а на деле боится, что сочтут неумехой. Спустя время, ответы не найдены и спрашивать неудобно. Есть риск услышать: “Ты сколько работаешь, а элементарного не знаешь! ”
Для предупреждения подобного формулируйте вопросы примерно так: какие задачи, которые выполняем, вызывают сложности или раньше не приходилось заниматься и чему бы хотели научиться?
Дайте понять, что сотрудник всегда может получить ответ, если не можете ответить сами - попросите разобраться других. Попервой новички могут ошибаться, и спрашивать, как с опытных некорректно. Если новичок ошибся - не лишайте премии и не наказывайте, а вместе разберитесь: почему произошла и как сделать, чтобы не повторялось. Пусть будет какой-то период, когда позволительны мелкие ошибки, разумеется неумышленные. Понятно, что неквалифицированный рабочий с первого дня должен работать, как все, а спецу, времени потребуется больше. Через время узнайте мнение сотрудников о новичке.
Обучайте всех новичков, если не можете организовать курсы – проведите самостоятельно. Разбирайте подробно, но не перебарщивайте, иначе можно получить несамостоятельного сотрудника, который будет бегать к вам с каждой задачей. Сразу приучите, чтобы приходил с вариантами решения трудности, а не с вопросом “А как тут делать?”. Сотрудники не могут читать мысли, и руководитель должен это понимать. Примеры вносят ясность, помогают формировать более четкое представление, что хотите получить в результате. Условие великолепного выполнения поручения — четкая и детальная инструкция. Задача, которая может быть истолкована неверно, наверняка будет неверна, для наглядности, опишите предмет, который не знают, не представляют, как выглядит, чтобы не видел эту вещь ранее и попросите нарисовать, что описали, насколько изображение будет близко к описанному объекту? Вероятно будет далекое сходство, и это нормально, с постановкой задач так же. У подчиненного свои мысли и воспримет поручение по своему, поэтому максимум деталей, без перегибов.
ВАЖНО постанавливая задачу не указывайте весь план действий выполнения, осветите критерии, а способ реализации – выполняет сотрудник, спросите: «Расскажи, как будешь это делать?»
Перед постановкой задачи, удостоверьтесь, что сотрудник сможет выполнить задачу и находиться в состоянии воспринимать и обсуждать ход дела. Важно не то, что говорит человек, важно – КАК. Вы не обязаны мыслить за подчиненного и, как будет выполнять дело, но можете помочь и поддержать, станьте ментором и наставником.
Новый сотрудник - возможность свежим взглядом выявить слабые места компании, возможно, у другого работодателя какие-то нюансы были устроены лучше. Дайте новичку право голоса, высказаться и новый работник будет знать, что его мнение что-то значит. Конец формы
Будьте открыты и доброжелательны, честны: размер оплаты, возможные штрафы за нарушения, негласные правила компании. Своевременно корректируйте поведение, не наказали пару раз за проступок - могут войти в привычку. Своевременно решайте судьбу новичка, если на испытательном сроке понимаете, что не по пути, то лучше расстаться сразу.
На новом месте: приезжайте раньше, слушайте, не бойтесь задавать вопросы, убирайте за собой без напоминания, оставайтесь собой, ясно оценивайте свои возможности. Выполняйте свою, а не чужую работу. Не участвуйте в сплетнях, на работе часто объединяются в небольшие группы, которые могут отвлекать, думайте о работе. Покажите, что на вас можно положиться, если пообещали выполнить задачу – обязательно сделайте к согласованному времени. По возможности не берите задачи, выполнить которые точно не сможете, вместе определять пути разрешения трудностей. Если не сумели выполнить обещанную работу, искренне сообщите о причинах неудачи. Умение признавать ошибки –важное качество построения отношений. Зачастую именно отсутствие доверия и взаимопонимания становится причиной возникновения разногласий. Это не всегда просто, но возможно.
Определите долгосрочные рабочие цели, где желаете быть через 5, 10 лет? Как в этом поможет настоящая работа? Устанавливайте четкие, достижимые цели и делайте их каждую неделю.
Благоприятно отзывайтесь о других, хвалите и поддерживайте, кто заслуживает. Относитесь с достоинством и уважением, будьте искренни и ведите себя уверенно.
Качественно трудитесь и находите способы принести пользу компании, предлагайте полезные идеи улучшения. Придумывайте несколько идей каждые пару месяцев и записывайте, обсуждайте идеи с начальником перед совещанием.
Пригласите коллег с такими же интересами пройти вместе курсы, хобби или спорт.
Отличная команда на одной волне с работодателем в целом и в том числе и в трудные моменты, способны сплотиться и помочь справиться с кризисом. С хорошего корабля не бегут, помогают выстоять.
Остерегайтесь чрезмерно любопытных, выуживающие информацию о зарплате, личной жизни или мнении о других, лучше не отвечайте на подобные вопросы. Часто такие люди пытаются нагнетать обстановку и докладывают о услышанном другим. Не сокращай дистанцию: многим твои привычки чужды. Не поддавайся на провокации, почти в любом коллективе есть фанат драмы, интриги или скандала на пустом месте, при этом сохраняя свою непричастность. Не распускайте слухи, не сплетничайте и не обсуждайте других. Информация в бизнес-среде расходится быстро, и сомнительные разговоры могут вмиг испортить репутацию. Возможно, публиковать откровения о коллеге или делиться фото с корпоратива — не лучшая идея, сегодняшний партнёр завтра может стать конкурентом и использовать, что узнал, против вас.
По иронии судьбы коллег видим чаще близких, так делай встречи приятными всем, улыбайся, постарайся узнать увлечения. Если зовут отдонуть после работы — не отказывайся, это отличный шанс познакомиться поближе и чувствовать на работе комфортно, улучшай навыки общения и будь приветливее и дружелюбнее.
Работа объединяет всех, но не ведите себя, будто ты среди «корешей», соблюдайте субординацию, дрес-код, культуру, этикет и чистоту. Люди делятся на, у кого хаос на столе и порядок в голове, и те, для кого порядок превыше всего. Не переживайте чрезмерно за чистоту — наводите порядок в конце работы, если стол приемный, то лучше убирать всё. Язык тела говорит больше, чем кажется. Не используйте слова, в значении которых не уверены. Избегайте мата, просторечий и слов-паразитов.
Слушая другого, поймёте, чего хочет, какие планы и интересы — заключаете ли договор, знакомитесь с поставщиком или проводите созвон, помогает налаживать отношения, заключать сделки и поддерживать репутацию.
Опаздывать, срывать сроки и нарушать обещания, значит не ценить время коллег и партнёров, приезжайте раньше назначенного времени. Если опаздываете, предупредите, покажете, что встреча важна и вы правда переживаете за опоздание.
Цени работу в команде, любые командные успехи— это совместный результат, как и любые неудачи. Плохие результаты говорят о неумении договориться и безответственности. Не будь индивидуалистом, не перетягивай внимание при победе и не уклонитесь от ответственности при поражении. Адекватная реакция на критику — это хорошо, как пинок роста, можешь исправить ошибки и недостатки - комфортнее работать в коллективе, который укажет на ошибки или просчеты, чем быть в притворном окружении улыбающимся в лицо и обсуждают тебя за спиной. Имей свое мнение и отстаивай позицию и убеждения в важных вопросах, без агрессии - вежливо и аргументированно. Уважайте чужое мнение, не отказываясь от своего. Кем можно помыкать, вряд ли будут относиться с уважением, если не до конца определились со своей точкой зрения, лучше не встревать в спор и обсуждения.
Почти у любого бизнеса есть тайны, которые стоит хранить, иначе компания понесёт убытки — например, потеряет клиентов или вообще станет банкротом - не делитесь важными данными о бизнес-процессах, ключевых партнёрах или уникальных методиках. Сохранить секреты компании помогает договор конфиденциальности — NDA, при нарушении виновный отвечает по закону — например, платит крупный штраф.
Временные рамки выполнения задания должны быть обозначены. Слова «быстро», «скоро», «срочно» трактуются по-разному. Никогда не ставьте крайние сроки, если сдача назначена на 1 июня, лучше назначьте дедлайн к 20 мая - страховка на случай, если что-то пойдет не так. Иногда задача может быть невыполнимой в силу разных обстоятельств, лучше сразу обозначать альтернативные варианты исполнения задания.
Ставьте достигаемые цели. Сколь ни старались подчиненные, цель никогда не достигается. Вроде и результаты неплохие, а удовлетворения нет: задание не выполнено. Босс просил поднять продажи в 3 раза, а подняли только в 2. Никому и не придет в голову, что поручение нельзя выполнить в принципе. У всех горечь поражения, если продолжается, сотрудники перестают чувствовать вкус победы, радоваться достижениям и праздновать результаты, окружает тлен и безысходность, так хорошие трудяги превращаются в планктон, еще несколько штрафов за невыполнение плана - и вуаля.
Проверьте согласованность задач, их соответствие целям компании. Противоречивые и неактуальные требования разрушают работу и вызывают недовольство сотрудников.
При узком фокусе, погружении в одну тему теряется общая картина, что может повлиять на результат.
Руководители не обращают внимания на то, что достигнуто. В результате у сотрудников падает мотивация.
Негативные цели усугубляют решение проблемы, типа «не опаздывать», «не забывать о…», и делаются головной болью сотрудников. Лучше не как «не опаздывать», а как «приходить на 5 минут раньше».
Не записаны изменения, риски, запасные варианты
Отсутствие мотивации
При большом количестве одновременно поставленных задач сотрудники теряются и могут упустить важное. Важно не количество выполненных задач, а их качество и приоритетность. Если сотрудник сам проранжирует задания - нет гарантии, что сделает правильный выбор, на данный момент наиболее важный компании, и поставить реалистичные сроки по каждой.
Нельзя требовать от работника выполнения задачи, ничего не предоставив, предложите материальные, информационные или человеческие ресурсы, которые помогут выполнить задачу быстро и качественно.
Спланированные действия лучше необдуманных, особенно актуально при групповом решении задач. Неважных задач не бывает. Задачи бывают:
Важные и долгосрочные. Например, увеличение количества клиентов, рост прибыли, выход компании на новый рынок.
Текущие важные. Пример: провести встречу с крупным клиентом, спланировать задачи на следующую неделю.
Повседневные. звонки клиентам, выставление счетов, отгрузка товара.
Ситуативные. организовать корпоратив, закупить материалы.
Для эффективности, руководитель должен получать обратную связь, лучше, чтобы исполнитель сдавал отчеты в оговоренное время. Если недовольны результатами, укажите четко на ошибки, не обобщая, отметьте, что получилось, плюсы и минусы, ошибкой руководства является, что относятся к хорошо выполненной работе, как к должному, важно вовремя подбодрить, дать совет, помочь в решении проблемы.
Есть много различных программам-планировщиков, помогающие контролировать работу, если задачу не успевает сделать светится красным сигнализируя о задержке. Не удерживайте в голове все задачи и сроки, вероятно запутаетесь, обычный блокнот не решит проблему. Используйте удобные программы: для небольших компаний: Trello, Basecamp, Wunderlist, Slack; для крупных проектов: JIRA, Redmine, Яндекс.Трекер; для целей, выходящими за рамки обычного планирования, CRM.
Желание быстрее получить результат может не совпадать с реальным положением и привести к ошибкам или срыву сроков, заметив на промежуточных этапах, подключайте дополнительные ресурсы или двигайте даты выполнения. Учитывайте, что часто задачи связаны: результат одной зависит от другой.
Если сотрудник не справляется с обязанностями, поговорите наедине, уверенно и по существу, применяйте не оценочные суждения, а объективные факты, в спокойном месте в удобное время. Осуждение перед коллегами – крайняя мера. Поддерживайте уважительные и профессиональные отношения даже с провинившимися. Если назовут неизвестные причины, оцените максимально объективно – даже, если не связаны с работой. Например, если сотрудник неожиданно готовится к тяжёлому разводу из-за измены, вероятно, не сможет сосредоточиться на работе хоть с взысканием, хоть без. Проблемы сотрудников –их проблемы и должны оставлять вне работы, вы не можете воевать с ветром –разберитесь в ситуации, измените к лучшему, что можно, и свести к минимуму ущерб, что изменить нельзя и вынесите решение.
Конструктив и поддержка даёте сотрудникам понимание, что вы всегда на их стороне - стороне команды. Практические советы или рекомендации, погружение в задачи конкретного специалиста – это лучший способ продемонстрировать объективность и нацеленность на результаты.
Неприятные разговоры с подчинёнными – неизбежная часть работы руководителя, будьте внимательны, объективны и помните, что главное – это улучшение итоговых результатов, а не раздача штрафов.
Сотрудник – это один из ценных активов компании, Вы вложились (потратились на рекрутинг, обучение, введение в работу) и продолжаете вкладываться, ожидая прибыль, с точки зрения управления активами есть всего одна ситуация, когда пора увольнять: вы уверены, что в итоге присутствие даст меньшую прибыль, чем его отсутствие.
Основные ситуации, в которых сотрудник убыточен:
- У вас больше нет работы для этого спеца.
- Человек работает нечестно.
- Сотрудник недостаточно квалифицирован - чаще следствие ошибки найма: задачи слишком сложны, либо дообучить, либо уволить.
- Специалист трудится непродуктивно, медлительность – не редкость, но иногда переходит за грань разумного и превращается в прокрастинацию. Если трата на работу всего 20% времени, проведите беседу, не сработала – штраф, не сработал – увольнение.
- Работник снижает общую продуктивность. Бывает, что специалист великолепен … но стоит уйти в отпуск, как результаты остальных подскакивают. Так случается, например, когда «звезда» щёлкает свои задачки, а потом отвлекает коллег от работы. Сперва попробуйте реорганизовать отделы, минимизируйте влияние проблемного спеца, в крайнем случае быдьте готовы к решительным мерам.